Ананьев Дмитрий Николаевич

Выступление на конференции "Российский фондовый рынок", 8 апреля 2009 года, Москва

I панель. "Государство и рынок в кризисных условиях ".

ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформы

Ананьев Дмитрий Николаевич, председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Я признателен за возможность выступить на ежегодной конференции НАУФОР. И прежде всего в начале своего выступления я хотел бы дать свою оценку деятельности НАУФОР и непосредственно её руководителя.

Я оцениваю отношения профильного комитета Совета Федерации и саморегулируемой организации, коей является НАУФОР, как чрезвычайно эффективные, плодотворные, которые, может быть, на сегодняшний момент не в полной мере вылились в десятки современных конкурентоспособных законов, но, на мой взгляд, на сегодняшний день мы прикладываем усилия для того, чтобы реализовать эту задачу. И я оцениваю деятельность ассоциации как чрезвычайно полезную. Пока мы не сможем вместе обеспечить принятие современных конкурентоспособных законов, её сложно оценивать как эффективную, но как полезную оценить уже можно сегодня. Я надеюсь, что нам удастся вместе с НАУФОР продолжать строить долгосрочные и эффективные для всего рынка, полезные взаимоотношения.

Переходя к своей презентации, я бы прежде всего хотел охарактеризовать текущую ситуацию в видении нашего профильного комитета. То, что кризис продолжает негативно влиять на экономику нашей страны, очевидный факт, с которым мы столкнулись и на который должны реагировать и, к сожалению, должны проходить этот трудный этап в экономике нашей страны. Что касается антикризисных мер, которые реализуются правительством, то можно отметить и плюсы, и минусы. К плюсам я отнес бы работу с банковской системой, которая позволила избежать череды громких банкротств, антикризисные меры позволили преодолеть тот отток вкладов, который происходил в октябре-ноябре прошлого года. И я надеюсь, что та наметившаяся стабильность национальной валюты, которую мы наблюдаем с вами на протяжении последних трех-четырех недель, будет не просто трендом, а долгосрочным состоянием, результатом антикризисных мер, реализуемых правительством.

Что же касается минусов, то к ним мы относим такие тенденции, когда вместе с сокращением внешнего спроса (что очевидно из-за тех событий, которые происходят в экономике во всем мире), к сожалению, продолжает сокращаться внутренний спрос. Мы видим, что за короткий промежуток времени существенно сократились золотовалютные резервы. После подъема тарифов естественных монополий, который произошел в начале этого года - подняли до 30% муниципальные органы, железная дорога, - мы видим, как выросла инфляция. С начала года 5,4% - это крайне тревожный знак. И несмотря на то, что монетарные власти борются с инфляцией сжатием денежной массы и высокой ставкой рефинансирования, это только усугубляет, на мой взгляд, проблему и создает такую спираль дефолтов: заемщики имеют трудности с рефинансированием своих долгов. И несмотря на то что кризис выявляет неэффективные или ошибочные бизнес-модели компаний, даже эффективные компании, обладающие серьезными заимствованиями, имеют трудности с рефинансированием своих долгов, что добавляет остроту кризисным явлениям в экономике нашей страны. Подводя итог, я не могу не отметить крайне тревожный факт. В моей табличке представлено, что за предыдущие годы - с 2004 до 2007 года - корпоративные дефолты были единичными случаями и, скорее, исключением из правил. А конец пошлого года и начало этого - это уже десятки дефолтов. Если вопросы нынешней ситуации не начать решать системно, то, к сожалению, к концу года это могут быть уже сотни дефолтов по корпоративным облигациям. Это крайне тревожное явление, которое, вне всяких сомнений, будет способствовать тому, что страновой риск будет повышаться и будет являться негативным фактором против стабильности нашей национальной валюты. Как видится нашему комитету, главные проблемы фондового рынка на сегодняшний день - это неконкурентоспособная, несовременная законодательная база. Можно по пунктам перечислять позиции. Прежде всего, это законодательство в области налогообложения, в организации деятельности торговли, в клиринговой деятельности. Практически во всех аспектах, которые являются определяющими для фондового рынка, мы имеем крайне несовременное, неэффективное и неконкурентоспособное законодательство. Права инвесторов не защищены практически так же, как права финансовых институтов. Мы имеем крайне неэффективную, несправедливую судебную систему, которая в том числе тоже негативно влияет на все процессы, связанные с фондовым рынком. Также известная проблема, проблема растущего фондового рынка в Российской Федерации - отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Наличие в тучные годы крупных спекулянтов в том числе вызвало и отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора вызвало столь массовый отток капитала, который произошел начиная с августовских событий прошлого года. Несовершенная законодательная база не позволяет иметь тот широкий набор инструментов, который существует в развитых странах и позволяет им иметь диверсифицированный фондовый рынок.

