Выступление заместителя директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергея Моисеева

Стенограмма выступления заместителя директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергея Моисеева на IV Уральской конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок», 6 октября 2011 года, Екатеринбург

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас от имени Центрального банка России. Когда я сюда ехал, я хотел говорить про то, чем мы сейчас занимаемся и что нас больше всего волнует. И что гармонизирует с темой вашей конференции - это один из сегментов фондового рынка, рынок дилерского репо. Это то, что привлекает наше внимание в ближайшее время. Но поскольку организаторы просили, чтобы я сказал несколько слов про наш департамент, я должен сделать необходимые комментарии.

Департамент был образован весной текущего года. Его основная цель - обеспечение макропруденциальной политики. Макропруденциальная политика означает, что нас интересует не столько и не только устойчивость отдельных банков, но также и финансовая система в целом и не только банков. У нас также будет более широкий периметр надзора, включая профучастников, если они находятся в составе банковских групп или сами являются банками.

В департаменте есть несколько направлений работы. Первое направление - это макропруденциальное регулирование, содействие внедрению Базеля-3 в России, внедрение новых инструментов.

Второе направление - это макропруденциальная аналитика. Это выявление и оценка системных рисков, таких как внешние долги, распыление ликвидности на денежном рынке и так далее.

Третье направление - это законодательство. Через нас проходят все нормативные акты федерального уровня, связанные с финансовыми инновациями, в том числе по платежной системе. И еще одно направление - это представление России в международных организациях. Мы готовим позицию России для Базельского комитета, для совета по финансовой стабильности, для МФВ.

Теперь приступаю непосредственно к теме своего выступлению - рынку междилерского репо. Почему нам это интересно? Этому рынку надо уделять самое пристальное внимание по той простой причине, что этот рынок является основным механизмом перераспределения ликвидности в финансовой системе. Хотя обычно принято считать, что это межбанковский рынок, но на самом деле это не так. Межбанковский рынок в три раза меньше, а основной рынок - это междилерское репо. Кроме того, надо иметь в виду, что здесь много участников профорганизаций, поэтому он имеет макропруденциальное значение, то есть значение для финансовой системы в целом. Банк России проводит операции на рынке репо, поэтому отслеживание конъюнктуры на этом рынке имеет для нас первостепенное значение, чтобы обеспечивать нормальные операции по предоставлению ликвидности, а также следить за тем, насколько эффективным является этот рынок.

Хочу порадовать участников тем, что в прошлом месяце произошел настоящий информационный прорыв. Я бы даже сказал, революция, связанная с ФСФР. Мф заключили с ФСФР соглашение об информационном обмене. И теперь все, что мы знаем, будет доступно ФСФР, равно как и обратно.

Также мы наконец заключили соглашение с биржей о поставке статистики по состоянию рынка репо. Это позволяет нам смотреть на этот рынок в ежедневном режиме. Второй важный информационный канал - это создание со следующего года репозитария, который будет фиксировать договоры по сделкам репо внебиржевого характера, а также по производным инструментам.

Совмещая все эти элементы - общая торговая статистика, данные репозитария, обмен информацией с ФСФР об участниках рынка, - в результате мы получаем системный анализ, который позволяет делать нам разные вещи. Мы видим позиции участника, основные ценовые характеристики (дисконтные ставки), и самое главное, что нас в конечном счете интересует, - какой максимальный объем потерь возникнет, на ком эти потери концентрируются, кому нужно будет помогать и какой объем рефинансирования может понадобиться участникам, которые имеют доступ к такому рефинансирования. Это нужно для планирования операций на открытом рынке, для того чтобы заранее предвидеть, кто является уязвимым, и от кого шоки могут распространяться по всей системе.

По сравнению с прошлым кризисом рынок репо вырос примерно в два раза. Текущий объем этого рынка на уровне 600 млрд (октябрь 2011), при том, что межбанковский рынок краткосрочного рублевого фондирования где-то на уровне 200 млрд. Надо сказать, что несмотря на последние потрясения, рынок держится достаточно устойчиво, хотя и медленно снижается.

Надо отметить, что этот рынок становится все более клиентским. Если в период предыдущего кризиса за собственный счет торговало довольно много участников, сейчас можно сказать, что это абсолютно клиентский рынок. Банки являются абсолютными поставщиками ликвидности на этом рынке. Потребителями ликвидности являются клиенты инвестиционных компаний.

Что касается ценовых характеристик рынка репо (показывает слайды), то мы видим два пика. Меньший пик, более низкие ставки - это сделки репо, где заемщиком являются банки, более надежные заемщики. Другой пик сделок - это репо с небанковскими заемщиками. В целом надо сказать, что процентные ставки находятся на уровне верхней границы процентного коридора Банка России (сейчас он составляет 5,25). Тем не менее это не является признаком системной ликвидности, поскольку объем обеспечения, который банки могут заложить на уровне около трех трлн рублей, полностью не исчерпан и находится на уровне рефинансирования где-то 150-200 млрд. Так что возможности для пополнения ликвидности еще есть.

