С 11 июля вступает в силу новый Дисциплинарный кодекс НАУФОР

11.07.2024

С 11 июля вступает в силу новый Дисциплинарный кодекс НАУФОР - стандарт «Система мер дисциплинарного воздействия».

Документ был утвержден Советом директоров НАУФОР 11 июня, в тот же день была принята новая редакция Положения о Дисциплинарном комитете, который вступил в силу в день утверждения.

Новый кодекс был принят в целях повышения эффективности контрольной функции НАУФОР и применяемых мерах дисциплинарного воздействия.

Целями реформы дисциплинарного производства в том числе являются:

повышение состязательности при рассмотрении дисциплинарных дел, сокращение и формализация участия контрольного подразделения НАУФОР в обсуждении обстоятельств дела;

расширение участия независимых экспертов в составе Дисциплинарного комитета;

гармонизация терминологии и принципов дисциплинарного производства с административным и судебным процессом.

Основные изменения касаются:

введения требования о соразмерности мер дисциплинарного воздействия дисциплинарному нарушению и его последствиям, а также масштабу деятельности члена НАУФОР;

четкого разделение мер дисциплинарного воздействия на меры взыскания (замечание, предупреждение, штраф, исключение) и иные меры (требование об устранении нарушения или недопущении его в дальнейшем);

дополнения обстоятельств, отягчающих ответственность, фактом причинения вреда большому количеству получателей финансовых услуг и (или) иных участников финансового рынка.

В новой редакции стандарта изменяется роль контрольного подразделения НАУФОР за счет исключения представителей из процесса обсуждения по делу, расширяется право дисциплинарного комитета по представлению рекомендаций для компаний.

В 2023 году и в 1 квартале 2024 года Дисциплинарным комитетом были рассмотрены дела в отношении 54 компаний, допустивших нарушения стандартов, и применены меры дисциплинарного воздействия, среди которых 21 замечание, 12 предупреждений, 8 предписаний и 11 требований об устранении нарушений, а также наложены 12 штрафов на сумму 4.4 млн. рублей. При этом 30 раз комитет освобождал от ответственности за устранение нарушений и в 13 случаях не установил факт состава нарушения.