Стенограмма

Светлана Фурдуй, руководитель РО ФСФР в УрФО

Постараюсь пробежаться по самым интересным моментам в деятельности не только профучастников, а в принципе ситуации, складывающейся на фондовом, финансовом рынке в той части, в котором его регулирует региональное отделение.

По данным налоговой в регионе зарегистрировано 21 тыс.акционерных обществ, из них около 17 тыс .- это ЗАО. По количеству профучастников мы - третий региона на территории России после Москвы и Санкт-Петербурга. Судя по отчетности, наш регион не страдает такими тенденциями современного времени, какими страдают другие регионы - у нас практически нет «серых» профучастников, которые не находятся на территории своего юридического адреса, и которые исчезают в случае выхода проверки.

Акционерных обществ у нас в регионе становится все меньше и меньше, благодаря тому, что требования к ним усиливаются, но по эмиссионной активности и по качеству эти акционерные общества становятся сильнее. Из всех 100%, а всего их 630 акционерных обществ, обязанных ежеквартально раскрывать информацию, раскрывают 95%, остальные находятся на разных стадиях банкротства. Я считаю, что это серьезное наше достижение.

Из остальных АО, их 2 с лишним тысячи, сайты для раскрытия информации имеют около 60%. Это тоже огромное достижение, потому что когда мы только начали контролировать раскрытие акционерными обществами информации, были единицы, которые в принципе знали, что нужно раскрывать и как это делать. Остальные даже не подозревали о том, что у них есть такая обязанность. Я считаю, что это заслуга РО, которое пошло по пути не административного воздействия, которым оно могло бы воспользоваться, а по пути предупредительного характера. То есть мы стараемся воздействовать на АО путем направления предписаний, где максимально стараемся объяснить и разжевать, что им нужно раскрыть. И жесткие санкции, которые предусмотрены административным кодексом, мы предъявляем только в крайних случаях, в случаях наличия жалоб или в случае невыполнения нашего предписания.

Вторая большая заслуга в деятельности нашего РО - это наше взаимодействие с судами. Мы столкнулись с проблемой недопонимания судами проблематики рынка ценных бумаг, и провели рабочие встречи, где постарались объяснить, что такое раскрытие информации, что такое деятельность профессиональных участников.

Третье, что мне хотелось сказать: у нас в РО есть очень сильный и серьезный ресурс такой, как наш сайт. Он содержит даже такую информацию, которую не обязан раскрывать. В частности, мы недавно вывесили список, кто из АО не раскрывает отчетность, не зарегистрировал выпуски ценных бумаг, но зарегистрировался как юридическое лицо.

И четвертое - это деятельность по финансовому просвещению Цель нашего финансового просвещения - не в достижениях прикладного характера, а в обращении внимания на финансовый рынок как таковой. Мы проводим семинары с населением, с представителями малого бизнеса посредством административного ресурса тех муниципальных образований, которые мы посещаем. За последнее время мы провели достаточно много таких мероприятий, опять же, много с точки зрения того, что это не наша основная деятельность, не основная задача. Около 30 семинаров.

Теперь к вопросу о состоянии индустрии. По сосостоянию на 25 октября 2010 года у у нас на территории 71 профессиональный участник, 19 управляющих компаний и 11 НПФ. На начало года профучастников было 81, управляющих компаний 22 и НПФ 12.

Наши потери составили 10 профессиональных участников. Из них 2 - это банки, которые ушли с рынка, 6 компаний покинули рынок по добровольному решению, 2 - по инициативе регулирующего органа.

С 1 июля 2010 года РО ежемесячно мониторит сайты раскрытия участниками рынка на предмет раскрытия информации. Что мы контролируем: наличие сайта, обеспечение свободного доступа, раскрытие информации о собственных средств и доступность ее в течение 12 месяцев. За это время нами выписано 16 предписаний, из которых всего 3 были не выполнены , и то в силу некоторой халатности сотрудников.

На 31 декабря 2009 собственные средства всех профучастников региона составляли 5 млрд 467 млн. За полгода цифра не очень изменилось : сейчас объем собственных средств составляет 5,774 млрд. рублей.

Основной популярной строкой в раскрытии была краткосрочная задолженность, она составляла 35%. Эти цифры абсолютно реальные, выведены, в том числе, и за счет наших выездных проверок, когда мы непосредственно смотрим документы. Дебиторская - 30% и денежные средства - 15%. На сегодня у нас наиболее популярной строкой являются ценные бумаги, допущенные к торгам - 18%, не допущенные к торгам - 14 %. Банковские вклады - 12%. Дебиторская задолженность - всего 6%.

