НАУФОР направила в Банк России и Госдуму РФ комментарии к проекту Основных направлений развития финансового рынка на 2024 год

20.11.2023

НАУФОР направила 20 ноября 2023 года в Банк России и Государственную Думу Российской Федерации комментарии к проекту Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Комментарии НАУФОР

Национальная ассоциация участников фондового рынка рассмотрела проект «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» (далее - проект Основных направлений) и представляет комментарии по вопросам, относящимся к компетенции ассоциации и к компетенциям, смежным с ней.

1. Развитие инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций для граждан

(задача 1 пункта 3.1 раздела 3 проекта Основных направлений)

1.1. Индивидуальные инвестиционные счета III типа (далее - ИИС) требуют дальнейшей доработки, в том числе расширения круга оснований для досрочного снятия средств, введения возможности временного снятия средств с ИИС без потери налоговых преимуществ, а также получение доходов по ценным бумагам, учитываемым на ИИС, на иные счета - все эти возможности исключительно важны для «длинных» ИИС, являясь условием их привлекательности для инвесторов.

Чрезвычайно важным является также закрепление 5-летнего срока ИИС (сейчас такой срок предусматривается для ИИС, открываемых в течение первых трех лет).

1.2. НАУФОР поддерживает предложение создать финансовые инструменты, дополняющие продукты НПФ (специальные ПИФ, долгосрочные ОФЗ, долгосрочные банковские вклады, безотзывные сертификаты), а также предлагает предусмотреть возможность предложения пенсионных схем - услуг, аналогичных предлагаемым НПФ, иными финансовыми институтами, такими как управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями ПИФ, а также страховщиками. При этом, на наш взгляд, необходимо отменить требование о безубыточности для НПФ (см. пункт 2.2), и не распространять его для пенсионных схем, администрируемых иными финансовыми институтами, для того, чтобы повысить доходность от управления ими.

1.3. НАУФОР считает правильным устранение налогового арбитража, возникающего между краткосрочными и долгосрочными вкладами, путем предоставления возможности для долгосрочных вкладов уменьшения налоговой базы по доходам на сумму необлагаемого минимума в отношении каждого календарного года в рамках срока действия долгосрочного вклада, независимо от условий выплаты процентов.

Вместе с тем, гораздо более важной задачей представляется устранение налогового арбитража между вкладами и облигациями, путем введения в отношении доходов по облигациям необлагаемого налогом минимума по аналогии с банковскими вкладами.

2. Развитие рынка капитала и иных механизмов для долгосрочного финансирования экономического развития

(задача 2 пункта 3.1 раздела 3 проекта Основных направлений)

2.1. НАУФОР не поддерживает механизм прямых продаж гражданам облигаций и акций непосредственно эмитентами с использованием финансовых платформ. Наделение финансовых платформ правом непосредственного обслуживания и ведения счетов, в том числе, индивидуальных инвестиционных счетов (задачи 1 и 2 пункта 3.1 раздела 3 проекта Основных направлений), конечных инвесторов, минуя финансовых посредников, окажет негативное влияние на конкуренцию, создавая ее не между посредниками, а между посредниками и финансовыми платформами, созданными, по-существу, в форме организаторов торгов, снизит качество обслуживания инвесторов, приведет к концентрации операционных рисков на инфраструктурных организациях, возложение на них клиентского обслуживания и вряд ли приведет к снижению издержек инвесторов.

Более того, концентрация активов клиентов вне брокеров и управляющих приведет к фрагментации финансового рынка, ограничению его ликвидности, замедлению процесса предложения финансовых инструментов клиентам и снижению диверсификации их портфелей.

Наоборот, мы считаем необходимым устранение законодательных препятствий для совмещения деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельностью управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации. В частности, нужно:

1) разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельностью управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации. Это позволит существенно расширить линейку предлагаемых финансовых продуктов существующими финансовыми компаниями, которые получат статус оператора финансовой платформы, и существенно сократит клиентский путь при организации продаж финансовых продуктов онлайн;

2) отменить для профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний ПИФ и НПФ, а также для кредитных организаций требование к минимальному размеру собственных средств оператора финансовой платформы. Полагаем, что действующие требования к минимальному размеру собственных средств достаточны, а дополнительные не оправдываются функциями и рисками операторов финансовых платформ;

3) исключить ограничения на организационно-правовую форму оператора финансовой платформы. Действующее ограничение на форму юридического лица в форме акционерного общества является неоправданным с точки зрения функций оператора финансовой платформы и существенно ограничивает круг потенциальных операторов финансовых платформ.

