Миловидов Владимир Дмитриевич

Выступление на конференции "Российский фондовый рынок", 8 апреля 2009 года, Москва

I панель. "Государство и рынок в кризисных условиях".

Я считаю правильным выступать в конце, чтобы услышать много мнений, оценить их, сделать для себя выводы.

Начну с новости, уверен, что приятной. Буквально 20 минут назад Государственная дума во втором чтении приняла проект Федерального закона о внесении изменений в Закон о рынке ценных бумаг, который допускает на российский финансовый рынок иностранные ценные бумаги. Тот законопроект, который в свое время предложила ФСФР (это было чуть больше двух лет назад, лето 2007 года), прорабатывался, готовился, был принят сначала в первом чтении, был доработан, и вот сегодня 306 голосами этот законопроект был поддержан.
Собственно говоря, реализуется та идея, о которой говорили здесь присутствующие, о которой говорил Дмитрий Николаевич. Поэтому, я надеюсь, это не последняя стадия работы над законопроектом, предстоит еще одно чтение в Государственной думе, рассмотрение в Совете Федерации, рассмотрение Президентом. Я надеюсь, что мы пройдем эти этапы. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить депутатов Государственной думы, которые поддержали этот законопроект, и пользуясь случаем, обратиться к Дмитрию Николаевичу Ананьеву рассмотреть этот законопроект в Совете Федерации, помочь нам. Я считаю, что этот законопроект нужный и важный, он является одним из искомых кирпичиков в построении в России мирового финансового центра. Есть аксиома, в соответствии с которой рынок существует там, где существуют инвесторы. И принимая этот закон, мы прежде всего думали о том, чтобы создать условия для российских инвесторов на российских торговых площадках, иметь максимально возможный выбор финансовых инструментов, которые приемлемы для дин на данный или будущий момент времени. Я думаю, что в любой развитой стране для любых инвесторов, которые в этой стране существуют или формируются, важно иметь этот выбор, важно вкладывать свои средства в диверсифицированный портфель бумаг, прежде всего, в национальные ценные бумаги, тем самым обеспечивая инвестициями национальную экономику. Естественно, диверсифицировать и пакеты и с вои вложения в другие ценные бумаги, которым могут быть иностранные ценные бумаги. Я думаю, что в дальнейшем наше движение в виде законов и нормативных актов будет продолжаться и искомая заветная цель построения в России мирового финансового центра будет реализована.

Несколько слов хотел бы сказать об этом. Конечно, мировой финансовый центр - не только мечта, это определенная экономическая задача, экономический проект, который позволяет привлекать в страну значительные инвестиции. Другой вопрос: какой финансовый центр мы хотели бы построить? По итогам встречи "двадцатки" были опубликованы списки стран, которые в той или иной степени не удовлетворяют требованиям прозрачности, предъявляемым сегодня международными финансовыми, международными контрольными организациями.
Россия однозначно входит в так называемый "белый" список, удовлетворяя требованиям прозрачности. Но 14 финансовых центров из недавно опубликованного рейтинга выходят за рамки этого "белого" списка, находясь в различных "серых" и иных списках. Россия в списке мировых финансовых рынков занимает 60-е место. Я думаю, что при наличии этих 14 финансовых и налоговых офшоров, с учетом того отношения, которое сегодня мировое сообщество оказывает к этой проблематике, это место не самое позорное. Скорее, с нашей прозрачной системой контроля за финансовыми потоками мы достойны более важного места. И на самом деле строить финансовый центр по типу международного налогового офшора мне бы, по крайней мере, очень не хотелось. Любой мировой финансовый центр и идеальный мировой финансовый центр строится по принципу наличия местного устойчивого массового инвестора. И возвращаясь к теме кризиса, которая красной нитью проходит через все выступления, я хочу сказать, что этот кризис как раз показал несостоятельность моделей тех финансовых центров, которые построены по принципу аккумулирования международных ценных бумаг и международных инвесторов. И наиболее яркий тому пример - наш горячо любимый и постоянно конкурирующий с нами город Лондон, который на сегодняшний день (мы это видим воочию) теряет позиции. Объемы сделок в этой точке мировой финансовой системы сокращаются. И если где-то два- два с половиной года назад представители США говорили, что они утрачивают роль мирового финансового центра в конкуренции с Лондоном, говорили о том, что в результате жестких мер корпоративного регулирования в США инвесторы и корпорации уходят из Нью-Йорка, то сейчас мы можем сказать, что Нью-Йорк как мировой финансовый центр остается, продолжает лидировать, а Лондон как более льготная, либеральная точка, на сегодняшний день явно уступает свои позиции.