За период с июня 2010 года нами было проверено всего 5 профучастников, имеющих лицензии, Мы внимательно смотрели расчет собственных средств, и обнаружили только технические нарушения в области подсчета.

Что касается клиентов, по итогам мониторинга отчетности, у всех оставшихся профучастников около 5 тысяч клиентов. И те компании, которые добровольно лишились лицензии, у них практически не было клиентов, по крайней мере по отчетности. Это говорит о том, что был либо бизнес непрофильный, либо компанию создавали про запас.


Роман Горюнов, председатель Правления ОАО РТС

Добрый день, уважаемые коллеги. В течение последнего года, с последней Уральской конференции, серьезно поменялось отношение сообщества к тому, что происходит на рынке. Прошлой осенью настроение было более эйфорическое в отношении того, что вроде бы кризис закончился, и все начинает восстанавливаться. Последний год можно охарактеризовать как отрезвление. Начали проявляться последствия кризиса и понимание того. Что рынок поменялся. И всем нам необходимо думать о том, как выживать в этих поменявшихся условиях.

Очевидно. Что до сих пор проявления кризиса существуют, и индустрия испытывает достаточно серьезные проблемы. Рынок не растет, и та привычная жизнь в течение последних лет, когда были устойчивые тренды - в последний год рынок находится в абсолютном "боковике", на уровне 1300-1500 по индексу. Рынок неустойчивый и нет явной тенденции в какую-то сторону.

Очевидно, что индустрия коллективных инвестиций пострадала самым серьезным образом. И там пока никакого серьезного восстановления нет, и это отражается и на объемах торгов: мы видим, что обороты со стороны институциональных инвесторов заместились объемами активных спекулянтов.

Современное развитие биржевой индустрии во всем мире приводит к тому, что возрастает доля высокочастнотных операторов, но главным преимуществом является то, что эти участники создают огромную ликвидность. Любые продукты, которые приходят на рынок, получают возможность развития за счет таких стратегий. Как это ни парадоксально, что для подобного рода участников не существует разницы меду физической смыслом инструмента, им все равно, что лежит в основе этого продукта - фундаментальный анализ, нефть. Торговля идет на основе анализа котировок, которые есть в стакане этого инструмента.

Главный путь к развитию - не сосредотачиваться только на этих клиентах, а иметь институциональную базу, которая позволяет развиваться рынку с точки зрения экономического смысла и сути финансовых продуктов. Для профучастников в том году стоит ключевая задача- диверсификация своего бизнеса и выход на новый качественный уровень с точки зрения сервиса для клиентов и представления полного брокерского функционала, для частных и для корпоративных клиентов.

Мы, как биржа, которая пытаемся эти тенденции развивать, в последний год направили усилия на создание целого ряд новых и хорошо забытых старых продуктов. За последний год произошло очень серьезное возрождение интереса к валютным производным. Мы развиваем производные на товары. Мы считаем, что эти два продукта на текущий момент одни из самых интересных и перспективных с точки зрения развития индустрии, поскольку диверсифицируют линейку продуктов для частных инвесторов.

Если посмотреть динамику роста объемов торгов валютными фьючерсами у нас, то объемы выросли в пять раз за последние 1,5 года Сейчас фьючерс на рубль-доллар с объемом торгов 500-700 млн. долларов валюту является вторым-третьим по ликвидности. Рынок производных в начале 90-х начинается с валютных контрактов, потом к ним потеряли интерес, сейчас мы видим, что этот интерес возрастает. Во многом это конъюнктурно, но есть и фундаментальные причины для такого роста.

Отдельная история - это рынок товарных фьючерсов. Мы сделали целый ряд новых контрактов, которые могут показаться со стороны бегом впереди паровоза. Например, фьючерс на электроэнергию, который мы сделали совместно с Московской энергетической биржей. Абсолютно новый для России инструмент, но интересно то, что мы в первый раз за все развитие биржевой истории увидели спрос со стороны реальных потребителей и производителей энергии к биржевым продуктам, со стороны корпораций. Это очень хороший сигнал и для брокерского сообщества.

Мы пытаемся открыть для брокеров совершенно новые сегмент - обслуживание корпораций через инструменты финансового рынка. Товарные контракты являются совершенно необходимыми инструментами в таких комплексных стратегиях для корпораций.

