Харламов Сергей Константинович

Вторая Уральская конференция НАУФОР "Российский фондовый рынок 2009", Екатеринбург, Хаятт Ридженски, 13 октября 2009 г.

Харламов Сергей Константинович, заместитель руководителя ФСФР России:

Действительно, Андрей задал правильное направление вопроса обсуждения: насколько и в какой степени должны быть направлены усилия регулятора в смысле стабилизации ситуации на рынке и в смысле её развития. Я думаю, что здесь односложно ответить нельзя - что есть действительно краткосрочные темы, которые были заданы нам собственным ходом развития кризиса, особенно в острые его фазе, в фазе эскалации кризиса. И есть так же ряд стратегических задач, которые мы не принимали (во внимание - прим.) до кризиса и, собственно говоря, решаем и в настоящий момент. Основной фабулой регулирования должно быть развитие рынка, и в этом смысле должны быть определены стимулирующие меры. Речь идет, в том числе, и о привлечении сбережений населения в инвестиции на рынке. С точки зрения развития профессиональных участников рынка, я полагаю, что мы не в ущерб надежности участников должны принимать меры и вводить регулирование, которые бы способствовали развитию, последнюю очередь региональных участников.

Как изменился рынок за прошедший год? Я посмотрел - наверно, он сильно сократился. Нет, за прошедший год количество участников рынка уменьшилось чуть более ста. На 1 октября 2008 года было 1854 лицензированных участника, на 1 октября 2009 года - 1712. За год было выдано 667 лицензий, то есть это достаточно серьезный оборот, показывающий тенденцию изменения количества участников. Ровно год назад были примерно те же самые цифры.

В острой фазе кризиса мы предпринимали так называемые антикризисные меры - это и пресловутые приостановки торгов, сейчас наконец-то совместно с биржами нам удалось ввести понятный и прозрачный механизм приостановки; изменения, связанные с регулированием коротких продаж; ряд поправок в нормативные акты, связанные с дефолтами облигаций; на законодательном уровне решаем вопрос о введении института собрания облигационеров.
С точки зрения направления развития регулирования я назвал бы несколько блоков: это изменения, связанные с инфраструктурой рынка - в первом чтении рассмотрен Закон о биржах и организованных торгах и подготовлены поправки ко второму чтению; подготовлен и согласован на межведомственном уровне Закон о клиринге (закон определяет предмет клиринговой деятельности, субъектов этой деятельности, вводит центрального контрагента, который является ключевым элементом управления рисками, системы расчетов, исполнения обязательств), в ближайшее время он будет внесен в Думу; так или иначе идет проработка вопроса, связанная с реализацией централизованной системы учета. Еще одно направление работы - поправки в законодательство, стимулирующие развитие рынка. Это в первую очередь поправки в
Налоговый кодекс, заданные необходимостью урегулировать вопрос с взиманием НДС при проведении срочных сделок на рынке, и взимание налогов на прибыль в случае деятельности таких институтов, как клиринговые организации и центральный контрагент. Кроме того, рассматриваются поправки, связанные с налогом на доходы физических лиц, которые бы стимулировали последних при инвестировании в инструменты срочного рынка; налогообложение сделок РЕПО. Предлагаемые поправки будут действовать уже в следующем году. Еще одни стимулирующие поправки относятся к институту ликвидационного неттинга. Будут подготовлены поправки и перечень нормативных актов, связанные с введением пруденциального надзора и реализацией компенсационных механизмов на рынке. Соответствующий проект закона подготовлен ФСФР совместно с другими ведомствами. На нашем сайте недавно была размещена последняя версия по итогам согласования между ведомствами. И сейчас он находится в заключительной стадии межведомственного согласования. Нам необходимо теперь разработать перечень нормативных актов, которые будут разрабатываться в развитии этого закона. Я думаю, здесь создан баланс стимулов - с одной стороны, строгость регулирования, с другой - возможности для развития. В этом законе определены требования к участникам, учредителям профучастников, требования к самим организациям, требования к финансовой надежности и группы показателей-нормативов. Также к участникам рынка, которые работают с населением, вводится требование об обязательности членства в саморегулируемых организациях. Вводится понятие "компенсационных фондов", которые будут создаваться на уровне СРО.Я думаю, это единственный способ реализовать механизмы компенсации на рынке. Мы понимаем, что экономическая ситуация такова, позиция ведомств такова, что нужно начинать с компенсационных фондов при СРО. Этим законом вводится целый ряд требований к профучастникам по отношению к управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Очень важная дискуссионная тема связана с определением новых требований к собственным средствам, поскольку она может определить в дальнейшем весь облик нашей финансовой системы. Каким образом дифференцировать эти требования к участникам рынка? Сейчас задана некая очень высокая планка к нормативам достаточности капитала, которая негативно воспринимается участниками рынка, и НАУФОР в этом отношении определяет свою позицию. Пока я думаю, что позиция регулятора в этом отношении будет оставаться неизменной, но во многом ситуация будет определятся законодательством о пруденциальном надзоре. Здесь очень важно понимать - какие операции осуществляет участник, какие риски несут те или иные операции, соответственно, в зависимости предоставляются розничному инвестору или нет. Дифференцированные требования к нормативным достаточности капитала можно ввести к уровне требованиям лицензиям участникам и тем операция которые допустимо допустимы и возможны. Все эти вопросы, я полагаю, мы обсудим в ходе сегодняшней конференции.
Дата публ./изм.
29.10.2009