Выступление президента НАУФОР Алексея Тимофеева на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению основных направлений развития финансового рынка РФ на период 2019-2021 годов

21.01.2019

Президент НАУФОР Алексей Тимофеев в понедельник, 21 января, выступил на парламентских слушаниях "Об основных направлениях развития финансового рынка РФ на период 2019-2021 годов", организованных комитетом по финансовому рынку Госдумы РФ.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте выразить благодарность Комитету Государственной думы по финансовому рынку за возможность выступить сегодня с комментариями в отношении проекта основных направлений развития финансового рынка. Я бы ограничился всего 3 предложениями и все они касаются документов в развитие Основных направлений развития финансового рынка.

Первое. Я считаю, на повестку дня должен быть поставлен вопрос об оптимизации регулятивной нагрузки, возможно, о дерегулировании.

Сегодня расходы, которые связаны с выполнением требований нормативных актов и поддержания надзорного взаимодействия с Банком России чрезвычайно велики и для средних компаний сопоставимы, а для малых часто превышают иные расходы, связанные с деятельностью и развитием компаний. Дело не только в пропорциональном регулировании, которое все еще разрабатывается для небанковских финансовых организаций, дело также в темпах проведения Банком России реформ. Некоторые компании не в состоянии справится с необходимостью осуществлять сразу несколько реформ. Я считаю, что необходимо введение оценки регулирующего воздействия для каждой меры, предлагаемой Банком России, а еще важнее институт, который мог бы стать местом для обсуждения как целесообразности, так и темпов проведения реформ. Таким институтом, если угодно, мог бы стать Совет СРО при Банке России, предусмотренный Законом о саморегулируемых организациях. СРО представляют индустрию и рекомендации Совета могли бы учитываться при принятии окончательных решений Банком России. Совет мог бы стать инициатором пересмотра регулирования для его оптимизации.

Второе. Основные направления предусматривают введение института Индивидуального пенсионного капитала - ИПК как основного драйвера развития фондового рынка. Мы считаем, что к ИПК, как к добровольному механизму пенсионного обеспечения, должны применяться гибкие правила, предполагающие широкий выбор для гражданин при выборе схемы формирования пенсионных сбережений, а значит участие различных финансовых институтов как на этапе накопления, так и на этапе пенсионных выплат.Открытие пенсионных счетов для накопления ИПК мы предлагаем допускать не только в негосударственных пенсионных фондах, но и у доверительных управляющих по схеме доказавших свою работоспособность индивидуальных инвестиционных счетов - индивидуальных пенсионных счетов, если угодно. Такую схему отличает максимальная прозрачность и гибкость с точки зрения гражданина, возможность учета его инвестиционных целей и предпочтений, больше, чем в других случаях, в частности в отличие от НПФов, которые осуществляют «коллективную» схему инвестирования. Кроме того, мы предлагаем установить возможность выбора гражданином между различными видами выплат по достижению пенсионного возраста: аннуитетными либо единовременной выплатой по достижении пенсионного возраста. Уверен, что если система ИПК будет базироваться на принципах, адаптированных для различной аудитории и учитывающих степень доверия граждан к различным финансовым институтам, то граждане будут активнее участвовать в формировании пенсионных сбережений, делая выбор из понятных продуктов, и соотнеся их со своими инвестиционными целями. Возможно, такая схема могла бы быть реализована через некоторое время после начала функционирования схемы с участием НПФ, но ее возможность следовало бы заложить уже сейчас.

Третье. Одним из наиболее востребованных продуктов в настоящее время на фондовом рынке являются индивидуальные инвестиционные счета. На конец 2018 граждане открыли более 600 тыс. таких счетов и что важно с прошлого года более 50% открывающих такие счета - новые клиенты. Полагаю, что благодаря усилиям, которые индустрия, предпринимала в 2018 г. по предложению фондового рынка розничным инвесторам и автоматизации своих сервисов, благодаря тому, что на рынок этих услуг выходят большие банки, предлагающие фондовый рынок как альтернативу для своих депонентов, мы увидим еще более сильное изменение в течение этого года. Тем не менее, нам пока не удалось сделать одинаково привлекательными оба варианта ИИС - большим преимуществом обладает первый вариант, предполагающий налоговый вычет на внесенную сумму. Второй вариант, который не предполагает возврата НДФЛ из бюджета, к сожалению не обладает экономикой, сопоставимой с экономикой первого варианта. Для того, чтобы этого добится необходимо допустить возможность внесения на ИИС второго типа большей суммы, чем сумма взноса на ИИС первого типа, возможность частичного досрочного снятия и довнесения средств на него. Это делает счет более привлекательным для инвесторов, а его экономику сопоставимой с экономикой ИИС первого типа.

Большое спасибо!