Президент НАУФОР Алексей Тимофеев выступил на инвестиционном форуме ВТБ "РОССИЯ ЗОВЕТ"

05.12.2024

Президент НАУФОР Алексей Тимофеев 5 декабря выступил на 15-м инвестиционном форуме ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» в сессии "Фондовый рынок на пути к трехкратному росту капитализации: развитие, регулирование и инфраструктура".

В сессии также принимали участие:
первый заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин,
заместитель Министра финансов РФ Иван Чебесков,
член Правления Банка ВТБ Владимир Левыкин.

В своем выступлении глава НАУФОР отметил, что, аргументы в пользу рынка ценных бумаг сейчас недостаточны. Он пояснил, что сегодня 5-10 летний ИИС, который должен быть убедительным доказательством преимущества инвестиций на фондовом рынке, проигрывает годовому депозиту с льготой 1 млн рублей, умноженную на ключевую ставку.

По его словам, стоит задача увеличения емкости рынка, прежде всего, за счет институциональных инвесторов.

Стимулы для инвестирования розничных инвесторов должны быть больше, чем стимулы для помещения сбережений на депозиты. А на фондовом рынке нужно стимулировать в пользу инвестирования через институты коллективного инвестирования.

Информация - это хлеб финансового рынка. И как только появится возможность отказа от суррогатных решений раскрытия информации - нужно вернуться к привычному режиму ее раскрытия.

Мощь саморегулирования постепенно растет, и мы видим, если какие-то отношения между клиентом и компанией стали предметом разбирательства в НАУФОР, то компании стремятся уладить эти отношения.

Мы разработали и в начале следующего года вероятно утвердим декларацию о рисках, связанную с IPO. Она в целом отражает подходы, которые разработал ЦБ и должна быть адресована инвесторам - раскрывать для них информацию о тех рисках, с которыми IPO связано.

По оценкам ассоциации, решение задачи удвоения капитализации требует привлечения от 20 до 40 трлн руб. Эти цифры определяются отношением к органическому росту и желаемому до 2030 г объемом IPO, а этот объем для того, чтобы обеспечить удвоение капитализации, с учетом 10% free-float, должен быть равен 6-12 трлн руб, то есть 1,2 трлн- 2,4 трлн руб в год. Новые средства будут направлены не только на IPO, но и в уже торгуемые акции, а также в иные финансовые инструменты, а трансмиссия привлекаемых средств в IPO разная в зависимости идет ли она напрямую через брокерские счета или опосредовано - через ПИФ или НПФ.

Материалы выступления:

Отечественные инвесторы способны предоставить до 2030 г меньше 20 трлн руб в инерционном сценарии и до 35 трлн при больших усилиях. Брокеры привлекают до 1 трлн руб в год (только в 2021 году они привлекли заметно больше), за 3 квартала этого года - около 0,5 трлн, в ОПИФ- БПИФ -120-360 млрд в год, в этом году 212 млрд руб.

Наш основной инвестор - розничный и именно на домохозяйства приходится полагаться в развитии рынка капитала, однако стимулировать их следует не только к инвестициям напрямую (розничные инвесторы уже инвестировали в отечественные акции больше, чем ПИФ и НПФ вместе взятые), но в ПИФ и НПФ

Сложные рыночные условия не благосклонны к рынку капитала, но и в обычных рыночных условиях механизмы поощрения граждан к инвестициям недостаточны и уступают депозитам. Стимулы к инвестированию граждан должны быть убедительнее, чем стимулы к размещению средств в депозиты, а стимулы к инвестированию (уж тут я никак не привыкну к тому, что ПДС - это продукт для сбережений) через ПИФ и НПФ - убедительнее, чем к инвестированию «напрямую».

Это укладывается в логику переноса фокуса с банковской модели финансирования на рынок капитала, но для этого нужно много сделать.

Важно сделать ИИС более интересным - ограничить его срок пятью годами для того, чтобы иметь право на получение всех льгот, однако если он будет открыт хотя бы 3 года, инвестор должен иметь право получать вычет на взнос, а спустя еще год - получать как вычет на взнос, так и вычет на снятие и чем дольше счет открыт, тем больший. Само собой, доходы по ценным бумагам на ИИС, должно быть можно получать без ограничений.

Доходы по государственным облигациям и облигациям крупных корпораций, торгуемым на бирже, также облагаются налогом. Даже эти очень консервативные инструменты, сопоставимые по кредитным рискам ценные бумаги проигрывают депозитам.

Сегодня розничные инвесторы предпочитают инвестиции через брокеров, почти игнорируя фидуциарные услуги - доверительное управление и ПИФ. Хотя именно эти услуги должны быть приоритетными для выбора неквалифицированных инвесторов, а среди них - ПИФ. Отчасти это связано с эволюцией инвестора на российском рынке, отчасти с тем, что комбинация брокерских услуг с инвестиционным консультированием удовлетворяет спрос розничных инвесторов по повышение качества инвестиционных решений, отчасти, относительно низкие комиссии брокерских услуг благодаря объему сосредоточенных у них средств, отчасти с возможностью их использовать.