Здесь также приведены данные по дисконтам. Средневзвешенные дисконты и дисконты в зависимости от инструментов. Есть различное отношение к дисконтам. Мы можем сказать, что мы ратуем за более низкие дисконты. Тогда мы можем считать, что если дисконт более низкий, то более регулярные маржин-колл, что более выгодно, потому что позволяет иметь более высокий рычаг, более высокую доходность. Если ратовать за более высокие дисконты, то, соответственно, маржин-коллов нам не видать, и это означает, что прибыльность этих сделок меньше.

МВФ регулярно проводит так называемую оценку устойчивости финансовой системы в РФ. Последние рекомендации, высказанные в прошлом месяце, говорили о том, что регулятору необходимо приступить к регулированию дисконтов на рынке репо. У нас к этому отношение, скорее, такое: да, мы считаем необходимым иметь более глубокие дисконты, чтоб не было маржин-коллом, и изменение ликвидности было более предсказуемым. Как это регулировать? Можно, конечно, регулировать напрямую, можно делать рекомендации через общественные ассоциации - НФА или НАУФОР, можно делать это через биржевой механизм. Выбор пока еще не сделан, но я думаю, что реально делать это через биржевой механизм.

Рынок репо - это рынок коротких денег. Дюрация этого рынка - два дня. Для регулятора это означает, что в случае финансового стресса этот рынок может прекратить свое существование в течение двух суток, что мы и наблюдали в период прошлого кризиса в 2008 году. Мы как Банк России должны в ежедневном режиме внимательно следить за позициями участников, за их возможным финансовым рычагом и оперативно реагировать. Это мы и начали делать с текущей недели.

Структура обеспечения выглядит достаточно устойчивой. Здесь она представлена в разрезе эмитентов. По этим эмитентам, за исключением Минфина, закладываются как акции, так и облигации. На акции и облигации по каждому инструменту приходится где-то по треть рынка. Структура представляется достаточно устойчивой, хотя то, что на акции приходится примерно треть обеспечения по репо, конечно, означает, что на этом рынке довольно высокая волатильность.

Банк России проводит стресс-тестирования в двух ракурсах. Одно - это стресс-тестирование банков на предмет их финансовой устойчивости, которое выливается в переоценку их собственного капитала в случае если банк подвергается стрессу. И второе - это стресс-тестирование рынков.

По результатам стресс-тестирования рынка междилерского репо основные характеристики - это результат прошлого кризиса, где чистые потери составили 100 млрд и около 70, если бы кризис был точно таким же на данный момент времени. Другая важная характеристика - число участников, объявивших дефолт, - около 100, в этот раз их не так много.

Объем просроченных позиций тогда - 400 млрд, сейчас - 250 млрд. То есть с точки зрения уровня потерь рынок качественно не сильно отличается от того, что мы видели в прошлый раз, то есть рынок не стал более устойчив.

Ежедневно мы составляем карту распределения ликвидности на рынке репо. Здесь стрелками представлены направления, куда деньги уходят. Толщина стрелки отражает размер сделки. Отражены все сделки на рынке репо по состоянию на август 2011 года. Все сделки не менее двух миллиардов. Это позиции, накопленные на одни сутки. Основные поставщики ликвидности - - это иностранные дочерние банки и крупные частные банки. Потребители ликвидности - это инвесткомпании. Здесь у нас есть системно значимые игроки - те игроки, в случае дефолта которых система понесет наибольший урон. Для нас интересно два рода таких игроков. Во-первых, это центры перераспределения ликвидности. Если у них дефолт, это означает нарушение трансмиссии на рынке. Второе, что нас интересует, - это системный поглотитель ликвидности. Это те игроки, которые несут за собой системные риски. Надо сказать, что поглотитель ликвидности в основном это клиенты инвесткомпаний, поэтому по договоренности с биржей мы будем отслеживать сделки, где крупные позиции по клиентам, и благодаря обмену с ФСФР, мы будем смотреть, что это за клиенты такие. А дальше разбираться, куда, собственно, деньги уходят, в какой мере эти позиции устойчивы и какой есть запас по капиталу покрывать убытки, какой регламент взаимоотношений клиентов и брокеров. Это очень важно.