2.2. НАУФОР поддерживает предложенное расширение инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей, при этом считает, что основными препятствиями для инвестиционной активности НПФ на рынке акций являются не эти ограничения (НПФ не пользуются уже имеющимися у них возможностями), а требования к безубыточности и некоторые другие, которые требуют дополнительного обсуждения, наравне с темой конкуренции в индустрии, которая сегодня снижена отсутствием возможности быстрой смены гражданами обслуживающих их НПФ, если он показывает низкую доходность инвестиций.

3. Обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций

(задача 7 пункта 3.1 раздела 3 проекта Основных направлений)

НАУФОР считает целесообразным дополнить направление «Регулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний ПИФ» следующими мерами:

1) уточнение требований к лимитам концентрации управляющей компании на одного контрагента в связи с сокращением доступных инструментов;

2) наделение статусом налогового агента конечного профессионального участника, на счете которого учитываются паи ПИФ, с последующей реализацией каскадного метода выплаты доходов по инвестиционным паям, обращающимся на организованных торгах;

3) снижение административной нагрузки на управляющие компании и специализированные депозитарии путем устранения задвоения функций и предоставления управляющим компаниям возможности передать функцию по расчету стоимости чистых активов фонда и стоимости пая специализированным депозитариям.

4. Повышение защищенности потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности

(задача 1 пункта 3.2 раздела 3 проекта Основных направлений)

НАУФОР считает, что меры по защите интересов инвесторов должны соотноситься с рисками, на минимизацию которых они направлены, при этом важно сохранить доступ неквалифицированных инвесторов к широкому кругу финансовых инструментов, позволяющему диверсифицировать их инвестиции.

4.1. НАУФОР не поддерживает ужесточение требования для получения статуса квалифицированного инвестора, в частности повышение требования к размеру активов, необходимому для признания квалифицированным инвестором.

4.2. НАУФОР видит необходимость в пересмотре действующих ограничений, отмене ряда запретов и расширении доступа неквалифицированных инвесторов к финансовым инструментам, не несущим серьезных рисков, но необходимым для диверсификации портфелей (облигации со структурным доходом и 100% защитой капитала, внебиржевые производные финансовые инструменты по модели опционного договора со 100% защитой капитала). Данные инструменты играют важную роль в увеличении разнообразия финансовых инструментов, тем самым способствуя конкуренции финансовых инструментов и конкуренции в самой финансовой индустрии, и, самое главное, обеспечивают защиту капитала инвесторам, для которых это важно.

5. Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры

НАУФОР поддерживает внедрение новых технологий и поддержку инноваций на финансовом рынке. При этом представляется необходимым провести ревизию действующего регулирования на предмет «сдерживания» возможности использования цифровых каналов передачи информации.

Так, например, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает передачу информации между участниками рынка о расходах налогоплательщика на приобретение ценных бумаг при переходе на обслуживание к другому финансовому посреднику, исключительно на бумажном носителе (исключение было сделано для случаев массового перевода инвесторов на обслуживание в 2022 году). Представляется правильным разрешить обмен информацией между финансовыми посредниками в цифровой форме как в данном конкретном случае, так в иных случаях, устранив необходимость использования бумажных документов и снизив таким образом риски операционных ошибок и расходы на обработку документов.

6. Оптимизация системы ПОД/ФТ

(задача 3 пункта 3.4 раздела 3 проекта Основных направлений)

НАУФОР поддерживает предложенные меры по оптимизации процессов идентификации и осуществления обязательного контроля. В дополнение к запланированным мерам, предлагаем разрешить возможность проведения идентификации в целях ПОД/ФТ некредитными финансовыми организациями по поручению других финансовых организаций. В настоящее время кредитные организации могут выполнять задачи по идентификации клиентов в интересах других финансовых организаций, а некредитные финансовые организации не могут этого делать в интересах друг друга и кредитных организаций. Это создает высокую степень зависимости некредитных финансовых организаций в предложении своих услуг от кредитных организаций, резко снижая конкуренцию в индустрии.

7. Развитие национальной системы индикаторов и их администраторов, а также рейтинговой индустрии

НАУФОР поддерживает предложения по созданию условий для развития российских финансовых и товарных индикаторов. При этом, представляется важным, чтобы регулирование индустрии национальных индикаторов не препятствовало использованию частных (проприетарных) финансовых индексов участниками рынка, например, использование их в качестве базовых активов структурных продуктов, в том числе предлагаемых инвесторам.