В любом случае, необходимо более убедительное стимулирование ПИФ как альтернативы брокерской услуги, чтобы переломить тенденцию и заставить розничных инвесторов обратить на них соответствующее внимание. Сегодня же - наоборот, так при инвестициях через брокера вы можете воспользоваться 5-льготой, а при инвестировании через ПИФ - нет.

С этого года появилась возможность открывать ИИС-ПИФ, что важный шаг, однако по таким ИИС и брокерским ИИС с БПИФ, стоит предложить налоговые вычеты больше, чем при инвестициях «напрямую». Следует также допустить инвесторов ПИФ к большему, чем напрямую, кругу финансовых инструментов, - профессионализм управляющих должен компенсировать некомпетентность инвесторов.

Для того, чтобы решить задачу удвоения капитализации к 2030 желательно увеличить СЧА ОПИФ и БПИФ примерно в 6 раз, тогда они, имея в виду обычную для них долю инвестиций в акции, сыграют свою роль в увеличении капитализации.

Вопрос IPO имеет регулятивный и институциональный аспект. С институциональной точки зрения самый масштабный инвестор на российском рынке - розничный и именно он принимает на себя риски структурной трансформации экономики, нам необходимо как увеличение масштабов институциональных инвесторов, так и активизация (особенно, если речь идет об НПФ) институциональных инвесторов на рынке акций. Мы видим снижение доли участия граждан в IPO (с 50% в начале года до 20% в третьем квартале), это скорее связано с общей рыночной ситуацией, отчасти с формированием практики IPO, и, отчасти, с регулированием. Но нужно понять, что доля институциональных инвесторов (если иметь в виду ПИФ, НПФ, страховые организации) не слишком высока.

С регулятивной точки зрения, необходимо защищать интересы участников IPO, при этом регулирование должно учитывать как необходимость сохранения свободы эмитента и организатора IPO при ценообразовании и состава акционеров, так и обеспечение понимания инвесторами специфических рисков IPO. Банк России дал важные рекомендации на этот счет - раскрывать информацию о принципах аллокации, о наличии ограничений (лок ап) на сделки, о возможности не получить все акции, заявки на приобретение которых инвестор подал.

Как СРО НАУФОР разработала и планирует в скором времени утвердить обязательную форму декларации о рисках, связанных с участием в IPO. Она будет предусматривать предупреждение о повышенном рыночном риске, рисках, связанных с лок ап, о рисках, связанных с неполной аллокацией и использованием «плечей» при IPO, о рисках, связанных с подачей заявок через нескольких брокеров.

С регулятивной точки зрения необходимо решение налоговых вопросов, связанных с IPO. Во-первых, исключение налогообложения материальной выгоды, которая возникает у акционеров и участников IPO. Во-вторых, необходимо предусмотреть распространение на участников IPO льготы на долгосрочное владение акциями высокотехнологических компаний, в течение трех последних лет таких было 7. Помимо этого, следует принять меры налогового стимулирования компаний выходить на IPO. Наконец, очень важно принять регулятивные решения, которые позволят НПФ стать активнее на рынке акций, в том числе в IPO. Просто разрешить НПФ участвовать в небольших IPO недостаточно.

Качество корпоративного управления - один из важных факторов, которые напрямую отражается на ценах акций компаний. Следует признать некоторое снижение качества КУ в последнее время, что связано с уходом зарубежных институциональных инвесторов, которые были носителями корпоративных ценностей и дисциплинировали российских эмитентов, а также с санкциями, которые вызвали ограничения в раскрытии информации.

Розничные инвесторы плохо понимают как именно должно быть организовано правильное корпоративное управление, но являются главными жертвами плохого корпоративного управления. Вот почему важно, чтобы роль отечественных институциональных инвесторов выросла.

Что касается раскрытия информации, то начиная с марта 2022 года эмитенты получили возможности ограничивать раскрытие и предоставление информации на рынке ценных бумаг, вплоть до полного отказа от ее раскрытия или предоставления. Принятое в июле 2023 года решение о частичном возврате к раскрытию финансовой информации было поддержано как инвестиционным сообществом, так и теми эмитентами, которые заинтересованы в привлечении и сохранении долгосрочных инвесторов.

Раскрытие финансовой информации публичными эмитентами ценных бумаг необходимо долгосрочным инвесторам и участникам финансового рынка для принятия обоснованных инвестиционных решений, справедливого ценообразования на финансовые инструменты, защиты от инсайдерской торговли. При этом, по нашему мнению, текущий уровень раскрытия информации все еще является недостаточным, поскольку многие финансово-значимые сведения остаются непубличными.

Очевидно, что часть информации не должна в текущей ситуации становиться публичной в целях защиты от санкционного воздействия недружественных государств, но вся другая информация, в первую очередь необходимая инвесторам, должна раскрываться эмитентами.