Мы начали использовать модель, которая называется «вектор Шепли» для идентификации системно значимых участников рынка. Модель была рекомендована МВФ и Базельским комитетом. Я могу похвастаться, что Банк России является одним из передовых ЦБ, где эта модель была полностью реализована на реальных данных. Мы тестируем около 300 игроков, то есть практически покрываем весь рынок. Здесь приведены результаты тестирования. Чем левее участник, тем более рисков нет несет. Я отметил, что Сбербанк находится не в первой десятке и даже не в первой двадцатке, а где-то на 50-м месте. То есть величина игрока вовсе не определяет его системную значимость на рынке. Если у него множество взаимосвязей, если у него специфические позиции, то это влияет. Влияет дюрация портфеля, характеристики обеспечения, наличие капитала. Характеристики влияют на то, станет он дефолтером или нет. Если станет, то какие угрозы он принесет для других участников рынка. Здесь я привожу также данные по числу связей на рынке, которые измеряются сотнями. Здесь тоже нет прямой корреляции, то есть если есть куча позиций по разным контрагентам, то это игрок системно значим.

В конечном счете по итогам каждого торгового дня мы составляем список системно значимых участников и считаем, что если игрок входит в этот список регулярно, то ему нужно уделять пристальное внимание. В отношении банков мы имеем возможность сами разбираться с ними - насколько они имеют финансовый рычаг, в какой мере они готовы покрывать капиталом возможные потери, какие взаимоотношения с клиентом. В отношении же профучастников надеемся, что ФСФР в конечном счете наладит здесь нормальный мониторинг. И мы даже готовы ей в этом помогать - делиться аналитикой, если необходимо, работать в инспекции профессиональных участников, то есть работать полностью совместно (учитывая, что многие компании входят в банковские группы), чтобы мы одинаково понимали те риски, которые они собой несут.

Мы намерены обеспечить серьезный информационный прорыв в доступности участникам информации об этом рынке. Сейчас у нас есть пробные квартальные отчеты, пробная еженедельная аналитика ситуации на этом рынке. Я считаю, что важно, чтобы рынок также знал, что на нем происходит.

Сейчас статистики публичной нет. Я считаю, что в течение некоторого периода времени мы сможем ее обеспечить в форме регулярных отчетов. С другой стороны, мы готовы организовывать публичные (или закрытые, или индивидуальные) встречи с участниками рынка, чтобы они нам говорили, как они видят его развитие, высказывали свои опасения, свои предложения, и мы также могли использовать это в своей работе.

В отношении тех рекомендаций, которые МВФ дал в прошлом месяце. МВФ рекомендует делать дисконты регулируемыми, то есть чтобы дисконты были глубокими и в случае реализации стресса по WARP 99% все было без сбоев.

Вторая их рекомендация - это введение нормативов концентрации на обеспечение. Реализовать эту меру сейчас не представляется возможным по той причине, что мы имеем данные только по биржевому репо. Внебиржевое репо будет нам доступно только после реорганизации репозиатрия. Если участники будут уклоняться от регистрации сделок в репозитарии, то есть не будут наращивать неттинг, то думаю, что будут применять какие-то меры обязательной отчетности. В конечном счете мы покроем как биржевой, так и внебиржевой рынок репо и будем видеть полную картину по размерам позиций и концентрации. После этого (я думаю, это произойдет не раньше конца следующего года) можно будет обсуждать, каким образом целесообразно калибровать нормативы, регламентирующие концентрацию. Для примера: в банковском секторе норматив концентрации 25% капитала на одного заемщика, никак не больше.

МВФ рекомендовал сделать руководство для участников рынка по репо, но это уже сделано частным сектором самостоятельно. поэтому здесь наша помощь не нужна.

Минимальный стандарт проведения клиентских операций на рынке репо - это очень важно для профучастников, потому что для банков существует внутренний контроль. Там есть регламент, достаточно хорошо проработанный со стороны Банка России. Надеюсь, что ФСФР рано или поздно озаботится этим.

И наконец, третье стратегическое направление - расширение периметра макропруденциального надзора. Недавно был принят федеральный закон о консолидированном надзоре. Консолидированный надзор за финансовыми группами невозможен, если участники рынка, относящиеся к компетенции различных регуляторов, не будут отчитываться по единым принципам, по единому стандарту финасового учета. Это означает, что рано или поздно для всех финансовых компаний, для всех инвесткомпаний нужно будет сделать такой план счетов, который бы реально отражал экономическое содержание их бизнеса. Во-вторых, это специализированная отраслевая пруденциальная отчетность, которая в настоящее время фактически отсутствует. Мы жаждем, чтобы такая отчетность наконец появилась и чтоб она была унифицирована с банковской отчетностью.

И последнее - введение минимальных пруденциальных норм. Вы знаете, что они отсутствуют. Я думаю, что после того как мы наладим нормальный сбор отчетности, мы будем двигаться в сторону калибровки пруденциальных норм, и готовы делиться всем накопленным арсеналом опыта Банка России, способствовать, помогать ближайшему нашему партнеру на финансовом рынке - ФСФР, - чтобы качество надзора было не хуже.

Координация политики с ФСФР в отношении финансовых групп и финансовых органов - это то, что нам предстоит реализовать в ближайшие годы.

Спасибо за внимание!

Скачать презентацию выступления: (pdf)

Дата публ./изм.
17.10.2011