Если посмотреть на брокерский бизнес - важно оглядеться и посмотреть, что может быть клиентская база немного шире, чем были о ней традиционные представления. Мне кажется, что неплохо было бы посмотреть более диверсифицировано.

В этой части нам кажется, что тот проект, который мы нашими коллегами с ММВБ в последний год получили - это госзакупки - тоже может быть достаточно интересным и профучатсникам рынка. Мы только-только прошли технический аудит и площадка только заработала. Мы видим - что здесь может быть синергитический эффект с теми продуктами, которые у нам уже запущены. Здесь есть над чем всем вместе поработать.

Отдельная история про индустрию коллективных инвестиций. Ключевая тема - это возможность с 1 июля 2010 года управляющим компаниям и НПФ использовать в своих портфелях ПФИ с целью хеджирования и повышения операций.

Почему рынок коллективных инвестиций так к серьезно пострадал в кризис - потому что у управляющих не было реальных механизмов для защиты от падения, и даже если люди были гении, когда рынок падал, на 50 и больше процентов, то в этих условиях в отсутствии хоть каких-то механизмов хеджирования чего-то сверхъестественного показать нельзя. Это одно их прорывных действий для индустрии в целом, я б ыхотел сказать благодарность ФСФР. Она создаст предпосылки чтобы вся индустрия могла показывать результаты, которые не будут зависеть от конъюнктуры.

На прошлой неделе у нас совершила первые сделки УК, управляющая НПФ.

Я не могу не остановиться на РТС-Станадарте. За тот год, который пошел с последней конференции, ситуация серьезно изменилась. Можно сказать, что этот рынок получил становление, сейчас это определенная данность, это рынок, который занял свою нишу. Мы видим, что постоянно растет объем торгов и его доля на российском рынке. Сейчас она уже превышает 25% и мы видим постоянно растущую клиентскую базу и интерес.

Что самое для нас положительное - участники рынка находят и разрабатывают свое собственные технологии и продукты, основанные на этом рынке. Мы считаем, что в условиях ограниченной ликвидности, когда рынок не имеет явных трендов и количество инвесторов недостаточно, профучастнкии заинтересованы в снижении издержек. С точки зрения инвесторов преимуществ ключевое преимущество РТС-Стандарт - это единая позиция со срочным рынком, единое маржирование.

Отдельная история - это проект, который мы сделали в сентябре - это репо с центральным контрагентом. Мне кажется, возможность расширения круга контрагентов с которым совершаются такие операции, возможность не зависеть от конкретного контрагента. Впервые на этом рынке появилась возможность совершать сделки в анонимном аукционном режиме, главной клиентской базой этих продуктов является не очень большие компании, которые получают возможность финансировать своим операции значительно более технологичнее и дешевле, просто нажав кнопку в стакане без дополнительных переговоров, без содержания дополнительного штата трейдеров.

Тот поезд финансовой грамотности, который тут ездил, и который мы поддерживали и морально и материально - это одно из появлений нашей общей позиции в части развития рынка. Мы думаем, что рынок имеет шансы развиваться, и нужно вместе продолжать работать, что мы стараемся делать для вас.


Марина Медведева, вице-президент, член Правления ЗАО ММВБ

Мне кажется, сейчас перед фондовым рынком как перед индустрией поставлены новые вызовы. Все совпало: и выход из кризиса, и веления времени, связанные с созданием международного финансового центра. Я буду говорить о том, что может предоставить сама индустрия - привычные сервисы для западных участников и соответствующие мировым стандартам, высокая степень надежности систем, которые работают на рынке, безопасность для инвесторов и интерес для российских эмитентов и частных инвесторов.

Все это было легко развивать, когда рынок рос. А когда случилось несчастье - всем нужно было выживать. Но сейчас появились новые возможности для реализации инновационных решений.

Тут уже была затронута тема алгоритмической торговли, но надо сказать, что увлечение алгоритмическими видами торговли (правильно было сказано, что создаются ситуации, когда все равно чем торговать, ликвидность от работы роботов возрастает), но мне бы очень не хотелось, и мы говорили об этом с крупными инвесторами, что как бы алгоритмическая торговля не убила самой сути биржевого рынка как организованного пространства. Все таки биржи призваны создавать высококлассный уровень инструментов, вторые подходят и частным инвесторам, и стратегическим.

