Материалы предыдущих конференций >>
2011 год, Уральская конференция НАУФОР, 6 октября >>
Стенограмма >>
Выступление председателя наблюдательного совета ГК «АЛОР», президента Российского биржевого союза Анатолия ГавриленкоСтенограмма выступления председателя наблюдательного совета ГК «АЛОР», президента Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко Я чрезвычайно впечатлен выступлениями на первой панели, хотел бы поделиться этими впечатлениями. Во-первых, Алексей Тимофеев сказал, что срочный рынок растет, и вообще все здорово со срочным рынком. Это прекрасно, потому что срочный рынок сделали мы, а государство никакого участия в этом не принимало. Площадке FORTS исполнилось десть лет. Рынок растет ровно тот, который мы сделали и который не мешают нам развивать дальше. Это положительно. Нас порадовала и Елена Курицына, которая сказала, что в этом году ФСФР немногое удастся сделать в плане нормотворчества (аплодисменты в зале). Я с опаской ожидаю эти 138 нормативных актов от ФСФР, надеюсь, что они правильные. Далее Елена говорила про проблему психологии инвесторов. Но мне кажется, что дело не только в инвесторах, а также в чиновниках, государственных деятелях, руководителях. Затем Лена сказал, что размещения - это дело рынка. Но мне кажется, нет. Мое глубокое убеждение состоит в том, что на сегодняшний день размещения - это вопрос государства, государственного регулирования и вообще защиты рынка. Светлана Фурдуй порадовала нас тем, что хотя в прошлом году с рынка ушло 12 участников, а в этом году - 13, но почти все ушли добровольно, то есть никого не гнали. Потом сказала, что золотой запас у нас остался. Это тоже приятно, золотой запас карман не тянет. Иван Осколков, с одной стороны, меня порадовал. Как чиновник он сказал, что строительство международного финансового центра не только началось, но уже практически на наших глазах происходит. От работников ФСФР я слышал, что сейчас ФСФР - это не столько регулятор, сколько надзор, а регулятивные функции в основном ушли в Минфин. Если это предполагает дальнейшее объединение ФСФР с Минфином, тогда да. А так непонятно, надзор или регулятор. Ну и объединение бирж, конечно. Это второй кирпич в здание международного финансового центра. Наверно, будут еще другие, но вот два уже есть. Меня единственно смутила фраза: "посмотрим, выйдут ли акционеры из капитала, если вдруг не случится IPO". В моем представлении это похоже на какие-то эксперименты над рынком. А если они выйдут, что делать-то тогда? Если смотреть, как из состава акционеров пыталась выйти компания "Еврофинанс", то вообще-то желающие выйти есть, только они не могут это сделать. Думаю, Михаил Сухобок ответит на эти вопросы. Ну и совсем меня Иван [Осколков] запутал с политической волей. Он сказал, что если есть политическая воля, значит, все будет о'кей. А потом сказал: президент принял решение. Так что такое политическая воля - решение президента или воля чиновников? Еще раз - это мои сомнения. Теперь хотел бы перейти к тому, что лично я хотел сказать. Недавно появилось прекрасное письмо руководства Сбербанка (и, по-моему, еще ВТБ), где было сказано, что в первичных размещениях акций основных российских предприятий (в рамках программы приватизации) должны участвовать крупные национальные игроки. Я подписываюсь под этим предложением. Мы поддерживаем предложение Грефа о том, что в этих IPO должны участвовать крупные российские игроки, а не только иностранные трудящиеся. Неплохо было бы добавить предложение о том, что должны участвовать в том числе небольшие участники рынка, скромные малые инвестиционные компании, желательно из региона. Это мое предложение - чтоб нормальная региональная компания, которая сегодня работает в городе Екатеринбурге и даже не аффилирована с Москвой, могла поучаствовать в приватизации. В каком качестве, мне неважно. Главное, чтоб ее специалисты учились, понимали, как это происходит, чтобы они могли записать в историю своей компании, что участвовали в приватизации. Далее. Надо поставить задачу перед Минэкономразвития по возвращению IPO на российский рынок. Хватит экспериментов. Надо дать нашим гражданам возможность покупать нормальный, интересный актив. Недавно я разговаривал с руководителем "Связного". Он говорит: "я тоже буду размещаться в Лондоне”. Мы с Ромой Горюновым его уговаривали этого не делать, обещали, что сделаем народное IPO. Но ему посоветовали Англию. Считаю, что одними лишь нашими благими пожеланиями мы ничего в этой ситуации не сделаем. Должна быть какая-то система мер, разработанная ФСФР, Минэкономразвития, кем угодно. Потому что оставлять наше население только с акциями ВТБ (какие бы прекрасные они ни были) неверно. Далее. Мы