Примеры и цифры сегодня приводились очень яркие. Действительно, на протяжении двух месяцев - в сентябре и особенно в октябре прошлого года, - когда происходил массовый сброс российских бумаг иностранными инвесторами, в том числе за пределами России, основные объемы сделок пришлись на зарубежные рынки, прежде всего на Лондон. Но это длилось буквально два месяца с пиком в октябре. Начиная с ноября объемы сделок с российскими ценными бумагами на российском рынке превышают объемы сделок на международных рынках. Тот график, который демонстрировал Роман Юрьевич, наглядно это показывает. А пример со Сбербанком наглядно показывает, что не только может, но и должен развиваться рынок ценных бумаг, который не оглядывается, не пытается постоянно опереться на какой-то рынок-дублер в виде депозитарных расписок за пределами РФ. Рынок российских ценных бумаг, российских активов может существовать в России, должен существовать в России. И коль скоро мы говорим о том, что мы идем осмысленно на допуск иностранных бумаг сюда, мы должны думать о том, как закрепить российские ценные бумаги на российском рынке, как сделать так, чтобы ухода эмитентов за рубеж, причем даже не попробовав себя в виде участников российского рынка, не было. Если его не будет в силу экономического осмысления этой ситуации, в силу экономических стимулов, значит, оно будет благодаря ряду административных действий. Нам российский рынок нужно защищать. Что касается устойчивости локального рынка - здесь уже об этом говорилось, и я тоже об этом упомянул - это формирование устойчивого класса внутренних инвесторов. Без него, конечно, никакого мирового финансового центра, никакого собственно финансового рынка нам не построить. И для того чтобы класс финансовых инвесторов развивался, нам нужно сделать очень многое: не только сформировать необходимую нормативно-правовую базу, которая бы обеспечивала удобство в совершении сделок на финансовом рынке, не только защищала такого инвестора, но еще требуется формирование очень многих, иногда не закрепленных рамками законодательства норм, правил поведения участников финансового рынка. Константин Николаевич , цитируя Карла Маркса, вставил вместо слова "капиталист" слово "инвестор". Да, действительно есть инвесторы алчные, жадные неаккуратно ведущие себя на рынке. Да, но они инвесторы! Они инвесторы! Есть бизнес, который предоставляет таким инвесторам услуги. И мы знаем, одна из тем, которая обсуждалась в рамках "группы двадцати", и в тех материалах, которые есть - это в том числе порядок вознаграждения крупных финансовых институтов, который до последнего времени строился так, что это вознаграждение стимулировало менеджеров к принятию достаточно существенных рисков, для развития очень рискованных видов операций, в том числе для инвесторов, какие бы они алчные или жадные ни были. Ответственность участников финансового рынка, поведение посредников - это очень важный момент. И говоря о том, как с этим работать, как с этим иметь дело, нужно, безусловно, обращать внимание на саморегулирование. И здесь были сказаны очень правильные положительные слова в адрес НАУФОР. И я готов к ним присоединиться, когда мы говорим об инициативах саморегулируемой организации в области выработки предложений по совершенствованию законодательства, в области предложений по изменению законов, наших нормативных актов. Это, безусловно, очень правильная сфера деятельности саморегулируемой организации. Но она не главная сфера деятельности. Главная сфера деятельности состоит в том, чтобы устанавливать на рынке единые общие правила, которые бы самой средой финансового рынка исключали недобросовестное поведение его участников. Многое для этого сделано? Отвечу: не так много. Очень правильный шаг сейчас предпринят, но его надо довести до конца. Я знаю, что вместе с НАУФОР, вместе с АРБ, с рядом других участников финансового рынка подготовлено так называемое Генеральное соглашение, которое должно регулировать процедуры взаимодействия на рынке производных финансовых инструментов. Это очень важно, тем более что Правительством внесен в Думу закон о ликвидационном неттинге, который отсылает к возможности таких соглашений. Чтобы и закон, и соглашение заработали, нужно двигаться параллельно.