Поэтому одна из основных наших задач - это умение сочетать и находить золотую середину в этой пространстве. Я не противник технического прогресса, но простое механическое увлечение скоростью и реагирование на минимальное изменение рынка, оно не должно приводить к изменению сути рынка.

ММВБ уже очень серьезно об этом задумывалась, в ближайшее время количество активно работающих роботов на бирже будет увеличиваться, но мы будем стремиться к созданию определенных возможностей для того, чтобы и основные участники рынка не пострадали от этой торговли. Это сложная задача, и мне кажется, что одна из тенденций современности она лежит в этой плоскости.

Второй серьезный вопрос, который перед нами стоит - это увеличение качества торгуемого товара, это прежде всего те ценные бумагами, которые мы намерены допускать. Как было сказано в выступлении Светланы (Фурдуй - прим.) в Уральском регионе 21 тыс. АО, из них 80% ЗАО. Но остальные - ОАО. И где они? Наверно, часть из них могла бы пользоваться спросом у наших клиентов, и может, даже у западных инвесторов. И упреки я обращаю не только в адрес регионального профсообщества, но и в свой адрес. ММВБ славится своей региональной инфраструктурой. И у нас много региональных брокеров, которые работают на рынке ММВБ . Но мы до сих пор не в состоянии кардинально улучшить то количество торгуемых инструментов, которые торгуются на бирже. Мне кажется, это наша серьезная задача.

Обе наши биржи страдают тем, что инструментов мало. Наверное, фондовый рынок не создан только для того, чтобы работать как некая алгоритмическая машина. Нам есть над чем поработать совместно.

Хочу сказать, что мы серьезно задумались над совершенствования системы листинга на фондовой бирже ММВБ и вышли с целым рядом серьезных предложений, которые обсуждали с регулятором. И пришли к выводу, что систему листинга нужно упрощать. Мы шли по пути определенных требований тех или иных ценных бумаг, но получили очень сложную систему листинга состоящую из многоступенчатой коробки передач. А1, А2, Б, И - все это сложно.

Мы сейчас вышли с предложением кардинально изменить, упростить систему листинга, не только с точки зрения понимания и чисто зрительного, но и пошли по пути того, чтобы максимально уменьшить количество предоставляемых документов, осуществлять прием в документов в электронном виде. В 2011 году на сайте биржи будет предусмотрена возможность создания личного кабинета для каждого эмитента.

Важный элемент - это допуск иностранных ценных бумаг. Каких? Пока нужно думать о том, что у ММВБ и РТС есть очень сильные связи с Казахстаном, Белоруссией. На рынке есть участники, которые стремятся выйти, есть интерес эмитентов, но до настоящего времени ситуация пока решается плохо.

Не хочу раскрывать секретов, мы надеемся, что такие ценные бумаги у нас на рынке появятся.

Важный элемент развития рынка - коллективные инвестиции. Тут я бы хотела сказать, что ММВБ стремится пересмотреть свою концепцию поведения на рынке, и мы решили, что будем более активной, проклиентской организацией. Для этого у нас создан целый ряд комиссий, где представлены различные представители различных участников рынка. Традиционно у нас есть комитет по фондовом рынку, но также появились и новые комитеты. В частности, в первый раз мы сформировании комитет по коллективным инвестициям. И надеемся, что оно будет очень интересным. Эта индустрия в отрыве от организованно рынка смотрится не очень.

С позиция создания международного финансового центра большой вопрос - это организация клиринга и расчетов. У ММВБ здесь большие амбиции. Создан Национальный клиринговый центр, он выступает стороной по сделкам на валютном рынке. Я думаю, как правильно выстроить эту систему организации клиринга и расчетов. Конечно, 100% предоплата это анахронизм, от него будем уходить.

Впервые я тут скажу, что не совсем удачным был проект ММВБ+, наверное, много было там вопросов не с технической реализацией и правилами его маркетирования, есть идеологические недочеты. Но по сути своей он закладывает основу системы отказа от 100% предопплаты. Стремление к максимальной ликвидности, максимальному удешевлению работы участников рынка - это основная идеология развития рынка в этом направлении.

Большое развитие расчетно-клирингового вопроса, большое внимание следует уделять привлечению новых эмитентов на рынок. Новые технические возможности мы должны создавать для наших участников.

