О конференции >>
Материалы предыдущих конференций >>
Москва, Российский фондовый рынок 2009, 8 апреля 2009 года >>
Стенограммы >>
Курицына Елена ИгоревнаВыступление на конференции "Российский фондовый рынок", 8 апреля 2009 года, Москва IV панель. "Ужесточение ответственности за манипулирование и инсайд и вопросы управления рисками". Курицына Елена Игоревна, заместитель руководителя ФСФР Уважаемые коллеги, добрый день! Уже не первый год НАУФОР проводит свои профессиональные конференции, которые всегда характеризуются высоким уровнем участников и высоким уровнем профессионального обсуждения наиболее важных и серьезных вопросов, с которыми нам всем приходится или предстоит столкнуться. И сегодня мы будем обсуждать ту тему, которая практически для всех здесь присутствующих станет актуальной совсем скоро, поскольку, как все прекрасно знают, на следующей неделе вступят в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, новая редакция статьи 51-й Закона о рынке ценных бумаг, которая вводит новое понятие "манипулирование на рынке ценных бумаг". Я не хотела бы подробно и долго останавливаться на характеристике этих законов, потому что, мне кажется, вы их, наверно, уже изучили, посмотрели, как это может работать применительно к каждой конкретной компании, к каждому конкретному клиенту. На чем хотелось бы остановиться, понимая, что это вызывает наибольшее количество вопросов и наибольшую обеспокоенность со стороны профсообщества? Мы продолжаем работу над так называемым базовым законом о манипулировании и инсайде. И как мне представляется, именно изменение в законе о рынке, вводящее новое определение "манипулирование на рынке ценных бумаг", сейчас очень своевременно и должно стать для нас - и для регулятора и для рынка - очень хорошим поводом для того, чтобы на практике еще раз переосмыслить и оценить и попробовать избежать ошибок при дальнейшей работе уже над основным законопроектом. Те составы манипулирования, которые сейчас описаны, описаны достаточно подробно, предполагают запрет на совершение этих действий собственно самими профучастниками и их клиентами и предполагают возможность наступления пока только административной ответственности в соответствии с КОАП, для брокеров остаются все лицензионные последствия, которые и раньше были предусмотрены, плюс возможное наступление имущественной ответственности в случае если заинтересованными лицами будут предъявлены соответствующие иски в суд. Здесь мне бы хотелось чуть подробней расшифровать понимание Федеральной службы, потому что, насколько я сейчас понимаю, нету однозначной трактовки и однозначного понимания в кругу профессионального сообщества в том, что имеется в виду именно в той части, которая волнует больше всего, - в части ответственности. Безусловно, все говорят, что страшнее всего уголовная ответственность, и когда раздаются голоса против поспешного, непродуманного и, может быть, излишне строгого законодательства противодействия манипулированию, это то, что придут и всех посадят. Уголовная ответственность будет введена. По нашему мнению, она должна быть совершенно точно. Но введение уголовной ответственности за манипулирование и инсайд станет возможным только после принятия основного закона, который сейчас находится в Государственной думе. Именно поэтому я говорю, что сейчас нам сам случай предоставил возможность хотя бы по манипулированию посмотреть, как работают составы, которые уже есть сейчас, посмотреть, какие проблемы у вас возникают на практике с точки зрения применения этого по отношению к клиентам, какие дополнительные риски переходят на брокера с его клиента, когда именно клиентом совершаются какие-то незаконные неправомерные действия, с тем, чтобы отточить формулировки и разрешить все эти вопросы уже в основном законе. Ответственность по уголовному праву по такому составу будет наступать только при наличии вины. Соответствующий состав будет включен в главу 22-ю УК. Глава 22 предполагает не просто вину, а вину в форме прямого умысла. Любое преступление в сфере экономической деятельности признается преступлением, если в действиях лица был прямой умысел на причинение вредных последствий, которых, собственно, хотелось бы избежать. Здесь, на мой взгляд, принципиальная разница с ответственностью административной. По нашей концепции, которой мы сейчас следуем и в рамках которой работаем, развиваем это законодательство, административная ответственность может наступать и в случае, когда у брокера или его клиента, совершившего те действия, которые сейчас по Закону о рынке ценных бумаг признаются манипулированием, даже если прямого умысла не было и эти действия были совершены в результате неосторожности. То есть если лицо, работая на рынке, обладая определенным опытом, необходимым профессиональным уровнем, не могло не знать и не понимать, что эти действия: а) запрещены законом и б) могут привести к тому, что цена финансового инструмента либо объем, либо спрос, либо предложение двинется в ту или иную сторону, то административная ответственность наступает даже без наличия вины в форме прямого умысла, даже если мы её не сможем доказать. Это достаточно больной для многих вопрос, потому что в любом случае это публичная мера. Тем не менее отношения должны быть защищены, и эти отношения будут защищаться, в том числе, такими способами. Далее - что тоже вызывает у нас большой круг вопросов и что существенно будет отличать разрабатываемый законопроект от того, что у нас есть сейчас. Мы стараемся не ограничивать законодательство о манипулировании и инсайде собственно формальным запретом на совершение этих действий. Как нам представляется, зачастую формальный заперт без