Но еще раз хочу сказать, что есть вопросы, лежащие в плоскости социальной ответственности, которая состоит в том, что на рынке нужно, извините за банальность, вести себя прилично. И в условиях кризиса, и в условиях приостановки торгов, когда нервы напряжены и у алчных инвесторов, и у регулятора, не нужно думать о том, что регулятор настолько наивен, что не понимает, когда идут сделки, которые случайным ли образом подводят индексы рынка до закрытия торгов, когда крупные участники рынка под шумок этого закрытия выходят с рынка, а вся эта масса нервничающих у своих отдаленных терминалов индивидуальных инвесторов, которых мы хотим на рынок затянуть, ругаются в форумах - ругают регулятора, ругают биржу за то, что она неожиданно приостановила торги, - и теряют деньги.
Это, коллеги, называется злоупотребление своим положением на рынке. Нужно помнить об ответственности, понимать, что нельзя такими методами действовать. Потому что клиенты сегодня забыли, завтра забыли, но послезавтра они запомнят, они все равно вернутся. Нельзя жить сегодняшним днем, нельзя думать о том, что сегодня мы проскочили, и дальше все зарастет травой, будет новая лужайка. "Кризис как возможность" называется сегодняшняя конференция. Возможности для чего? Для развития конкуренции - да! Для повышения устойчивости российского финансового рынка - да! Для развития новых финансовых инструментов - да! Но не для того, чтоб обманывать клиентов и своих же собственных коллег по бизнесу.

Дефолты, о которых здесь говорили. Не хочу углубляться в эту тему, кому надо, тот вспомнит и узнает, многие дефолты и невыполнение обязательств по обязательным офертам произошли не без участия профессиональных участников рынка ценных бумаг. Не без участия профучастников рынка ценных бумаг произошли проблемы приобретения облигаций, ставших потом дефолтными, целым рядом институтов коллективного инвестирования, в том числе негосударственными пенсионными фондами.
Коллеги, ответственность должна быть. Не думайте, что регулятор сидит и ждет, когда его похвалят за то, что он в просто горячке кризисной вовремя не посмотрел на исторический график ежедневных колебаний индекса РТС и согласился с предложением участников финансового рынка установить те пределы приостановки торгов, которые он установил. Сегодня бы параметры были бы другие. И спасибо Андрею Владимировичу за "спасибо" в отношении нашего нового регламента приостановки торгов, но я хочу сказать, что мы чересчур раздвинули эти границы. Конечно, мы сейчас не будем их менять, но я признаю честно, это было чересчур, перебор. На такие параметры российский рынок не падал никогда. Максимальные падения были в пределах 11-13% по основному индексу. Мы их раздвинули гораздо больше. Но что сделано, то сделано. Тем не менее, это шаг из прошлого, а нам нужно думать о будущем. Будущее определяется тем, что мы должны каждый друг друга уважать. А самое главное понимать, что этот кризис дает нам возможности для развития и совершенствования работы на финансовом рынке, но не для злоупотреблений.