Более того, ММВБ сейчас находится в таком состоянии, когда рассматривает профессиональных посредников как своих основных клиентов и более внимательно прислушивается к их нуждам и чаяниям. Всем интересно, что же там происходит в группе ММВБ. Сейчас идет серьезный процесс внутренней консолидации, внесены изменения в закон о рынке ценных бумаг, которыми снято требования о невозможности того, чтобы в фондовой бирже кто-то из акционеров владел более 20%. Наверное, фондовая биржа станет окончательно частью всей группы ММВБ, что позволит консолидировать внутреннее состояние группы. Ведутся процессы по объединению расчетной палаты и НДЦ, поэтому работы достаточно много.

Мы стремимся к тому, чтобы на российском пространстве произошла консолидация ликвидности вместе с нашим замечательным партнером и конкурентом РТС, который является безусловным лидером на срочном рынке, но я думаю что если двигаться навстречу друг другу, все от этого только получат выгоду, сохранив преимущества, которые есть у двух площадок.

Не буду останавливаться на системе госзакупок, это отдельный разговор, основная тенденция - это представление максимальных услуг и привлечение максимального количества участников, и эмитентов, и профучатсников, и решения задач работы на единой пространстве, по крайней мере, пространстве СНГ.

Алексей Тимофеев, модератор:

- Будет ли благом для рынка консолидация бирж?

Роман Горюнов:

Градус накала этой дискуссии не соответствует результату, который может сложиться. Мне кажется, разговор о том, одна две или сколько-то бирж в России должно быть - не имеет смысла. Может быть по-разному, и никто точно не скажет, какая модель правильная и успешная. С другой стороны, все эти дискуссии носят пока характер теоретический.

Честно говоря, это решение акционеров, и акционеры могут решить по-разному. Вопрос цены, условий, договоренностей, кто кого покупает, тоже могут быть разные варианты.

Мировые тенденции, которые есть сейчас, показывают одно: успешный и неуспешный опыт консолидации предопределяется одним: кто управляет биржей и что происходит потом. Если серьезно проанализировать историю последних нескольких консолидаций, то есть одна интересная тенденция. Если в результате консолидации участники рынка перестают понимать, что они реально владеют и управляют структурой, начинается процесс деконсолидации.

Если посмотреть, что происходит в Европе: биржи объединились, теперь принадлежать фондам и инвесторам. Но как только участники поняли, что они, вроде главные участники рынка, но им ничего не принадлежит, они ничем не управляют, они создали альтернативные торговые системы. На которые объемы больше, чем на биржах. Это пример того, что ключевой вопрос не в том, сколько бирж, а в том - как эти биржи работают и отвечают ли они интересам участников рынка.

Сейчас в России, на мой взгляд, никаких предпосылок для того, чтобы появилась MTF - нет.

Нужно аккуратно и грамотно анализировать мировой опыт, и двигаться в том направлении, которое реально правильно, а не в том, которое кажется красивым, популистски оправданным, но может не привести к положительному эффекту.

Марина Медведева:

Еще раз скажу, что я говорила о концентрации ликвидности, и по поводу решение со стороны собственников согласна с Романом. Я скажу более отстраненно.

Мне кажется, что для России консолидация ликвидности в том или ином виде - очень важный элемент. Наш рынок пока очень слабенький, есть определенная опасность в выходе крупных инфраструктурных организаций к нам, и у нас может просто не оказаться достаточно сил, чтобы сохранить национальный фондовый рынок.

Существует и другая опасность, потому что многие участники уже сейчас выходят на западный рынок. Потому что там больше возможностей и сервисов. Для того. Чтобы делать что-то современное. Усилия нужно объединять. Не хочу затрагивать тему консолидации, я не собственник, я говорю как эксперт - на мой взгляд в консолидации ликвидности лежит успех и большие возможности для наших участников и для нашей национальной фондовой индустрии в целом.


Юлия Бондарева, начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы

Добрый день. Я бы хотела остановиться на трех ключевых моментах, которым ФАС в этом году посвящает особое внимание, и в которых есть кровная доля участия профучастников.

Прежде всего - это наше интереснейшее обсуждение по поводу запуска по поводу биржевых торгов зерна. Дискуссия была очень интересной, в итоге мы вышли на некие параметры работы этого рынка, основанном, прежде всего, на споте, но с использованием финансовых инструментов и хеджирования. Все предложения рабочей группы были направлены ФАСом в правительство, и я надеюсь, что основные, пробивные варианты правительство рассмотрим, мы с вами увидим системный запуск этого рынка.