должны прекратить дискриминацию российского инвестора на нашем рынке. По-другому это назвать нельзя. Вся система на сегодняшний день заточена на то, чтобы каким-то образом прогнуться перед иностранцами. Иностранцы этим прекрасно пользуются и практически нас "разводят". Поэтому мне совершенно неудивительно, что Польша так "выстреливает", что рынок у нас так падает и так далее. Все исключительно из-за того, что российский инвестор практически устранен с рынка и его доля (как и в1998, как и в 2008 году) чрезвычайно низка. В том числе и поэтому мы имеем такое падение индексов. Следующее. Я считаю, что мы должны законодательно забыть фразу "ежегодная доходность на пенсионном рынке". Нет такой фразы! Это долгосрочное вложение. И хватит друг друга обманывать. Четвертое. Я считаю, что надо ввести мораторий на введение законов, ухудшающих инвестиционную привлекательность России. Создавайте любые комиссии, которые будут определять, ухудшает или не ухудшает, но очевидно, что мы постоянно кошмарим наше профсообщество огромным количеством законов. Одни из них улучшают, другие ухудшают, и мы не знаем, как работать на этом рынке. Пятое. Пенсионные деньги, собранные с населения регионов, надо вернуть в регионы. Пусть не все, но хотя частично эти деньги должны работать для тех, кто живет в регионах, и поддерживать администрацию тех регионов, которые в этом остро нуждаются. Шестое. Надо дать административную поддержку работе по финансовой грамотности. Этой работой занимаются сейчас четыре-пять сумасшедших во главе со мной. А ею должна заниматься каждая компания, каждая область, регион. Седьмое. Должна быть принята программа системных мер по стимулированию развития финансового рынка в регионах. В Москве компаний достаточно. О том, что происходит здесь, мы уже слышали. По 12-13 компаний с рынка уходят, и ни одна компания не создается. Но у нас есть сотни, а может быть, и тысячи городов, где нет ни одного финансового посредника. Восьмое. Нам необходимо полноценное национальное рейтинговое агентство. В рамках некоммерческого партнерства мы уже говорим об этом. Договариваемся с НРА, с РА "Эксперт". И я надеюсь, что власти нас поддержат. Далее. Нужно объединение существующих товарных площадок для создания нормальной и прозрачной товарной биржи. В настоящее время у нас есть десяток товарных структур, но реально товарного рынка в России не существует. Десятое. Нужно вводить во все профильные ведомственные комитеты, относящиеся к финансовому рынку, участников рынка, не аффилированных с государственными структурами. Кто-нибудь здесь может поднять руку, кого пригласили на заседание комитета по развитию финансового рынка при президенте? Далее. Нужно создание полноценной, внятной концепции финансового центра. В Гонконге президент заявил, что наполовину МФЦ построили. Иван нам сейчас сказал, что строительство - это <объединенная > биржа. Все прекрасно. А все-таки что такое МФЦ? Только Москва? Или все-таки в каждом регионе - на Урале, во Владивостоке - есть какой-то финансовый центр, который составляет часть большого финансового центра России? Мне видится именно второе. Двенадцатое. Необходимо ограничение притока спекулятивных иностранных денег на биржевые национальные торговые площадки. Другие страны как-то защищаются, мы не хотим. Следующее, что нужно сделать - введение профессионального института финансового судопроизводства. Недавно я спросил представителя уральской компании: почему вас оштрафовали на 64 тысячи? А он ответил: судья сказал, что вы банк и у вас денег много, так что отдайте деньги им. Вот и все финансовое судопроизводство. Ну и последнее. В России 30 миллионов мусульман. До тех пор пока у нас не будет внятного исламского банкинга, мы каждый день рискуем отдать всех наших богатеньких мусульман на восток, в их фонды. А уж будут ли поддерживаться тогда различные террористические, антитеррористические и другие движения, будет зависеть исключительно от них, а не от нас. Нет, все-таки еще одна тема. Чтоб мы не превращались в жирных котов, как на Западе. Давайте поручим НАУФОР посчитать, сколько у нас рабочих мест, то есть сколько мы как индустрия создали рабочих мест. И с этих позиций говорить с нашим руководством: да, участники фондового рынка создали в этом году столько-то рабочих мест, в следующем создадут еще столько-то. А если вы будете выпускать такие законы, которые выходят сейчас, то будет столько-то безработных. Вы хотите столько безработных? Далее. Создание рабочих мест на финансовом рынке для людей с ограниченными возможностями. В Башкирии эту тему уже приняли. Спасибо Денису Козлову. С кем я ни разговаривал, все это поддерживают. Давайте все поддержим эту