Выступление генерального секретаря IOSCO Г.Танзера, 12 мая 2010 года:

ИОСКО - уникальная организация, цель которой - определить общие стандарты регулирования рынков ценных бумаг. Наши члены - государственные организации, занимающиеся регулированием рынков ценных бумаг, представители более 100 стран, как развитых, так и развивающихся, в том числе большое количество регулятивных органов.

Активность ИОСКО перед кризисом имела нишевый характер: мы в основном занимались потребностями регуляторов на рынке ценных бумаг. Организация была задействована в межсекторальной работе с банками, страховщиками. Эта позиция после кризиса изменилась навсегда. ИОСКО как эксперт теперь вовлечена в более широкую деятельность, потому что финансовая система столкнулась с глобальными проблемами.

В начале кризиса, в ноябре 2007 года мы создали рабочую группу, которая занималась вопросами ликвидации последствий финансового кризиса. Доклад рабочей группы был представлен в мае 2008 и определил стратегическую программу работы на будущее. Рекомендации доклада касались в основном трех групп вопросов.

Во-первых, обеспечение прозрачности и возможностей due diligence для инвесторов; во-вторых, риск-менеджмент и пруденциальный надзор; в-третьих, проблемы оценки, особенно оценки рынков в неликвидном состоянии.

Кроме того, ИОСКО пристально изучала работу рейтинговых агентств, обращая особенное внимание на ту роль, которую играли их оценки на рынке структурного финансирования. В 2007 году мы пытались определить, насколько принципы работы рейтинговых агентств соответствуют нашим стандартам. В итоге мы внесли в наши документы некоторые поправки, с тем чтобы обеспечить целостность процедуре присвоения рейтингов, а также адекватный подход к инвесторам и трейдерам и гарантировать конфиденциальность материалов РА.

Члены ИОСКО разрабатывают механизм, где и регуляторы, и инвесторы получают гарантии того, что РА придерживаются норм кодекса. Мы можем координировать надзор на РА. Г20 одобрила Меморандум ИОСКО в качестве международного стандарта. Все члены ИОСКО должны ему следовать.

Начиная с 2008 года, ИОСКО продолжала фокусировать усилия на работе в тех сегментах, которые являются по преимуществу сферой деятельности регуляторов, но в целом имеют более широкое значение, для всей финансовой системы. Такими сегментами являются: - совершенствование международных стандартов финансовой отчетности; Обеспечение доверия инвесторов через различные меры по усилению мер на трансграничном пространстве; построение более гибкой финансовой системы через изменение подходов к хедж-фондам, а также расчетам и клирингу; прозрачность рынков; а также стандарты раскрытия операций, особенно операций со структурными продуктами.

Для того чтобы решить вопросы кризиса, важна координация и кооперация регуляторов. Очень важно вырабатывать новые законодательные и регулятивные решения. Это нашло отражение в рекомендациях Г-20, ориентированных на создание более адекватного надзора за рынками капитала и более прочной банковской системы. Задача была изначально делегирована Совету по финансовой стабильности. После саммита Г-20 в 2008 году ИОСКО, которая прежде занималась исключительно проблемами рынка ценных бумаг, перешла к более широкому кругу вопросов, поскольку существует потребность в совместных глобальных решениях.

Существовал риск в том, что вопрос ликвидации последствий кризиса рассматривался исключительно через призму помощи тонущим банкам. В то время как адекватного внимания другим проблемам не уделялось. Однако существует потребность сосредоточиться также на характеристиках рынка и инфраструктуре: кризис выявил наличие определенных проблем в этих зонах. Это очень важно, поскольку основные причины возникновения кризиса возникли именно там, включая избыточный леверидж, конфликт интересов, объемы кредитования и неадекватность оценок секьюритизации. Неадекватное использование забалансовых инструментов, а также очень большие компенсации. Рынки стали передаточными механизмами рисков.

Состояние рынков очень важно для системной стабильности. Таким образом, ответ ИОСКО на вопросы, поставленные на саммите Г-20, состоял в запуске трех рабочих групп. Они рассматривали вопросы, связанные: с короткими продажами; с работой хедж-фондов; с нерегулируемыми продуктами и рынками.

Эти группы закончили работу в 2009 году и представили общие принципы координированного подхода за этими сегментами. Они сводились к следующему.

Короткие продажи. Были разработаны 4 принципа эффективного регулирования коротких продаж. Необходимость контролировать шорты со стороны регулятора и отчитываться регулятору. Но регулирование не должно препятствовать активности профучастников.

Были разработаны 6 принципов регулирования хедж-фондов: обязательная регистрация; обязательный надзор за текущей деятельностью; информация для оценки системных рисков международная кооперация в оценке системных рисков. По нерегулируемым продуктам также был ряд рекомендаций, в том числе регулирование риска контрагентов и прозрачность рынка и продуктов, обязательность надзора.