Что касается госзакупок - важно, что этот рынок запущен, есть 5 площадок, которые работают. С точки зрения ФАС важно два аспекта: Чтобы рынок работал, чтобы торги шли, второе - чтобы жестко пресекать любой сговор на торгах. Плюс к госзакупкам мы добавили госпродажи. Предполагается, что на этих же пяти площадках будут запущены госпродажи всего, что есть и требует размещения на рынке, в том числе, недвижимости и аренда недвижимости. Третья тема - это нормативны достаточности собственных средств ФАС достаточно активно вмешался в этот процесс, может, насколько поздновато. На сегодняшний момент ситуация складывается следующим образом.

Представлена позиция ФАСа - что простое увеличение нормативов достаточности собственных средств не решает проблему устойчивости финансовых организаций. Мы считаем, что идти надо других путем. Мы абсолютно видим негативное влияние такого регулирования. Мы это излагали и в правительство и в ФСФР. Такой простой подход приводит только к сокращению участников, к высоким барьеру входа, падению конкуренции, соответственно увеличению цены, особенно регионах, и к ухудшению качества.

Мы поддержали предложение саморегулируемых организаций - и НАУФОР, и ПАРТАД, что подходы должны быть другими, то необходимо устанавливать нормативы только с учетом риска и дифференцированно подходить к профучастникам. На что ориентироваться - понятно. Есть развитые рынки, есть уже изученные подходы, вряд ли стоит изобретать велосипед. Безусловно также следует учитываться подходы ФСФР к пруденциальному надзору. Наша позиция - меняем минимальные подходы к стандартам, учитываем пруденциальные требования, и как минимум выводим всю эту тему на открытое обсуждение. Вопрос слишком важный, чтобы решать его кулуарно.

Помимо того, что нормативы достаточности собственных средств и пруденциального надзора должны быть установлены законом, и законопроект внесен в Госдуму депутатами как минимум во втором чтении это нужно решить. У нас принципиальная позиция. Немного из нашей практики. В этом году принципиально важным решений было о недобросовестной конкуренций, связанное с антимонопольным законодательством.

Первое решение - в отношении использовании чужой интеллектуальной собственности. Решение касается Управляющей компании Банка Москвы. Речь идет о незаконном использовании бренда "Сочи 2014". Это зарегистрированный товарный знак, закон достаточно однозначно указывает, что если используешь этот знак, то должно быть разрешение правообладателя. Разрешения такого у УК не было, в соответствии с чем ФАС было принято решение о том, что его использование является одной из форм недобросовестной конкуренции. Мы констатировали наличие упущенной выгоды и противоречие действующему законодательству. УК пошла таким путем - она добровольно устранила нарушение, тем не менее оспорила решение ФАС, но в кассации суд подтвердил решение ФАС. Соответственно, компания обязана оплатить штраф 7 млн. рублей за это нарушение.

Второе. Тройка Диалог. Здесь речь идет о введении в заблуждение в отношении оказываемых услуг при доверительном управлении активами. Это одна из распространенных форм недобросовестной конкуренции. Решение находится на сайте ФАС, в нем отражены основные черты, которые наиболее выпукло показывают всю проблему. На сайте компании размещается информация об уникальности системы отчетности, фраза, что "единственная в своем роде система клиентской поддержки, обеспечивающая безупречную и оперативную отчетность". Исследование было достаточно подробным, как минимум единственность и безупречность и оперативность, к сожалению, не выдержали проверки, получилась обратная ситуация. Следующее, было заявление - что клиент, безусловно, может участвовать в выборе стратегии управления, уровня риска и доходности. Это тоже не подтвердилось, клиент был во многом устранен от выбора стратегии по уровню риска и доходности. К сожалению, из 4 заявлений физических лиц, которые легли в основу решения, у них разные программы были по уровню риска, но управление шло по одной схеме.

Еще такой момент: достаточно широко пропагандировалось на сайте, каким образом происходит адаптация портфелей клиентов, и что влияет на решение менеджера при изменении инвестиционного портфеля. Заявляется, что изменение происходит по решению инвестиционного комитета компании, который собирается на регулярной основе и доводит свои решения до менеджера, и он тут же оперативно меняет. Зачем об этом говорить, если этого нет.

