25.10.2024
НАУФОР направила в Банк России комментарии к проекту основных направлений развития финансового рынка России на 2025 год и период 2026 и 2027 годов, представленному регулятором в сентябре этого года для обсуждения. Замечания НАУФОР учитывают требования Указа Президента РФ №309 от 7 мая 2024 года, которым поставлена задача увеличения к 2030 году капитализации фондового рынка до 66% ВВП.
По мнению НАУФОР, действующий механизм ИИС-3 не в полной мере способствует задаче привлечения розничных инвесторов и требует дальнейшей доработки. Наиболее важным является закрепление на постоянной основе 5-летнего срока ИИС-3 и отмена запрета на получение доходов по ценным бумагам, учитываемым на ИИС-3, на банковские счета инвесторов, для чего следует отменить НДФЛ с зачисляемых на них дивидендов.
НАУФОР предлагает предусмотреть для владельцев ИИС-3 набор стимулов, увеличивающийся в зависимости от срока существования счета. Если ИИС-3 закрывается по истечении 3 лет - право на получение налогового вычета на внесенные денежные средства, для 4-летних ИИС-3 - также право на налоговый вычет в сумме положительного финансового результата по операциям на ИИС-3 в сумму 10 млн рублей, для пятилетних - в сумму 30 млн рублей.
НАУФОР не поддерживает механизм прямых продаж гражданам ценных бумаг непосредственно эмитентами с использованием финансовых платформ без изменения подхода к их регулированию. Ассоциация предлагает:
- разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы с деятельностью кредитной организации, профучастника рынка ценных бумаг или управляющей компании, отменив для них требование к минимальному размеру собственных средств оператора финансовой платформы;
- исключить ограничения на организационно - правовую форму оператора финансовой платформы;
- расширить перечень организаций, имеющих право быть регистратором финансовых транзакций, включив в него помимо центрального депозитария и его дочерних обществ иных лиц, имеющих право осуществлять репозитарную деятельность в отношении финансовых сделок.
В продолжение работы по повышению инвестиционной привлекательности ПИФ как одного из приоритетных инструментов для начала инвестирования на финансовом рынке розничными инвесторами НАУФОР предлагает:
- увеличить до 1 млн рублей размер инвестиционного налогового вычета по НДФЛ на средства, внесенные на ИИС, на которых учитываются только паи ОПИФ/БПИФ/ИПИФ;
- распространить налоговую льготу по долгосрочному владению (5 лет) на инвестиционные паи;
- расширить линейку активов ПИФ для неквалифицированных инвесторов за счет ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и иных активов (в том числе, доли деривативов в ПИФ);
- расширить состав и структуру активов БПИФ для возможностей создания индексов;
- наделить статусом налогового агента конечного профучастника, на счете которого учитываются паи ПИФ, с последующей реализацией каскадного метода выплаты доходов по инвестиционным паям.
НАУФОР предлагает разрешить инвестировать переданные неквалифицированным инвесторам в доверительное управление средства в финансовые инструменты для квалифицированных инвесторов, при условии, что передача таких активов инвестору по окончании договора с управляющим не предполагается.
НАУФОР предлагает предоставить отдельный инвестиционный налоговый вычет в сумме уплаченных сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений в размере 1,5 млн рублей в год и развивать корпоративные пенсионные схемы, предполагающие софинансирование ПДС (программы долгосрочных сбережений) работодателем (отнесением соответствующих платежей на себестоимость), а также увеличить лимиты софинансирования ПДС со стороны государства.
Ассоциация считает целесообразным полностью освободить от НДФЛ купоны по государственным облигациям и по обращающимся на организованном рынке корпоративным облигациям российских эмитентов, включенным в котировальные списки.
НАУФОР считает необходимым уточнить условия налогового стимулирования инвесторов, приобретающих на IPO ценные бумаги компаний высокотехнологичного сектора экономики, и включить в период владения временное выбытие ценных бумаг по сделкам репо и займа при расчете налоговых вычетов на долгосрочное владение (5 лет).
НАУФОР предлагает следующие меры для использования российским бизнесом инструментов привлечения долгосрочного финансирования на рынке капитала:
- исключение расходов эмитента на IPO в двукратном размере из налогооблагаемой прибыли;
- снижение в течение трех лет ставки налога на прибыль для компаний, которые провели IPO;
- освобождение от налогообложения акционеров при продаже их пакетов акций в ходе IPO;
- приватизацию 10% пакетов акций части принадлежащих государству компаний;
- отмену налога на материальную выгоду для инвесторов и действующих акционеров при размещении акций в ходе IPO и размещении облигаций на организованных торгах;
- освобождение от регистрации в Банке России выпуска облигаций, не сопровождаемых проспектом, расширение выпуска облигаций без проспекта, расширение полномочий бирж по регистрации облигаций;
- исключения из эмиссионной документации формальных сведений, не относящихся напрямую к размещаемым ценным бумагам.
Дополнительно к уже принятому решению по смягчению требований по участию НПФ в первичных размещениях акций на организованных торгах НАУФОР предлагает следующие меры по активизации операций НПФ на рынке акций:
- отмену применения мер по предупреждению банкротства НПФ при негативном результате стресс-тестирования;
- отмену требования о пятилетней безубыточности НПФ;
- отмену административной фидуциарной ответственности;
-введение возможности по ведению разных инвестиционных портфелей для граждан разного возраста (по их выбору), в том числе портфелей с обязательной долей инвестиций в акции;
- освобождение НПФ от налога по акциям, приобретенным при IPO.
Для стимулирования инвестиций юридических лиц в инструменты фондового рынка представляется целесообразным освободить от налога на прибыль купоны по государственным облигациям и корпоративным облигациям, включенные в котировальные списки и доходы от реализации при долгосрочном владении (3 года) ценными бумагами.
НАУФОР видит необходимость в пересмотре действующих ограничений, отмене ряда запретов и расширении доступа неквалифицированных инвесторов к финансовым инструментам и вступает за создание общего непротиворечивого и последовательного подхода к доступу разных групп инвесторов к разным группам финансовых инструментов - финансовым инструментам рынка ценных бумаг, ЦФА, страховым продуктам, а также к предложению финансовых инструментов на финансовых платформах, регулирование которых в настоящее время заметно отличается.
НАУФОР считает важным установить для ЦФА, обладающих сходными с традиционными финансовыми инструментами характеристиками, эквивалентное регулирование и гармонизировать регуляторный подход для ЦФА и традиционных финансовых инструментов. Предлагается:
- отменить ограничения по сумме сделок с ЦФА для неквалифицированных инвесторов и расширить перечень значений базовых активов;
- допустить для ЦФА возможность перехода права собственности внутри номинального держателя;
- допустить возможность брокерских операций С ЦФА, доверительного управления и приобретения их в состав паевых инвестиционных фондов, пенсионных резервов и накоплений, страховых резервов;
- налоговый режим ЦФА предлагается приравнять к налоговому режиму традиционных финансовых инструментов (сальдирование, налоговые льготы, отнесение процентных издержек эмитента на расходы).
НАУФОР считает необходимым предоставить некредитным финансовым организациям (в первую очередь брокерам, управляющим и управляющим компаниям) возможность проведения идентификации в целях ПОД/ФТ по поручению других финансовых организаций.