Евгений Гонтмахер (Вестник №12/2008)

26.12.2008

Евгений Гонтмахер руководитель Центра социальной политики
Института экономики РАН,
д. э. н., профессор

Путь к совершенствованию
В современном мире государство в принципе не может обеспечить достойную старость работника без его собственного участия

В профессиональной среде многократно обсуждено и практически общепризнанно, что пенсионная реформа в том объеме, в котором она проведена в России на сегодняшний день, не смогла решить основных проблем, которые стояли (и стоят) перед российской пенсионной системой

.
Подобное положение, безусловно, сказывается и на состоянии финансового рынка. В частности, успешное проведение пенсионной реформы могло обеспечить достижение нескольких важных для финансового рынка целей. Во-первых, после пенсионной реформы могло произойти вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование, включая пенсионное. Во-вторых, реформа должна была создать благоприятные условия для роста числа негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, на российском рынке усилились бы позиции институциональных инвесторов, которые сейчас достаточно слабы. (Кстати, именно слабое присутствие на отечественном фондовом рынке отечественных же пенсионных денег в значительной степени объясняет тот факт, что наш рынок в кризис "просел" сильнее, нежели рынки развитых стран.)
К сожалению, обе эти цели достигнуты не были.
Обязательный накопительный элемент существующей пенсионной системы адресован ограниченной по численности группе населения, посему реализация первой цели, по существу, отложена до 2022 года. Охват населения дополнительным пенсионным обеспечением остается низким: общее количество участников НПФ составило в 2007 году 7 млн человек (менее 10% экономически активного населения), а получателей негосударственных пенсий - 0,5 млн (1,3% всех пенсионеров).
Что касается развития институционального инвестирования, то, как известно, подавляющая часть пенсионных средств аккумулируется сейчас в государственной управляющей компании (ВЭБ) и размещена в государственных обязательствах. НПФ до сих пор остаются слабыми игроками на рынке обязательных пенсионных накоплений.
Кроме того, в 2005-2007 годы пенсионная система демонстрировала высокую степень зависимости от текущей экономической и политической конъюнктуры. Доля бюджетного финансирования пенсионной системы росла.
В ближайшие годы тема пенсионного кризиса вновь неизбежно выдвинется в политической повестке на первый план. Вопрос лишь в том, по какому сценарию будут разворачиваться события: будут ли продолжаться поиски чисто тактических решений для погашения текущего дефицита
Пенсионного фонда, или же снова встанет вопрос реформирования самой пенсионной системы.

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.