ФАС глубоко занимается схемами недобросовестной конкуренции. Мы квалифицируем недобросовестную конкуренцию именно как получение убытком конкурентом или упущенную выгоду. Если клиенты не были бы неправильно информированы, они моги бы выбрать другую компанию.

Вчера в 10 вечера состоялось решение первой инстанции суд, и суд после 7 часов заседания вынес решение в пользу Тройки Диалог.


Иван Осколков, директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития

Мне кажется, наиболее острая тема, она звучала в неявном виде в докладе Светланы - она сказала, что уменьшается количество профессиональных участников. Эту тему нужно обсудить, нужно понять экономическую логику, и понять в итоге - хорошо это или плохо для конечного потребителей. Потому что то количество профучастников, бирж, центральных депозитариев, которые в итоге сформируются на рынке и которые останутся на рынке, оно не для этих участников рынка важно, оно важно для тех, кто пользуется услугами этих структур. И если некое решение, в том числе, и конкурентная конструкция, будет лучше удовлетворять чаяниям инвесторов, и инвесторы от таких решений прибудут, и удастся не просто консолидировать ликвидность, а на порядок ее увеличить - тогда это правильно решение. Это, наверное, единственно правильный критерий, по которому мы будем оценивать через 5-10лет, правильно ли было принято решение.

Если говорить про теоретические конструкции, то мне очень близка точка зрения Романа, что мы немножко не то сейчас обсуждаем, и конечно, нужно оставить решение за акционерами, я имею ввиду консолидацию биржевой инфраструктуры. И на мой взгляд, чего достигли наши биржи, они обязаны той конкуренции, которая была между ними последние годы.

У одной структуры был сильный акционер, у другой - фактически влияние рынка, но то продуктовое многообразие, я считаю, что когда роботы приходят на рынок, и когда есть возможность отключиться немножечко от смыслового содержания того или иного актива и рассматривать, что происходит в стакане - это серьезный плюс, это серьезное достижение. Без этого ничего не разовьется. Пока у нас не будет необходимый уровень ликвидности по 10 а лучше по 100 инструментам, пока уровень ликвидности не вырастет, пока технологии современные не придут, у нас рынок не станет привлекательным ,в том числе, и для тех, кто может вывести на него другие инструменты.

К вопросу о консолидации. То, как устроен этот рынок последние 15 лет, является одним из наиболее серьезных, значимых положительных примеров сосуществования государственного бизнеса и частного бизнеса. Мы такой отрасли, где соблюдается такой баланс, где существует конкуренция и конкуренция работает на развитие, больше мы не найдет такой отрасли. Создание капитализированных компаний, какими являются ММВБ и РТС, в рамках такого взаимодействия и партнерства государства и частного капитала это очень серьезно. Рынок создался в том числе благодаря конкуренции.

Но, а какое будет принято решение, как себя собственники поведут? Решение абсолютно из теоретической плоскости: брокеры, владеющие одним бизнесом, берут, и очень грамотно, с выгодой для себя выходят из своего бизнеса, а потом открывают такой же, снова его капитализирую, это не из области фантастики, это вполне может быть.

Но если чуть более конкретно, то на наш взгляд вопрос консолидации биржевой инфраструктуры, это не столько вопрос объединения бирж, сколько вопрос создания в том или ином виде централизованной депозитарно-учетной системы. И здесь ключевыми выглядят инициативы, которые высказываются с разных сторон, инициативы ФСФР, последняя, она публична.

Инициатива неоднозначная - чтобы реанимировать законопроект, принятый в первом чтении 3 года назад. Речь об идее - чтобы на уровне закона установить требование к единственности ЦД. Здесь может быть ФАС не согласится со мной, но я считаю, что гораздо может быть иногда важнее не злой умысел отдельных участников выявлять, а обращать внимание на ситуации, позиции, которые определяют развитие рынка в том или ином направлении. Конечно, вопрос конкуренции это не только вопрос добросовестного поведения участников но и тех законодательных условий, которые создаются, чтобы можно было вести конкуренцию.

Сейчас все рады, что есть конкуренция, все выигрывают от этого. Вопрос, когда такая конкуренция, особенно с участием государства будет упразднена - будет это плюс или минус?

Не только в этой отрасли, а вообще - на финансовом рынке, речь идет например о законопроекте о национальной платежной системе, который сейчас очень активно обсуждается. И вот о тех конструкциях, регулятивных, которые закладываются в этот законопроект - очень важно конкуренцию поддержать и сформировать ее понимание участниками рынка еще на уровне закона.

