Материалы предыдущих конференций >>
2009 год, Уральская конференция НАУФОР, 13 октября >>
Стенограммы >>
Круглый стол >>
Круглый стол "Развитие региональных компаний на фондовом рынке"Екатеринбург, 13 октября 2009 года, Максимов Михаил Игоревич, первый заместитель председателя Правительства Свердловской области: Прежде всего я хотел бы поддержать Сергея Константиновича и поблагодарить за то, что он взял на себя эту роль «губки», участников круглого стола - за то, что они конструктивно и содержательно предложения все звучали, учитывая, что два часа мы уже обсуждаем детали, я в своем выступлении уйду в философию. Потому что мне конечно, было очень отрадно было здесь присутствовать не с точки зрения фондового рынка, а с точки зрения самого диалога, который здесь происходит. И вот это взаимоотношение предпринимательства и государства - это наверное, фундаментальная проблема, которую нужно обсуждать сейчас и на региональном и на федеральном уровне вообще со всем предпринимательским сообществом, и не только в части развития фондового рынка. Вот очевидный кейс, который показывает, как все эти черномырдинские фразы «хотели как лучше…» работают у нас сейчас в нашей жизни: И если посмотреть в реалиях, то самая заинтересованная категория в развитии, именно не на словах, а на деле - это предпринимательское сообщество. И когда мы ставим какую-то цель, мы должны понимать, какая группа людей, какое сообщество будет работать над реализацией этих целей в жизнь. И мы видим, что такая идет системная ошибка, она, видно, еще с советской плановой экономики осталось, какая-то иллюзия планов, иллюзия программ, того, что если чиновник напишет хорошо, проработанный документ, то тогда что-то в жизни произойдет. Это абсолютно не так. Если есть личность, если есть человек, который заинтересован в тех целях, тогда что-то произойдет. То мы конечно должны поддержать этого человека, этого предпринимателя, управленца, который работает в этой сфере, где мы ставим задачи развития. И мы видим, что, к сожалению, мы не очень сильно это как-то делаем. Все эти ужесточения - я приведу примеры, связанный с иностранной рабочей силой - давайте вообще отменим все эти квоты - да не исчезнут они от нас. Нужно когда проходит какое-то ужесточение смотреть - кого оно бьет в первую очередь. К сожалению получается что в первую очередь бьет по добросовестным, долгосрочным предпринимателям, на сознательных людей, которые действительно хотят работать по закону, тех, которые не ищут уловок и лазеек каких-то. Те, которые хотят обойти - обходят. Пример Форекса - достаточно очевидный. Поэтому в этой дискуссии я на стороне предпринимательского сообщества. Как пример - приведу с авиацией связанный, я там долго проработал. Когда мы говорим про малую авиацию - тоже парадокс, с которым мы сталкивались - у нас абсолютно не разрешают летать на малых самолетах. И такая аргументация - убийственная: это же все сложно, воздушное пространство, сюда можно допускать только прям от бога рожденного летчика. Если государство думает, что за штурвал самолета обязательно сядет какой-то идиот, который и собой не дорожит, и своего ребенка или друга разобьет, взлетев на этом самолете - наверное, это иллюзия. Также и предприниматель. Если он этим делом занимается, идет в это, не надо на него смотреть как на маленького ребенка, которого надо прям флажками со всех сторон обставить, и каждый день говорить, чтобы звонил утром, в обед и вечером, и если он не позвонил - поставить его в угол и не отпускать к друзьям. Вот это нужно менять. И второе - я скажу с точки зрения региона. Абсолютно точно, что региональные игроки для региональных властей очень важны как неотъемлемые моторы-инструменты развития нового и вытаскивания территории на другой уровень. Не работают федеральные игроки сейчас в конкуренции между регионами. Они берут свою типовую нишу и обрабатывают ее. Простой пример - это банки. Мы хотели бы, чтобы региональные банки сливались между собой, а не растворялись в федеральных структурах, потому что с федеральным банком - ну невозможно договориться по реструктуризации! Мы видим, как у них моментально меняются вектора. То есть предприятие закредитовано и ему в дефолт впихивают весь кредит, которые был на три года, из-за того, что у него появился исполнительный лист от пристава, и формально в договоре - это основание. Когда человек брал кредит, и не думал об этом. У нас были такие прецеденты. То есть когда предприниматель берет долгосрочные деньги и сидит спокойно, зная, что ему еще лет пять до погашения, вдруг ему прилетает вся сумма кредита и он ничего не может решить на региональном уровне. Как пример - туризм. Что бы там ни говорили, крупные, маленькие турфирмы - абсолютно очевидно, что те, кто профессиональны, те, кто знают свою клиентуру, знают свой продукт - они жили, живут и дальше будут жить. Не смотря на то, что заходит крупняк, который чартеры ставит каждый день, у которого свои отели и в Турции и в Египте, все равно находится ниша тех людей, и это востребовано, и без них - запрети, убери этих людей, которые штучно занимаются, которые на территории работают, по сарафанному радио пресловутому - это огромная потеря для самой территории и для людей, которые на ней находятся. Поэтому, подводя черту - нужно убирать чрезмерное регулирование, вмешательство государства, и больше доверять предпринимательству. И если мы говорим, что у нас чиновник должен отвечать и отчитываться за развитие фондового рынка, нужно спрашивать предпринимателя, а что он думает о чиновнике? и ему должен чиновник отчитаться за проделанную работу: я принял такие-то меры, мы что-то стимулировали, а предприниматель - он отчитывается о том, развивается или не развивается его дело. И второй момент - для развития территории, для региональной политики нам нужен маневр. Мы не хотим зависеть от крупных федеральных структур, которые якобы устойчивы, хотя на самом деле, я думаю, что к устойчивости размер имеет небольшое отношение. Спасибо. Дата публ./изм.
09.11.2009 |