С.6.1 Стандарт
(1) Член НАУФОР при осуществлении брокерской деятельности и (или) деятельности по управлению ценными бумагами информирует клиентов об оказанных услугах (отчетность) в порядке и сроки, которые позволяют обеспечить своевременное получение и ознакомление клиента с направляемой информацией.
(2) Действие Стандарта С.6.1 не распространяется на оказание брокером услуг эмитенту при размещении или выкупе ценных бумаг.
С.6.2 Стандарт
(1) Отчетность представляется клиенту в ясной и доступной форме и содержит достаточную информацию о виде и стоимости оказанных услуг, совершенных сделках и операциях, открытых позициях и обязательствах клиента.
(2) Не допускается включение в отчетность недостоверной и/или вводящей в заблуждение информации.
С.6.3 Стандарт
(1) Порядок, сроки и формы предоставления отчетности клиенту определяются в договоре с клиентом.
(2) Члену НАУФОР следует иметь возможность подтвердить факт направления отчетности клиенту.
С.6.4 Стандарт Член НАУФОР обеспечивает подписание клиентом отчетности для подтверждения ее одобрения, если договором с клиентом не предусмотрено, что одобрением клиента является отсутствие его возражений в течение установленного срока или иной способ подтверждения согласия с отчетом.
С.6.5 Стандарт Член НАУФОР не вправе ограничивать права клиента, обусловливая возможность их реализации одобрением отчетности, а также иным образом побуждать клиента к одобрению отчетности против его воли.
В соответствии со статьей 999 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым. Аналогичные нормы установлены и в отношении отчетов по агентскому договору (статья 1008 ГК РФ). Таким образом, одобрение отчета комиссионера (агента) является правом, а не обязанностью клиента. В том случае, если у клиента имеются возражения по представленному отчету, он обязан заявить о них комиссионеру (агенту) в порядке, установленном договором.
Согласно статье 1 ГК РФ физические и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. При осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Стандарт С.6.5 устанавливает требование, в соответствии с которым член НАУФОР не вправе ограничивать права клиента, обусловливая возможность их реализации одобрением отчетности, а также иным образом побуждать клиента к одобрению отчетности против его воли. Целью Стандарта С.6.5 является противодействие недобросовестному поведению брокера, побуждающего клиента к одобрению отчетности против его воли. Вместе с тем, действие Стандарта С.6.5 не должно необоснованно ущемлять права брокера на защиту своих прав в случаях, предусмотренных законодательством или самим договором.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ физические и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Включение в договор о брокерском обслуживании права брокера приостановить исполнение торговых поручений клиента в отношении активов, наличие или правомерность приобретения которых вызывают разногласия сторон, по нашему мнению, не является нарушением Стандарта С.6.5, но вместе с тем реализация данного права брокером в том случае, если возражения клиента будут впоследствии признаны обоснованными, может повлечь обязанность возместить клиенту возникшие в связи с этим убытки. Приостановление брокером исполнения торговых поручений клиента в отношении иных активов клиента, в отношении которых отсутствуют разногласия сторон, может рассматриваться как проявление недобросовестности и стремление побудить клиента к одобрению отчетности против его воли.
Также обращаем внимание на то, что приостановление исполнения поручений клиента о возврате денежных средств клиента, находящихся у брокера, даже в случае наличия разногласий с клиентом по представленной отчетности, будет являться не только нарушением Стандарта С.6.5, но и пункта 4 Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 05.04.2011 № 11-7/пз-н.
С.6.6 Стандарт
(1) Клиенту должен быть предоставлен разумный срок для предоставления члену НАУФОР возражений в отношении отчетности, который должен составлять не менее одного рабочего дня со дня получения им отчета.
(2) Член НАУФОР обеспечивает возможность принятия возражений клиента в отношении отчетности в письменной форме, а также в той форме, которая установлена договором с клиентом для направления отчетности.
С.6.7 Стандарт
(1) Ответ члена НАУФОР о результатах рассмотрения возражений клиента направляется ему в письменной форме, а также дополнительно в той форме, в которой возражения в отношении отчетности поступили от клиента.
(2) В ответе клиенту члену НАУФОР следует разъяснять дальнейший порядок разрешения спора.
С.6.8 Стандарт Член НАУФОР хранит копию предоставленной клиенту отчетности, а также поступивших от клиента возражений и ответов на них, в течение пяти лет.
С.6.9 Стандарт Член НАУФОР по требованию клиента или лица, бывшего клиентом члена НАУФОР, предоставляет ему копию ранее предоставленного отчета.
С.6.10 СтандартС.6.11 Стандарт Член НАУФОР утверждает внутренний документ, определяющий порядок и сроки предоставления отчетности клиенту, а также копий отчетности лицам, ранее являвшимся клиентами члена НАУФОР.