Если продолжить тему конкуренции и участия регуляторов, участия государства в поддержании конкуренции, то нельзя не отметить законопроект, внесенный в государственную думу, который в первый раз ставит вопрос законодательного урегулирования нормативов по собственному капиталу профучастников. Мы давно задаемся этим вопросом, почему для банков и страховых компаний законами установлены требования к собственному капиталу, а для брокеров, дилеров и управляющих компаний они устанавливаются приказом ФСФР. Вопрос не в недоверии к службе. Мы настояли на том, чтобы закон появился по другим причинам, на наш взгляд, законодательное закрепление нормативов говорит о некой долгосрочной позиции государства в отношении соответствующего рынка. В том числе, установление и публикация такой позиции должны способствовать инвестициям в эту область. И нет ничего лучше для инвесторов в широком смысле, в том числе для тех, кто вкладывает в бизнес, связанный с оказание услуг на фондовом рынке, чем понимать правила игры надолго, и понимать, что их установили не на полгода, не на год, они не будут пересмотрены в ту или иную сторону, а их установили, чтобы показать эти правила.

Понятно что, когда законопроект будет обсуждаться, он будет обсуждаться публично. Между первым и вторым чтением будет много копий сломано. Внутри правительства нет единой позиции о том, каким образом нужно нормативы устанавливать: так ли, как это предложено в первом чтении или все-таки они должны быть дифференцированы, все-таки может быть ряд из этих нормативов должны быть не такими, какими они являются в приказе ФСФР годичной давности и должны будут начать действовать с июля 2011 года. А может надо уменьшить требования к собственному капиталу для некоторых видов профессиональных участников.

Мы настаиваем на том, чтобы обязательно инструментарий обеспечения, - по сути требования к капиталу - это один из инструментов обеспечения ответственности, надежности профессиональных участников - этот инструментарий нужно расширять. В обязательном порядке учитывать возможность страхования профессиональными участниками своей ответственности перед своими клиентами. На сегодняшний день такая возможность установлена, но она абсолютно декларативная. Мы считаем, что ее надо серьезно расширять. Это мировая практика, и это то, что как минимум не ухудшит возможность профучастников обеспечивать ответственность перед своими клиентами.

Уже было сказано о законопроекте о пруденциальном надзоре. Законопроект сейчас находится в правительстве, в высокой степени согласованности. В этом проекте заложен ряд интересных институтов. Во-первых, баланс между требованиями к профучастникам, для капитала и пруденциальным надзором на наш взгляд, я прошу прощения перед ФСФР, но он перекошен в сторону требований, и в ФСФР понимают это хорошо.

Нужно развивать инструментарий пруденциального надзора. Всегда, когда хотите контролировать - есть две возможности: потребовать что-то от него крупное чтобы принес, деньги вложил и дальше проверять , есть ли эти деньги у него. Если есть, то, наверное, он не убежит. И второе - более детально, как это делает, например, ЦБ: контролировать каким образом ведется управление рисками, каким образом ряд других нормативов, детализирующих, соблюдается, и на наш взгляд, и это с точки зрения гармонизации с европейским надзором, пруденциальном да надо уделять больше внимания.

Но хотел бы отметить интересный институт, связанный с саморегулируемыми организациями. На наш взгляд, закон о пруденциальном надзоре - это серьезный шаг к тому, чтобы инструментализировать тот надзор, контроль, который СРО осуществляется. Пример - в части обязательного членства для профучастников, которые оказывают услуги неквалифицированным инвесторам. На наш взгляд, это очень верный шаг, и мы не остановимся на нем и будем предлагать и дальше эту тему развивать. Здесь НАУФОР у нас ключевой партнер, хотел бы сказать слова благодарности за поддержку ряда наших позиций. Мы понимаем, что значит наши позиции с точки зрения участников рынка.

Я начал с того. Что уменьшается их количество. И я не уверен. Что это хорошо. Я не уверен, что из-за повышения требований снизившееся количество участников рынка будет хорошо для потребителей.

Мы давно не говорили об инициативе НАУФОР о введении института финансовых консультантов. Мне кажется, что термин финансовый консультант немного ущербный в связи с тем, что в прошлом эксплуатировался иным образом, и я бы рекомендовал его изменить, и на новый раунд это обсуждения его вывести, потому что это абсолютно правильное идея, особенно в ключе повышения требований. И мы эту идею поддерживаем всячески.