01.12.2025
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев выступил на Парламентских слушаниях «О проекте Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2026 год и период 2027 и 2028 годов», организованных Комитетом Государственной Думы РФ по финансовому рынку.
Уважаемые коллеги!
Ограничусь тезисами … Нет сомнений в адекватности Основных направлений развития финансового рынка, предложенных для обсуждения. В документе много мер, важных для развития финансового рынка, многие из них предложены самой индустрией, ограничусь теми, которых в документе не хватает и которые при этом соответствуют масштабу задачи удвоения капитализации к ВВП в 2030 году.
На российском финансовом рынке мало эмитентов: эмитентов акций около 200, из них только около 60 - в высшем котировальном списке, и это число много лет не меняется. Отраслевая структура российской экономики в российской капитализации представлена недостаточно. На топ-10 крупнейших в капитализации эмитентов приходится 62%, на топ-10 крупнейших по обороту - 63%. На рынке облигаций эмитентов побольше, около 300.
Банк России и Правительство делают большую работу по изменению модели финансирования с преимущественно банковской на более сбалансированную - с большей ролью рынка капитала. Это предполагает постепенное ограничение мер поддержки банковского финансирования и не даст быстрого результата. Между тем, есть и решения, которые могут быть приняты в дополнение к этим: эмитенты должны получить упрощение процедуры эмиссии - опыт рынка ЦФА показал, что это является фактором для эмитентов долга, эмитентов же акций следует стимулировать налогами - относить на расходы на IPO в двукратном размере; снижать ставку налога в течение трех лет после IPO; освобождать от налогообложения акционеров при продаже их пакетов акций в ходе IPO и тд.
На российском финансовом рынке мало инвесторов - и розничных, и институциональных. Понятно отсутствие иностранных инвесторов, однако потенциал привлечения отечественных инвесторов далеко не исчерпан. Хотя наш рынок считается розничным, розничных инвесторов у нас едва 6-7 млн - тех, у кого на счетах больше 10 000 рублей (я имею ввиду и клиентов брокеров, и клиентов доверительных управляющих, и пайщиков паевых инвестиционных фондов - всех вместе взятых) - их средств - около 16 трлн руб - на брокерских счетах, в ДУ и в ПИФ (примерно 22% от депозитов). По большей части это средства крупнейших из инвесторов - так, на 90 тыс инвесторов приходится 8 трлн руб из 11 трлн руб на брокерских счетах).
Таким образом, задача по привлечению розничных инвесторов стоит по-прежнему остро. ИИС-3 работает не очень хорошо - статистика говорит о незначительном приросте общего числа ИИС хотя и о значительном приросте активов, но около половины средств на ИИС-3 получены с ИИС-1 и 2, а большая часть остальных - в результате перевода крупных инвесторов с обычных брокерских счетов на ИИС-3. Иными словами ИИС-3 не привели пока к появлению новых денег на рынке ценных бумаг. Для мелких инвесторов, для которых срок ИИС чувствительнее, - ИИС-3 не интересен!
Следует оптимизировать ИИС-3: сократить срок, хотя бы с ограничением суммы взноса, хотя бы для инвестиций через ПИФ, для крупных ИИС - не повышать срок как это предусмотрено с 2027 года. Усилить 5-летнюю льготу - освободить от налогообложения доходы по ценным бумагам, которые остаются во владении более 5 лет. Эти меры были бы очень эффективны и дополнили бы меры по повышению финансовой грамотности и по продвижению российского рынка ценных бумаг, которые предпринимает Банк России и Правительство!
Негосударственные пенсионные фонды - это 6,3 трлн рублей активов, но этот институт, плохо инвестирует в акции. По нашим оценкам, если бы НПФ в течение последних, очень турбулентных, 10 лет инвестировали в акции больше 10%, то они переиграли бы, а если бы инвестировали 40% в акции, то несмотря на все колебания рынка значительно переиграли бы инфляцию, а в реальности им это не удалось … К сожалению, этот самый долгосрочный институциональный инвестор не является таковым.
Требует внимательного изучения вопрос почему НПФ не инвестируют в акции и, если дело в регулирование, а мы думаем, что в нем-то и дело, - изменить регулирование!
ПИФ, открытые и биржевые - невелики по объемам, СЧА около 3 трлн, месте с закрытыми ПИФ для неквалифицированных инвесторов - 3,5 трлн руб - это около 1 процента ВВП.
Следует расширить инвестиционные возможности для ПИФ - меры, разработанные Банком России, хороши, но в целом индустрия коллективного инвестирования уже урегулирована неплохо, не испортить бы (вот зачем, например, решили ужесточить норматив концентрации - мера ничем не спровоцированная и несвоевременная на таком рынке как наш?), здесь главное - стимулировать граждан инвестировать через ПИФ, используя налоговые льготы, о которых я говорил.
Спасибо за внимание!
В октябре 2025 года НАУФОР направляла официальное письмо в Банк России с комментариями к документу.
