17.12.2024
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев выступил на стратегической сессии о развитии финансовых инструментов и платёжно-расчётной инфраструктуры, которую 17 декабря 2024 года провел председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Уважаемые Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Соглашаясь с значением стимулов для компаний выходить на IPO, я бы хотел обратить внимание на наиболее острую, на наш взгляд, проблему рынка капитала - проблему его емкости. На рынке может не оказаться достаточно средств для проведения IPO. Для решения задачи по удвоению капитализации к ВВП в течение следующих 5 лет нужно привлечь от 20 до 40 трлн рублей, в зависимости от органического роста рынка, который пока вызывает сомнения. Тогда есть вероятность, что нужные 4,5-6 трлн рублей (а мы считаем, не менее 6 трлн рублей), то есть 1-2 трлн рублей в год (в 10-20 раз больше, чем в 2024 году) - будут направлены на IPO до 2030 года.
Сделать это можно только за счет домохозяйств (роль нерезидентов пока будет незначительной), которые будут инвестировать через брокеров и желательно, хотя именно через брокеров на IPO направляется наибольшая часть привлеченных средств, не менее половины объема этих средств - через ПИФ (увеличив СЧА ПИФ примерно в 6 раз) и НПФ (желательно увеличив их ресурсы не менее, чем в 2 раза).
Задача привлечения домохозяйств к инвестированию на рынке капитала - в повышении конкурентоспособности мер поощрения инвестиций по сравнению с мерами поощрения депозитов.
Пока на рынке около 4 млн реальных инвесторов-граждан - клиентов брокеров и очень мало, около 3 млн, мелких инвесторов (800 тысячам квалифицированных инвесторов принадлежит 77% инвестированных гражданами активов).
ИИС-3 не сможет справится с задачей сделать инвестиции на рынке капитала альтернативой банковским депозитам для инвесторов с суммой средств 1-3 млн, никто из них не будет инвестировать на 5 лет, тем более на 10 лет. Даже в обычных условиях ИИС-3 проигрывает годовому депозиту с налоговой льготой «1 млн рублей умноженный на ключевую ставку».
ИИС-3 нужно ограничивать 5 годами максимум, дать по ним налоговый вычет на взнос уже через 3 года, позволить выплату купонов по облигациям и доходов по паям, находящимся на них, на иные счета. Без этого создать альтернативу депозитам не удастся.
Семейные ИИС - это правильно. Во многих семьях зарабатывает один супруг, а второй - нет или зарабатывает заметно меньше. В этом случае зарабатывающий супруг должен иметь право на больший вычет, если бенефициаром счета будут оба супруга или супруг и дети.
Необходимо развивать институциональных инвесторов, в первую очередь - ПИФ и НПФ. Роль институциональных инвесторов в стабилизации рынка, повышении качества корпоративного управления и раскрытия информации невозможно переоценить. Их недостает на рынке капитала: пока розничные инвесторы инвестировали в отечественные акции больше, чем ПИФ и НПФ вместе взятые.
Сегодня количество пайщиков ОПИФ мало, около 2 млн. А именно ПИФ должны стать основным инструментом инвестиций наиболее мелких инвесторов-граждан. Если инвестиции нужно поощрять больше, чем депозиты, то инвестиции в ПИФ нужно поощрять больше, чем инвестиции через брокеров. Сейчас это не так. Например, для владения паями ПИФ не действует пятилетняя льгота на долгосрочное владение. ИИС, на которые будут приобретаться паи ПИФ, должны получить дополнительные льготы, тут мы поддерживаем Банк России.
Круг операций и финансовых инструментов, доступных через ПИФ, должен быть не уже для неквалифицированных инвесторов, чем при инвестициях через брокера. Здесь неквалифицированным инвесторам помогает профессиональный управляющий, своей компетентностью компенсирующий некомпетентность инвесторов.
Необходимо реформировать систему управления рисками НПФ, которая в настоящее время мешает им инвестировать в акции.
Строго говоря, НПФ, хотя они являются наиболее осторожным институциональным инвестором, нужно позволить больше рисков, иначе они, как и в настоящее время, будут инвестировать только в облигации (сейчас они инвестируют в акции только 7% пенсионных накоплений и 9% пенсионных резервов), и окажут мало влияния на удвоение капитализации. Для этого систему стресс-тестирования, требование пятилетней безубыточности и административную фидуциарную ответственность нужно заменять на другую, более гибкую, систему управления рисками.
Нужно также позволить НПФ вести разные портфели для зарегистрированных лиц разного возраста.
Спасибо за внимание!
Стратегическая сессия о развитии финансовых инструментов и платёжно-расчётной инфраструктуры, Координационный центр Правительства РФ, Москва.