НАУФОР направила в Банк России предложения к проекту Основных направлений развития финансового рынка на 2022 год и период 2023 и 2024 годов

27.08.2021

Национальная ассоциация участников фондового рынка направила в Банк России предложения к проекту «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов». Предложения НАУФОР основаны, в том числе, на опубликованном ранее докладе ассоциации «Текущее состояние фондового рынка России и основные направления его развития».

НАУФОР просит Банк России при доработке проекта учесть следующее:

1. Проект Основных направлений предусматривает проведение оценки целесообразности открытия счетов депо инвесторов в центральном депозитарии для проведения операций на финансовых платформах, биржевом и внебиржевом рынках.

По мнению НАУФОР, предлагаемое наделение центрального депозитария правом открытия и ведения счетов депо инвесторов противоречит основной функции данного инфраструктурного института - централизованному оказанию услуг финансовым организациям и финансовым посредникам.

Предоставление инфраструктурным организациям права непосредственного обслуживания инвесторов окажет негативное влияние на конкуренцию на финансовом рынке и снизит качество обслуживания инвесторов, приведет к концентрации операционных рисков на инфраструктурных организациях и тем самым создаст угрозу финансовой стабильности российского рынка. Кроме того, формирование активов клиентов вне брокеров и управляющих приведет к фрагментации финансового рынка, ограничению его ликвидности, замедлению процесса предложения финансовых инструментов клиентам и снижению диверсификации их портфелей.

2. НАУФОР поддерживает появление новых инструментов долевого накопительного (инвестиционного) страхования жизни, но не может поддержать возможность совмещения деятельности по страхованию жизни и деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

По мнению НАУФОР, введение возможности совмещения деятельности по страхованию жизни и деятельности по управлению ПИФ и НПФ приведет к уменьшению числа игроков на финансовом рынке за счет поглощения страховыми организациями управляющих компаний.

3. НАУФОР поддерживает унификацию требований к фидуциарной ответственности, а именно: введение общих правил привлечения к ответственности за недобросовестность и нелояльность интересам клиента для управляющих ценными бумагами, инвестиционных советников, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фонов, а также для НПФ.

Однако НАУФОР считает, что такая унификация не должна предусматривать распространение механизма административной фидуциарной ответственности, действующего сегодня на пенсионном рынке, на иные финансовые организации, а в отношении НПФ должна быть рассмотрена возможность его отмены.

4. Проект Основных направлений предусматривает создание платформы Банка России «Знай своего клиента» для предоставления кредитным организациям информации об уровне комплаенс-риска клиентов и контрагентов.

НАУФОР предлагает предоставить доступ к указанной платформе также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и специализированным депозитариям.

5. НАУФОР предлагает рассмотреть возможность отмены для розничных инвесторов налога на доходы, выплачиваемые по ESG-инструментам; сокращение с трех до одного года срока владения ESG-инструментами, допущенными к обращению на организованном рынке, для получения налогового вычета; а также государственную поддержку для эмитентов ESG финансовых инструментов в виде субсидирования дохода, выплачиваемого эмитентами по ESG инструментам, и компенсации затрат на верификацию проектов в области устойчивого развития.

6. НАУФОР предлагает дополнить направление «Содействие конкуренции на финансовом рынке» следующими мерами:
а) введение возможности «кросс-идентификации» клиентов для некредитных организаций;
б) продолжение процесса снижения регулятивной нагрузки;

в настоящее время регулятивная нагрузка остается высокой, несмотря на многолетние усилия Банка России и индустрии по пропорциональному регулированию и оптимизации регулирования,

в) обеспечение возможности финансового инжиниринга - продуктовой конкуренции;

необходимо исключительно осторожно подходить к ограничениям на структурные продукты, при этом защита интересов инвесторов должна строиться на основе правил предложения финансовых инструментов и надзора за их соблюдением. К сожалению, в проекте Основных направлений отсутствует указание на необходимость определения круга структурных продуктов, доступных неквалифицированным инвесторам,

г) предоставление возможности совмещения деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельностью управляющей компании, а также деятельностью кредитной организации;

при этом целесообразно исключить для профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, а также для кредитных организаций требование к минимальному размеру собственных средств оператора финансовой платформы и убрать ограничения на организационно-правовую форму оператора финансовой платформы.