Позднее ИОСКО и Комитет по платежным системам пересмотрели текущие регулятивные принципы для платежных систем, систем клиринга и расчетов, а также для центральных контрагентов. Эти системы составляют большую часть инфраструктуры, играют важную роль и очень хорошо показали себя в кризис. Никто из них не вышел из штатных режимов работы, не пережил дефолтов.

Когда обанкротился «Леман Бразерс», была неопределенность относительно того, как будут решаться вопросы его задолженностей, поскольку многие из них были внебиржевыми и не клирились через центрального контрагента. Но оказалось, что система клиринга обладает достаточным запасом прочности.

Сейчас вполне актуально подумать о том, какие инструменты внебиржевого рынка могли бы клиринговаться через центрального контрагента. Это следует стимулировать, поскольку это могло бы избавлять от системных рисков.

ИОСКО является участником Комитета по финансовой стабильности, и нас пригласили поучаствовать в работе по финансовой кооперации. Мы играем центральную роль в разработке международных стандартов регулирования. Мы гарантируем участие различных национальных регуляторов. Как организация, устанавливающая международные стандарты регулирования, ИОСКО привержена принципам международного сотрудничества. Именно поэтому в феврале 2009 года мы пригласили Бразилию, Индию и Китай присоединиться к работе нашего Технического комитета.

Мы пересмотрели нашу структуру и стратегические цели с тем, чтобы иметь возможность быстро реагировать на проблемы развивающихся рынков, и предлагать дополнительные решения в духе решений Г-20. Хотя оперативное регулирование по-прежнему остается прерогативой по преимуществу национальных регуляторов, сегодня реальность заключается в том, что финансовые рынки стали глобальными. Поэтому необходимо большее международное сотрудничество для установления международных стандартов и их дальнейшего внедрения с целью обеспечения большей стабильности рынков.

Мы также пересмотрели наши принципы регулирования рынков ценных бумаг. Впервые такие принципы были разработаны в 1998 году, и мы призывали тогда национальных регуляторов согласовывать свои требования с нашими принципами.

Следует признать, что с тех пор мир изменился очень серьезно. ИОСКО пересмотрела эти принципы, чтобы они адекватно отражали роль регуляторов на рынках ценных бумаг при борьбе с системными рисками. Мы разработали новые принципы идентификации и мониторинга за источниками системных рисков; системный риск может повлечь эрозию доверия к рынку, поэтому нужно более заботиться о прозрачности, в том числе межсекторальном. Особого внимания требуют вопросы защиты интересов инвесторов.

Мы признали, что границы регулирования нуждаются в периодическом пересмотре; мы рассмотрели различные вопросы регулирования в банковской системе, в страховании, пытались выявить зоны, в которых риски недостаточно охвачены. Наш обзор включает также рекомендации по усилению надзора в целях усиления финансовой стабильности и смягчения рисков за границами зоны регулирования. Риски должны выявляться своевременно и квалифицированно. Следует уделять особую роль мониторингу рисков системно важных участников рынка. Мы также стали иначе расценивать роль саморегулируемых организаций. СРО могут требовать введения этических стандартов, могут предложить достаточно хорошую экспертизу, более быстро и гибко реагируют на изменения рынка.

СРО могут играть очень большую роль, форматы их деятельности следует распространять как можно шире, в том числе на российском рынке. Основная идея борьбы с кризисом - это кооперация. Любая регулятивная система должна быть встроена в общий процесс. Мы работали над этим все последнее десятилетие, это было центром нашей работы, начиная с того времени, когда ИОСКО разработала и приняла многосторонний Меморандум о взаимопонимании.

Меморандум устанавливает международные стандарты сотрудничества, он очень важен в борьбе с нарушениями на рынках ценных бумаг. Он пытается преодолеть барьер между юрисдикциями. К меморандуму присоединились 65 членов ИОСКО, еще 45 членов заявили о частичном использовании документа. ИОСКО сотрудничает также и с неприсоединившимися, а также нерегулируемыми юрисдикциями. Использование Меморандума будет очень эффективным для мировых рынков. Приятно отметить, что ФСФР России также активно стремится присоединиться с Меморандуму, стать полным участников.

И наконец, о будущем. Работа ИОСКО - это часть общей работы, призванной повысить стабильность финансовых рынков и привести к их росту. Члены ИОСКО верят в то, что при выработке новых норм глобального регулирования их голос будет услышан. Они обладают всеми возможностями и полномочиями для того, чтобы идентифицировать и смягчить возможные риски в будущем. Но, продолжая заботиться о безопасности финансовой системы, вправе ли мы создавать у инвесторов ложное впечатление, что все финансовые инструменты являются безопасными?

Дата публ./изм.
19.05.2010