НАУФОР направила в Банк России комментарии к докладу "Управление рисками аутсорсинга на финансовом рынке"

20.01.2023

Национальная ассоциация участников фондового рынка направила в Банк России комментарии к докладу «Управление рисками аутсорсинга на финансовом рынке».

Как говорится в письме НАУФОР, ассоциация согласна с изложенным в докладе подходом о распространении государственного регулирования аутсорсинга только на критические функции, определенные с учетом вида деятельности организации.

«Ряд критериев для определения критических функций, на наш взгляд, требует дополнительного обсуждения», - говорится в письме, например, для конкретизации критерия причинения вреда потребителям финансовых услуг (имущественный вред, физический или моральный). «Возможно, лучше использовать в качестве элемента соответствующего критерия причинения существенных убытков (в виде реального ущерба) потребителям финансовых услуг. Трансграничный характер услуги в качестве самостоятельного критерия критичности функции в отсутствии других критериев (например, передача конфиденциальной информации, возможность повлиять на непрерывность деятельности и т.п.) также нуждается в дополнительном обосновании», - говорится в замечаниях НАУФОР.

В НАУФОР не вызывает возражений идея сохранения за участником финансового рынка или его органами управления ответственности в отношении переданных на аутсорсинг отдельных функций в рамках осуществляемого вида деятельности на финансовом рынке в качестве основного принципа регулирования аутсорсинга, но считает излишним определение правового статуса поставщика услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг и введение для него требований по обеспечению конфиденциальности информации, относящейся к банковской тайне, соблюдению установленных законодательством режимов защиты, обработки информации.

Определение в качестве условий привлечения поставщиков услуг для выполнения критических функций таких обстоятельств, как наличие у финансовой организации внутренней политики аутсорсинга, процедур, определяющих механизмы контроля и мониторинга реализации переданных функций, процедур по выявлению и предотвращению конфликта интересов между участником финансового рынка, его клиентами, поставщиком услуг и клиентами такого поставщика услуг, по нашему мнению, представляется обоснованным. Вместе с тем, установление требования об отнесении решения о передаче отдельных функций на аутсорсинг к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) не может быть поддержано.

НАУФОР также считает нецелесообразным устанавливать запрет на передачу финансовой организацией каких-либо функций на аутсорсинг.

Основным риском реализации государственного регулирования аутсорсинга является повышение операционных издержек у поставщиков услуг, которые трансформируются в повышение стоимости финансовой услуги для конечного потребителя и снижение доступности финансовых услуг. «Для того, чтобы этого избежать, по нашему мнению, необходимо ограничивать сферу регулирования только критически важными функциями финансовых организаций и соотносить вводимые меры регулирования с уровнем рисков, связанных с аутсорсингом», - говорится в письме.