7. НАУФОР предлагает дополнить направление «Развитие длинных денег (долгосрочного финансирования)» следующими мерами:
а) распространение правил определения налогооблагаемого дохода по вкладам на облигации, обращающиеся на организованном рынке;

данные налоговые льготы были отменены в связи с отменой льгот по банковским вкладам, однако одновременно по банковским вкладам было введено исключение из налогооблагаемой базы дохода в сумме, равной произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России. По облигациям этого не было сделано, что лишило налогообложение важной в ключевом вопросе нейтральности, заставляя граждан выбирать между вкладами или более рискованными финансовыми инструментами, игнорируя более надежные, но менее доходные государственные, муниципальные и корпоративные облигации,

б) увеличение налоговой льготы, а именно суммы ежегодного налогового вычета, по ИИС 1-го типа до 1 млн руб., если счет не закрыт по прошествии трех лет;
в) введение «ИИС-образование» (ИИС-О), предназначенного для формирования сбережений для финансирования образования. Максимальная сумма взноса на ИИС-О должна быть не менее 2 млн руб., который может вноситься частями или сразу;
г) освобождение от налога дохода в виде валютной переоценки;
д) наделение брокера функциями налогового агента по доходам розничных инвесторов по иностранным ценным бумагам;
е) упрощение идентификации физических лиц-нерезидентов;
ж) отмена или снижение для нерезидентов налогов на доходы от операций с ценными бумагами, обращающимися на российском организованном рынке и доходов по таким ценным бумагам;
з) отмена налогов на доходы нерезидентов по долговым ценным бумагам, обращающимся на российском организованном рынке;
и) развитие рынка иностранных финансовых инструментов и отечественных финансовых инструментов в иностранной валюте.

8. НАУФОР предлагает дополнить описание задачи «Создание стимулов для долгосрочных вложений НПФ» следующими мерами:
а) расширение возможностей инвестирования средств НПФ в ПИФ;
б) расширение возможностей НПФ по участию в IPO;
в) снижение ограничений для инвестирования в иностранные финансовые инструменты средств пенсионных накоплений;
г) создание государственной программы софинансирования личных взносов граждан в НПФ (возможно, для отдельных социальных, отраслевых или демографических групп);
д) отмена административной фидуциарной ответственности НПФ.

9. НАУФОР предлагает дополнить блок «Иные финансовые посредники» следующими мерами:
а) отмена НДС для специализированных инвестиционных советников;
б) улучшение системы квалификации инвестиционных советников.

10. В разделе «Развитие регулирования секторов финансового рынка» НАУФОР предлагает выделить отдельный блок задач, посвященный развитию паевых инвестиционных фондов, и включить в него следующие меры:
а) передача функций налогового агента от управляющей компании инвестиционных фондов брокеру-депозитарию, на счету которого учитываются паи ПИФ;
б) освобождение от налога доходов, выплачиваемых по паям ПИФ;
в) разрешение передачи валюты в оплату паев «валютных» ПИФ;
г) упрощение процесса размещения паев открытых и интервальных ПИФ;
д) создание открытой архитектуры размещения паев открытых и интервальных ПИФ;
е) расширение состава и структуры активов биржевых ПИФ.

11. НАУФОР также предлагает рассмотреть возможность отказа от использования контрольно-кассовой техники при оплате услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Кредитные организации, осуществляя те же виды профессиональной деятельности, что и профессиональные участники, в силу прямого указания закона не обязаны применять контрольно-кассовую технику по тем же операциям с физическими лицами.

текст письма полностью

перейти

НАУФОР выражает готовность принять активное участие в дальнейшем обсуждении и доработке проекта Основных направлений, а также соответствующей Дорожной карты, отмечается в письме.