Стенограмма выступления заместителя руководителя ФСФР России Александра Синенко

20.01.2012

Наверное столько, сколько делает НАУФОР с точки зрения развития законодательства, сточки зрения «дружеского» давления на регулятора, больше никто не делает. Если НАУФОР что-то захотел, он обязательно этого добьется.

Я бы хотел остановиться на том, что сделано и что будет сделано с точки зрения основ развития регулирования и законодательства финансового рынка.

За последние 4 года, думаю, произошел качественный прорыв как в количестве, так и в качестве нормативного регулирования финансового рынка.

Основные прорывные вещи - это вопрос урегулирования допуска иностранных ценных бумаг, на сегодняшний день у нас весьма либеральное законодательство в этом смысле. У инвестора и иностранного эмитента есть несколько способов как прийти на наш рынок. Либо через депозитарные расписки, как Русал. Второй способ - это прямой допуск иностранных ценных бумаг к организованному обращению. Есть уже пример - успешное размещение белорусских ценных бумаг. Две недели назад ФСФР зарегистрировала проспект ценных бумаг очень крупной транснациональной компании канадского происхождения, которая пришла к нам с двумя долгосрочными рублевыми выпусками на сумму порядка 20 млрд.

В 2010 году произошел двукратный рост срочного рынка: с 12 до 25 трлн. рублей. Это пример, когда точно ясна причинно-следственная связь: как только навели порядок с налогами, была проведена сложнейшая работа по определению того, как должна рассчитываться база, какие инструменты должны стимулировать совершать операции со срочными инструментами, так мы получили двукратный рост объемов на этом рынке.

В 2008 году проблемы с операциями репо стали одной из основных причин негативных последствий кризиса на нашем рынке.

Проведена серьезная либерализация процедур эмиссии . Многие эмитенты уже воспользовались: мы убедились в позитивных результатах появившихся биржевых облигациях, был увеличен срок обращения этих облигаций, круг субъектов, которые вправе выпускать облигации в упрощенном режиме. По эмиссии акций было интересное решение - было устранен запрет на размещение эмиссии акций за счет долгов.

Закон об инсайде развивался более 10 лет - сейчас мы заканчиваем разработку проектов нормативных актов и с нового года собираемся приступить к аккуратному мониторингу и проведению отдельных проверочных актов.

Из последний событий - неделю назад президент подписал закон об организованных торгах , позавчера - о центральном депозитарии. С 1 января мы будет разрабатывать огромное количество приказов, чтобы этот закон работал.

Какие планы?

У нас есть 9 проектов федеральных законов, которые по разным причинам находятся в промежуточной стадии дальнейшей доработки. Это идеи, которые должны работать на создание внутреннего долгосрочного национального инвестора. Для иностранных инвесторов признаком того, что можно приходить - это активный внутренний институциональный инвестор.

Прежде всего - это закон о пруденциальном надзоре. Контроль за участниками рынка будет очень серьезно реформирован. Принципиально иной подход, качественно иной подход к вопросам контроля, постоянное соответствие требованиям, которые будет определять государство к разным аспектам деятельности профучастников рынка ценных бумаг. То, что сейчас реализовано в банковском секторе, будет в той или иной степени перенесено на финансовый рынок.

В этом законе, прошедшем первое чтение, есть принципиальное решение о создании компенсационных фондов. Уже показало свою эффективность работа АСВ, и вот такой же механизмах нам нужен на нашем рынке. Но организован он может быть по-разному. Его основные функции должны быть реализованы в самое ближайшее время.

Очень интересный задел - закон о секьюритизации, и очень жалко, что более двух лет закон находится на стадии первого чтения. Его основная задача - развить идею прав требований, каких-то финансовых активов путем их капитализации в ценные бумаги. Это ускоряет многие события. В этом же ключе - закон о совершенствовании законодательства об ипотечных ценных бумагах, который устраняет достаточно большое количество ограничений, которые препятствуют развитию этого рынка ценных бумаг.

Крайне интересен законопроект, связанный с совершенствованием регулирования деятельности членов органов управления в коммерческих организациях - акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью. Это закон, по нашему мнению, заставит работать советы директоров не от случая к случаю, не два раза в год, а каждый день, относясь к обязанностям максимально профессионально, потому что риск гражданско-правовой ответственности, возмещения убытков в связи с неразумными или недобросовестными действиями членов совета директоров, членов коллегиальных органов управления, генерального директора - он становится настолько реальным, что превращается угрозу, которая будет лишний раз стимулировать управленцев действовать каждый день профессионально.

Из глобальных тем - наше дальнейшее продвижение на пути либерализации эмиссионных процессов. Уже в первом чтении больше года назад принят очень интересный закон, который нам необходимо толи доработать, толи переписать заново, который позволит распространить режим биржевых облигаций на акции. Мы пошли на этот достаточно смелый шаг, это наша идея, хотя и мы сами ее немного опасаемся - позволить без государственной регистрации выпуска акций через биржевые механизмы выходить в упрощенном порядке с ценными бумагами на финансовый рынок.

Могу подтвердить, что очень серьезно обсуждаются дальнейшие шаги вплоть до отказа от самого «святого» - от обязательной тотальной государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Этот инструмент является краеугольным камнем нашей компетенции и идеологии, Идеологию, что любая эмиссионная ценная бумага должна пройти через нашу проверку, мы пересматриваем. Мы убедились, что рынку это особой эффективности не дает. В 2008 году больше 200 дефолтов произошло по облигационным займам, все выпуски прошли полноценную государственную регистрацию. Как вы видите, это не помогло с точки зрения надежности. По биржевым облигациям были буквально один или два дефолта, которые не проходили государственной регистрации.

Этот пример убедительно говорит о том, что нужно последовательно двигаться в сторону отказа от государственной регистрации, не по всем выпускам, а по тем, по которым это возможно. Мы планируем задействовать в этом также саморегулируемые организации и биржи.

Подготовлен проект приказа о возможности разнесения убытков от инвестирования средств, зафиксированных негосударственными пенсионными фондами по счетам клиентов . В 2008 году ФСФР России заняла позицию о невозможности разнесения убытков, и впоследствии эта позиция, возможно, предельно жесткая, была подтверждена судами. Но в дальнейшем мы решили ее подойти к решению этой серьезной проблемы комплексно и более аккуратно.

Сейчас на уровне идеи ФСФР преподносит как приоритетную точку зрения возвращение нормы освобождающую долгосрочных инвесторов ценных бумаг. Мы будем предпринимать такие попытки, хотя пока они даже не реализованы в форме федерального закона. Вопросы налогообложения по разным причинам всегда решаются болезненно. Но мы надеемся, что мы сможем решить этот вопрос., тем более у нас есть поручение от президента по результатам его встречи с представителями иностранных инвесторов - разработка мер, стимулирующих наш внутренний рынок, в рамках которых ФСФР России и будет поднимать вопрос о возврате к этой налоговой льготе. Удастся ли здесь же решить вопрос по возврате льгот с ЗПИФами - сложно сказать.