Что касается деятельности Комитета Совета Федерации, то её пока можно охарактеризовать как функцию, которая обеспечивает те процессы, которые происходят в обычном, стандартном, привычном режиме. За прошлый год было рассмотрено и принято пять федеральных законов, рассмотрено десять законопроектов, на начало нынешнего года рассмотрен один федеральный закон и шесть законопроектов. К сожалению, несмотря на потребности нашего фондового рынка реализация программы "двадцать-двадцать" пока остается только в планах - важная и либеральная программа, подготовленная правительством, которая предусматривает принятие порядка 60 федеральных законов и более сотни подзаконных актов. Это именно та стратегия, реализация которой позволит создать конкурентоспособную законодательную базу и тем самым дать существенный и крайне необходимый импульс для развития фондового рынка в целом. Мы рассчитываем, что после утверждения правительством наши коллеги из профильного комитета Государственной думы и, соответственно, Совета Федерации активно включатся, и мы сможем в ближайшие год-полтора не столько декларировать количество принятых законов, сколько количество и качество, что позволит создать фундаментальную основу для конкурентоспособности нашего фондового рынка и экономики страны в целом.

На следующем слайде я пытался перечислить в рамках уже озвученной стратегии "двадцать-двадцать" те законопроекты, которых ждет рынок и которые позволят решить его насущные проблемы; без их принятия практически невозможно ожидать повышения конкурентоспособности нашей экономики и фондового рынка в целом. Я не буду их перечислять, потому что они достаточно четко обозначены на слайде.

Еще один, на мой взгляд, фундаментальный вопрос. Без создания условий для появления долгосрочных внутренних инвесторов ожидать серьезного развития фондового рынка практически невозможно. И опять ключевым вопросом решения этой проблемы является законодательная база. Без принятия тех самых законов, о которых мы говорим, ожидать серьезных изменений невозможно. В том числе мы с вами вместе чувствуем недостаток системных решений. Несмотря на то что на сегодняшний день мы наблюдаем развитие кризиса в нашей экономике, на наш взгляд, сейчас время принятия системных решений, которые позволили бы заложить основу будущего роста. И делать это нужно во время кризиса, прямо сейчас.

Завершая свое выступление, я, как многие оптимисты, на этом слайде отразил ряд идей, о которых сегодня многие прагматичные и разумные люди скажут: "Вот это фантастика!". "Россия - международный финансовый центр" или "рубль - национальная резервная валюта" сейчас звучит как сверхоптимистичное заявление или как сверхзадача. Но я хотел бы ответить словами Сергея Павловича Королева: "Нам надо не бояться и мечтать и научиться претворять свою мечту в жизнь". И в этой части создание в России МФЦ и превращение рубля в резервную валюту, наверно, в полной мере смысл и те действия, которые в свое время Сергей Павлович как гениальный конструктор реализовал. Я думаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы добиться не менее важных для экономики нашей страны успехов.

Спасибо!

Дата публ./изм.
16.04.2009