Все то же самое касается коротких продаж, маржинальной торговли. Есть эти нарушения. Поэтому в свое время, когда речь впервые зашла об отмене коротких продаж, я предложил НАУФОР принять своего рода внутренний кодекс, некий регламент правил добросовестного поведения в части предотвращения манипулирования рынком. Где этот регламент? Где эти правила? Почему вы их не приняли? Мы готовы, скажем, завтра принять этот приказ, который вводит новое регулирование на рынке коротких продаж. Примем. Три процента хуже, чем пять, но лучше, чем совсем ничего. Примем приказ. И все, на этом все остановится? Нет, не остановится. Потому что если мы посмотрим на те требования, которые предъявляет сегодня Международная организация комиссий по ценным бумагам к другим регуляторам в области борьбы с таким явлением, как манипулирование и злоупотребление короткими продажами, мы увидим, что это регулирование очень детальное. Оно предполагает отчетность, соответствующий контроль за показателями, ограничения, которые регуляторы должны накладывать на короткие продажи. Поэтому это всё тоже будет делаться, для того чтобы рынок был стабильным. Любое регулирование является неким балансирующим фактором между естественной склонностью бизнеса зарабатывать прибыль и склонностью общества, чтоб этот бизнес работал в интересах этого общества. На этом балансе, собственно говоря, и построено регулирование: чуть-чуть смягчить требования общества, всю прибыль отдать обществу, смягчить требования бизнеса, всю прибыль из общества отдать в бизнес. Будем стараться, как можем, в своей части этот баланс восстанавливать. Но вопрос социальной ответственности - ответственности перед клиентами - это вопрос номер один на сегодняшний день. Потому что если мы выйдем из кризиса с теми же скелетами, которые мы сейчас старательно прячем в шкафы в процессе этих сложных периодов, я больше чем уверен, что не через год, не через два, не через три, никакой массовый инвестор на российском рынке не появится, потому что при любом первым открытием шкафа под названием "российский финансовый рынок" эти скелеты на него будут падать. Этого быть не должно.

В заключение я хочу сказать, что мы очень открыты к предложениям участников финансового рынка, мы, безусловно, готовы сегодня принимать и наши нормативные акты, вносить изменения в действующее законодательство. Здесь говорилось о регулировании такого вопроса, как собрание облигационеров. Сейчас это законопроект уже внесен в Правительство. Я надеюсь, что стадии согласования будут пройдены. Есть ряд других инициатив, есть закон о противодействии манипулированию и инсайду, который очень важен для российского рынка. Со всеми мы работаем. Я надеюсь, что наряду с законами, ужесточающими ответственность на финансовом рынке, будут появляться законы, которые стимулируют ответственность на финансовом рынке, либерализуют этот рынок и способствуют развитию бизнеса. Тем более что в этом году помимо кризиса у нас есть очень позитивный фон. Так сложилось исторически, что на этот год приходится большое количество круглых, памятных, как угодно можно называть, дат из истории российского финансового рынка. 200 лет назад - в 1809 году - был выпущен первый внутренний заем, который, собственно говоря, был направлен на стимулирование внутреннего инвестора, на привлечение денег внутреннего инвестора. В этом году исполняется 170 лет московской бирже, не Московской межбанковской валютной бирже, а её в каком-то смысле предшественнице. И РТС, и ММВБ являются наследниками этой биржи, поскольку они являются московскими биржами. 145 лет назад создан первый акционерный банк, 185 лет назад в России началось регулирование финансового рынка, когда был создан фактически первый регулятор финансового рынка Российской империи. Поэтому история богатая, она позволяет, её увидев, оценить тот шлейф позитивного прошлого, которое есть у российского финансового рынка. И нам дана уникальная возможность, благодаря, в том числе, и кризису, закрепить все эти исторические традиции в развитии российского финансового рынка, его укреплении и в итоге построении действительно одного из финансовых центров здесь, в России для того, чтобы Россия как развивающаяся, как крупная экономика могла опираться на свой мощный финансовый рынок.

Спасибо большое.

Дата публ./изм.
09.04.2009