НАУФОР направила в Банк России позицию по вопросу саморегулирования на финансовом рынке

16.12.2019

Национальная ассоциация участников фондового рынка в понедельник, 16 декабря, направила в Банк России письмо с позицией по вопросу развития института саморегулирования на финансовом рынке. Ранее Банк России представил консультационный доклад «Саморегулирование на российском финансовом рынке. Анализ эффективности и вопросы совершенствования существующей модели», в котором сформулировал вопросы эффективности и вариантов развития саморегулирования.

Комментируя вопрос о множественности или единственности СРО в каждом секторе финансового рынка, НАУФОР отмечает, что у обоих вариантов есть свои достоинства и недостатки.

Достоинством конкуренции является внимательное отношение каждой из существующих СРО к нуждам и запросам рынка, препятствие бюрократизации их работы, стимулирование поиска новых форматов взаимодействия с членами, более активное отстаивание их интересов перед регулятором и другими государственными органами, возможность участникам рынка оценивать качество работы разных СРО.

При этом множественность СРО в каждом секторе создает определенные препятствия для развития. «СРО с более низкими требованиями и более низким качеством контроля, имитирующая их осуществление, в таких условиях может иметь преимущество над более добросовестной СРО. Во-вторых, множественность СРО затрудняет разработку внутренних стандартов, а также создает издержки, связанные с согласованием позиций, а разница в ресурсах и методах правоприменения сохраняет арбитраж качества в сфере осуществления контрольной функции СРО. В-третьих, наличие в секторе нескольких СРО приводит к снижению сумм членских взносов и к общему недофинансированию СРО, в результате чего ресурсной обеспеченности СРО недостаточно для эффективного осуществления функций как регулирования, так и контроля. В-четвертых, разделение индустрии по разным СРО создает непропорциональное влияние определенных финансовых организаций и финансовых групп на отдельные СРО, которого они могли бы быть лишены в составе одного СРО», - говорится в письме.

В этой связи НАУФОР считает наиболее взвешенным следующий подход: регулятор не должен подталкивать участников рынка ни к искусственному объединению СРО, ни к искусственному созданию новых СРО. «Вместо этого следует предоставить им возможность самостоятельно решать, какое количество СРО в каждом сегменте рынка оптимально для его участников (с учетом нормы закона о членстве в каждой СРО не менее 26% НФО соответствующего вида, которая означает, что максимальное количество СРО в каждом сегменте рынка не может быть более трех). При этом должна сохраняться разумная комбинация видов деятельности финансовых организаций, объединяемых в одной СРО, - такая комбинация должна быть основана на функциональном подходе, то есть в зависимости от того, какие виды деятельности осуществляют компании, а также сходстве этих видов деятельности. Так, ввиду принципиальных различий между банковской деятельностью, страховой деятельностью и деятельностью на рынке ценных бумаг СРО страховых организаций, а также СРО кредитных организаций (в случае их создания) не должны осуществлять функции СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих фондами, СРО инфраструктуры и СРО НПФ», - говорится в письме.

НАУФОР считает важным, что должна сохраняться разумная комбинация видов деятельности финансовых организаций, объединяемых в одной СРО, основанная на функциональном подходе, то есть в зависимости от того, какие виды деятельности осуществляют компании, а также сходстве этих видов деятельности. «Ввиду принципиальных различий между банковской деятельностью, страховой деятельностью и деятельностью на рынке ценных бумаг СРО страховых организаций, а также СРО кредитных организаций (в случае их создания) не должны осуществлять функции СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих фондами, СРО инфраструктуры и СРО НПФ», - считает НАУФОР.

«Вопрос о создании банковских СРО, по нашему мнению, должен решаться представителями банковской индустрии. В случае положительного решения данного вопроса, ввиду принципиальных различий между деятельностью кредитной организации и деятельностью на рынке ценных бумаг необходимо предусмотреть, что указанные СРО не должны осуществлять функции СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих фондами, СРО инфраструктуры и СРО НПФ», - отмечается в письме.

Комментируя вопрос о формировании руководства СРО, НАУФОР считает достаточным влиянием регулятора установленных законом и нормативными требованиями квалификационных требований и процедуры согласования руководителя. «Непосредственное назначение руководителя СРО Банком России будет являться не только излишним, но и вредным, поскольку снизит влияние индустрии на СРО, в свою очередь - собственную заинтересованность индустрии в саморегулировании, исказит мотивы саморегулирования, сделав СРО агентом государственного регулятора, создаст внутренний конфликт. Аналогично, нецелесообразно и усиление влияния Банка России на формирование постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, в том числе назначение его независимых членов Банком России», - говорится в письме НАУФОР.

Консультационный доклад

Перейти к документу

Письмо НАУФОР

Перейти к письму