инициативу и покажем, что мы что-то можем. Не обязательно обладать всеми ногами и руками, чтобы хорошо работать. Главное, чтоб голова была хорошо повернута. Далее. Мы сами должны предложить, чтобы нормы корпоративного управления были обязательными для финансовых компаний. И последнее. Коллеги, до тех пор пока мы не поймем, что нам надо объединяться и выступать вместе, ничего у нас не получится. Поэтому призываю к объединению на всех направлениях. Объединившись, вы много чего можете сделать. Извините, я соврал. У меня еще тема. Господин Осколков правильно сказал: где-то есть политическая воля, где-то желание чиновников. Но общего понимания государственной власти, что фондовый рынок им нужен, нет. На сегодняшний день мы пытаемся договориться о встрече с президентом. Я считаю, что нам надо встретиться и рассказать о том, что из себя сегодня наш рынок представляет. Что меня больше всего, коллеги, волнует, так это скептицизм участников финансового рынка относительно перспектив его развития, а также демократичности и рыночности проходящих в России процессов. Если вы перестанете верить в российский рынок, у нас точно ничего не получится. Сергей Моисеев: В России сейчас пять заметных рейтинговых агентств и еще несколько, которые незначимы. А. Гавриленко: А вы знаете, что определяет "Русрейтинг", например? С. Моисеев: Отлично знаю. Оно аккредитовано Минфином, и его рейтинг признается Банком России. А. Гавриленко: "Русрейтинг" - это ничто. А вот если говорить о любом рейтинговом агентстве, которое есть в России - я завтра поймаю его учредителя, посажу в подвал и заставлю выписать кому надо рейтинг "ААА". И он выпишет, потому что у него ни наблюдательного совета, ни разделения функций, ничего нет. Спасибо вам огромное за то, что вы признали агентство"Русрейтинг", потому что до этого признавали только иностранные. Но реального рейтингового агентства нет! Там нет кодекса корпоративного управления, там в любой момент можно сделать что хочешь. Это-то меня и беспокоит. С. Моисеев: Нас тоже это беспокоит, и мы считаем, что регулирование рейтинговых агентств со стороны Минфина должно наконец состояться. В отношении того, чтобы создать, как в Китае, госагентства, выставляющее рейтинг, то это маловероятно. Мы сами являемся потребителями рейтингов и не можем представлять одновременно две стороны. А. Гавриленко: Некоммерческое партнерство РТС взялось за это дело, и мы очень надеемся, что у нашего совета директоров хватит и возможностей, и денег объединить РА "Эксперт" и НРА и, возможно, еще кого-нибудь ввести в советы директоров, попечительский, наблюдательный и так далее. Чтобы рейтинги стали дешевле, раз. А во-вторых, чтобы они стали понятными и прозрачными для участников рынка. С. Моисеев: Ура. Теперь про движение капитала. У Банка России уже был опыт регулирования притока краткосрочного капитала в Россию. Он закончился в 2004 году. Этот опыт показал, что такое регулирование имеет слабую эффективность. Возьмем на примере то, что попытались сделать в Бразилии, - налогообложение краткосрочных инвестиций нерезидентов на рынке. Поскольку мы общаемся с центральными банками других стран, они сами признают, что эта норма оказывается неэффективной по той причине, что когда у вас спекулятивная доходность 100%, то налогообложение в 2% никакой роли не играет. А. Гавриленко: Согласен. Помогите тогда привлечь население страны. Но не путем проведения IPO ВТБ, а нормально привлечь население. До тех пор пока вы население страны не привлекаете, пока в некоторых регионах нет ни одного финансового посредника, пока вы не поддерживаете план внедрения финансовой грамотности и так далее, рынка у нас не будет. Будут одни иностранцы, а российские индексы будут падать каждый раз. Виталий Кударев (управляющий директор компании "Профинвестсервис"): Очень импонируют ваши тезисы. Вопрос. В рамках формирования финансового центра в Москве, Екатеринбург имеет ли шанс стать финансовым пригородом или, может, самостоятельным финансовым центром? А. Г.авриленко: Я предлагаю, чтобы в каждом регионе был экономический индекс развития. Вчера мы договорились в Челябинске о том, чтобы сделать экономический индекс развития в Уральском регионе. Один из главных вопросов, который я задаю в регионе: ребята, что вы сделали для своего региона? А самостоятельный это будет центр или нет - что сделаете, то и будет. Все зависит от вас. И перестаньте кивать на Москву. Мы готовы помогать возвращать эти деньги. Задача - собрать пенсионные деньги в регионе, затем вложить их в проекты администрации, и пусть администрация попробует потом кинуть своих пенсионеров. Я посмотрю, как они потом пойдут на выборы! Дата публ./изм.
26.10.2011 |