НАУФОР направила в Банк России предложения принять ряд мер по поддержке некредитных финансовых организаций

28.02.2022

Национальная ассоциация участников фондового рынка направила в понедельник письмо в Банк России с предложением принять ряд мер в отношении участников финансового рынка в целях стабилизации ситуации на финансовом рынке и обеспечения непрерывности операционной деятельности некредитных финансовых организаций.

НАУФОР просит рассмотреть возможность введения следующих временных регуляторных и надзорных послаблений в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев:

1. Перенести проведение плановых проверок некредитных финансовых организаций на вторую половину 2022 года;

2. При проведении проверок, в том числе по поступившим жалобам, а также направлении предписаний о предоставлении информации максимально увеличить срок, предоставляемый некредитными финансовыми организациями для предоставления запрошенной информации и возражений по итогам проверки;

3. Максимально увеличить срок предоставления исправленной отчетности в случае обнаружения при ее обработке Банком России технических ошибок, допущенных некредитными финансовыми организациями;

4. Перенести срок вступления в силу с 1 апреля 2022 года на 1 января 2023 года Указания Банка России от 03.06.2021г. № 5809-У «О требованиях к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию», либо не применять до 31.12.2022 года меры административного воздействия при выявлении нарушения требований данного указания;

5. Перенести срок вступления в силу с 1 апреля 2022 года на 1 января 2023 года Указания Банка России от 23.08.2021 № 5899-У «Об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации», либо не применять до 31.12.2022 года меры административного воздействия при выявлении в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг нарушения требований данного указания;

6. Не применять до 31.12.2022 года меры административного воздействия при выявлении в деятельности финансовых организаций нарушения порядка и (или) сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации об операциях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3-1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

7. Не применять до 31.12.2022 года меры административного воздействия при выявлении в деятельности управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов следующих нарушений:

а) нарушение лимита ликвидности паевого инвестиционного фонда, установленного п. 2.9 Указания Банка России от 05.09.2016 № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (далее Указание № 4129-У), в связи с предполагаемым оттоком, превышающим притоки средств в паевые инвестиционные фонды;

б) нарушение размера совокупного объема задолженности, возникшей в результате предоставления фонду денежных средств для обмена или погашения инвестиционных паев при недостаточности денежных средств, составляющих этот паевой инвестиционный фонд. В связи с низкой ликвидностью рынка, в том числе по облигациям это может быть использовано как инструмент, позволяющий не продавать бумаги на низких уровнях цен;

в) нарушение лимита концентрации на одного эмитента/контрагента, поскольку существует риск закрытия контрагентских линий у брокеров и возможна вынужденная концентрация денежных средств на одном брокере или в одной кредитной организации;

г) нарушение сроков проведения операций обмена и погашения паев, если они возникли в связи с объективными причинами невозможности реализации активов в установленные сроки без ущерба интересам владельцев паев;

д) нарушение требований, установленные правилами доверительного управления биржевыми инвестиционными фондами, о размере допустимых отклонений расчетной стоимости пая (iNAV) от значения индекса, которому следует управляющая компания такого фонда;

е) нарушение Указания № 4129-У возникшее в результате включения в состав активов биржевых паевых инвестиционных фондов внебиржевые своп-договоры с одним контрагентом до 100 процентов от стоимости чистых активов, при соблюдении по такому своп-договору дохода/убытка лимита, соответствующему ограничениям на одного контрагента, установленного Указанием № 4129-У. Такие своп-договоры позволят управляющим компаниям, находящимися под запретительными мерами, сохранить фонды на иностранные рынки.

8. Дать дополнительные разъяснения управляющим компаниям о рыночных ситуациях, которые могут быть основанием для приостановления выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев по решению управляющей компании.

9. При рассмотрении дел об административных нарушениях, связанных с незначительными нарушениями сроков предоставления отчетности или запрошенной информации, а также техническими ошибками в представляемой информации, не привлекать некредитные финансовые организации к административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения, а также учитывать высокую нагрузку сотрудников некредитных финансовых организаций в период повышенной волатильности в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.