создания эффективной комплексной системы противодействия, каких-то оградительных мероприятий просто будет неэффективен, он не будет работать. Поэтому основным и принципиальным моментом в этом смысле для базового закона будет разработка и создание системы мер, направленных на предотвращение манипулирования и инсайда. Очевидно, что по инсайду очень много требований непосредственно к тем субъектам, внутри которых формируется инсайдерская информация - это эмитенты, определенные органы государственной власти и так далее. Что касается манипулирования, там тоже есть определенные вопросы, которые имеют непосредственное отношение уже к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Требования, которые выдвигает законопроект, - это наличие ответственного должностного лица, которое будет отвечать за соблюдение всех правил работы брокера, за инсайдерской информацией и за соблюдение всех правил, которые будут установлены в целях предотвращения манипулирования. И второй механизм, который сейчас предусмотрен, - мы пошли по пути возможности наделения брокеров дачи некой оценки действий его клиента. Понятно, что бывают разные случаи (мы даже обсуждали это сейчас в кулуарах до того, как началась эта секция). Бывают случаи, когда только ленивый и слепой и смотрящий в другую сторону контролер или трейдер не поймет, что в действиях клиента очевидно манипулирование. Понятно, что клиенты бывают продвинутые, которые могут это сделать через двух брокеров, каким-то другими способами, формально и по ощущениям не будет ясно, что в действиях клиента возможны какие-то проблемы. Так или иначе, мы предполагаем, что у брокера должна быть обязанность отслеживать подозрительные, нестандартные действия клиента, и если брокер имеет основания полагать, что действия клиента все-таки нарушают заперт на манипулирование, уведомлять об этом Федеральную службу по финансовым рынкам. Требует дополнительного обсуждения вопрос о необходимого закрепления в законодательстве права брокера отказаться от исполнения конкретного поручения, если у брокера есть понимание, что поручение подается клиентом в целях манипулирования. Есть позиция, что достаточно соответствующие права и полномочия брокера установить в договоре с клиентом. Здесь мы открыты для дискуссий, предложений, обсуждений, как в общем-то открыты для обсуждения с профессиональным сообществом законопроекта и всего регулирования, которое касается данного вопроса в целом. Сейчас я как раз отвечу на вопрос нашего уважаемого модератора - безусловно диалог регулятора и профессионального сообщества в рамках подготовки, разработки и правоприменения этого закона не просто приветствуется, а необходим. Без этого диалога мы получим мертворожденный продукт, который будет невозможно применять, который будет нести правовые риски и для вас, и, поверьте, для нас тоже. Я думаю, что для этого как раз таких последствий хотелось бы избежать и нам, и вам. Если говорить о практической стороне вопроса, то она выглядит следующим образом. Законопроект сейчас находится в Госдуме. По словам наших коллег, из Думы он должен пройти первое чтение, после этого будет начата работа - уже создана рабочая группа в рамках Комитета по финансовым рынкам - по доработке законопроекта ко второму чтению. Мы надеемся, что вы не останетесь равнодушными к этому процессу, не важно, будет ли конкретный человек включен в рабочую группу или же это будет объединенное мнение представителей рынка, которое мы услышим через саморегулируемые организации. Главное, чтобы мы не потеряли связь, и чтобы потом на выходе не получился неработающий акт, который в лучшем случае может быть потом использован, чтобы показать нашим западным партнерам, что Российская Федерация - ура-ура-ура! - наконец-то получила законодательное регулирование в этой области. Мы прекрасно понимаем, учитывая саму сложность регулируемых правоотношений и постоянную изменчивость этих сущностей, не всегда стандартные схемы (понятно, что если какие-то определенные схемы выявляем, запрещаем, ограничиваем, то есть возможность всегда изобрести что-то новое, придумать, как обойти очередное ограничение), что одним законом дело не обойдется. Поэтому уже сейчас мы обратились к НАУФОР с предложением начать работу над кодексом поведения, стандартами работы брокера, направленными на предотвращение манипулирования со стороны клиентов, работников брокера и на предотвращение использования инсайдерской информации. Работа НАУФОР ведется достаточно активно, мы находимся по этому поводу в постоянном контакте. Это все, что хотелось рассказать о планируемом законодательстве. Поскольку секция разделена на две части, и обе попадают в мою сферу ответственности, еще пару слов относительно рискориентированного надзора, рискориентированного внутреннего контроля и о том, как в условиях, в которых сейчас находится российский финансовый рынок. Я сейчас могу говорить только от себя лично, потому что концепция только разрабатывается в рамках Закона о пруденциальном надзоре. Когда мы говорим о рискориентированном надзоре и рискориентированной работе профучастников, мы не должны говорить лишь о конкретных финансовых показателях, нельзя закрыть любые риски банальным показателем размера собственных средств и соотношения чистых активов брокера к средствам клиентов, которые находятся у него в доверительном управлении или переданы ему как брокеру. Цифры - это хорошо, но это работает не всегда. Надо понимать, что ФСФР при регулировании конкретных сегментов деятельности профучастников прежде всего исходит из возможности системных рисков в первую очередь для клиентов и затем уже для участников рынка. Дата публ./изм.
16.04.2009 |