Выступление президента НАУФОР Алексея Тимофеева

Выступление Президента НАУФОР Алексея Тимофеева
на общем собрании членов ассоциации 27 июля 2023 года

Скачать презентацию к выступлению
Перейти к материалам собрания

Краткая информация о НАУФОР

"НАУФОР в настоящее время является крупнейшей саморегулируемой организацией на финансовом рынке, при этом единственной для семи видов деятельности на рынке ценных бумаг, объединяющей 537 брокеров, дилеров, депозитариев, управляющих, инвестиционных советников, управляющих компаний фондов, акционерных инвестиционных фондов, специализированных депозитариев, а также регистраторов.

В НАУФОР работают 3 совета, 12 комитетов. НАУФОР осуществляет функции по саморегулированию и представлению интересов индустрии, осуществляет аккредитацию программ автоконсультирования и автоследования, в настоящее время в зоне ответственности НАУФОР - таких 25 программ.

НАУФОР имеет 3 региональных представительства - в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и в Казани.

Основные задачи и цели НАУФОР

Нашими основными задачами являются обеспечение условий ведения бизнеса нашими членами и защита интересов их клиентов. Рынок еще не завершил трансформацию, поэтому по-прежнему актуальны и задачи, которые мы ставили в 2022 году. Это сохранение достижений финансового рынка, которые у него были к 2022 году, и возврат к его развитию.

Поэтому, более частными задачами НАУФОР в 2023-2024 годах остается сохранение внутреннего инвестиционного спроса, защита интересов получателей финансовых услуг, сохранение базы финансовых инструментов, доступных внутренним инвесторам, поиск путей привлечения на этот рынок иностранных инвесторов, которые являются важным фактором развития любого финансового рынка.

В 2022 году НАУФОР участвовала и, представляя индустрию, добилась немалого в дискуссиях о стабилизации рынка - в дискуссиях о приостановке и возобновлении биржевых торгов, о конвертации депозитарных расписок, о платежах по евробондам, о выпуске замещающих облигаций, о механизме разблокировки ПИФ, в составе которых были иностранные активы, о механизмах разблокировки иностранных ценных бумаг у розничных инвесторов и по другим вопросам. Однако, я буду говорить не об этих, безусловно важных, но ситуативных решениях, а постараюсь сконцентрироваться на более фундаментальных, которые мы планировали осуществить в 2022 году, представляя интересы индустрии главным образом, через нормотворчество.

Участие в нормотворчестве

В процессе нормотворчества не всегда удается добиться решения тех задач, которые мы перед собой ставим, в желаемые сроки. Нормотворчество можно представить как процесс, который я структурировал в таблице за 2022-2024 года, демонстрирующей, что мы планировали и чего добились или еще надеемся добиться.

В 2022 году перед нами еще стояла задача совершенствовать условия выпуска валютных облигаций на внутреннем рынке, обеспечивая конкурентоспособность внутреннего долгового рынка по сравнению с рынками внешними - выпускать облигации за рубежом было выгоднее для российских эмитентов, а покупать их было выгоднее за рубежом для иностранных инвесторов, чем на внутреннем рынке России, в том числе из-за несбалансированности российского законодательства.

Задача эта была поставлена еще до 2022 года и в том смысле, в котором она была сформулирована свою актуальность утратила. Нам предстоит подумать, есть ли что-то, что нужно сделать для того, чтобы рынок валютных облигаций в России развивался, но уже не с точки зрения повышения конкурентоспособности с зарубежным рынком, который для российских эмитентов с 2022 года оказался закрыт.

Следующей важной задачей являлась и является расширение круга простых структурных продуктов, которые могут предлагаться неквалифицированным инвесторам. В 2020-2021 годах Центральный банк, как нам кажется, «перерегулировал» этот рынок. НАУФОР не является адвокатом структурных продуктов, но в ситуации уменьшения разнообразия финансового инструментария для неквалифицированных инвесторов вновь встает вопрос о разумном финансовом инжиниринге, который отчасти может восполнить недостаток инструментов.

Мы рассматриваем эту работу как часть нашей дискуссии с Центральным банком об ужесточении требований к квалифицированным инвесторам и надеемся добиться более лояльного отношения регулятора к кругу инструментов, доступных неквалифицированным инвесторам.

А рамках этой дискуссии мы обсуждаем и тему упрощения допуска на организованный рынок иностранных ETFов, думая в первую очередь о китайских и гонконгских ETF. Дело в том, что требования, являющиеся условиями для допуска иностранных ETF на российский организованных рынок, подгонялись под американские и европейские, при этом под высокие требования подходило большое число американских и европейских ETF. А вот гонконгские и китайские этим критериям не соответствуют. Как и задача о простых структурных продуктах - эта задача расширения круга доступного розничным инвесторам финансового инструментария.

Важной задачей является решение вопроса «кросс-идентификации». На нашей стороне и Центральный банк, и Росфинмониторинг - это большое достижение, поскольку до недавнего времени Росфинмониторинг нас не поддерживал, но, к сожалению, мы теперь столкнулись с возражениями других ведомств. Говоря о «кросс-идентификации» я имею в виду возможность поручать осуществление идентификации клиентов не только кредитным организациям, как это сейчас предусмотрено законом, но и другим финансовым организациям - управляющим компаниям или брокерам. Почему это важно? Это позволяет снизить зависимость от банковских сетей, повысит конкуренцию и упростит доступ инвесторов к разным финансовым институтам и финансовым инструментам. Я надеюсь, что в течение этого - следующего года мы эту задачу решим.

Довольно много успехов в лоббистской деятельности НАУФОР в 2022-2023 годах принадлежит тематике коллективных инвестиций.

Это и упрощение порядка проведения общего собрания пайщиков закрытых паевых инвестиционных фондов, это и сокращение срока выдачи инвестиционных паев - теперь это стало возможно делать вечером того же дня (вопрос выдачи паев в режиме реального времени мы прорабатываем, но столкнулись с техническими сложностями и, как мы обнаружили, большинство УК удовлетворены уже достигнутым). Мы, однако, на некоторое время откладываем задачу расширения состава активов биржевых паевых инвестиционных фондов, поскольку она ставилась в контексте обеспечения конкурентоспособности БПИФ иностранным ETF, менее в настоящее время актуальной.

Мы, по-прежнему, считаем важным решение нескольких задач для индустрии закрытых паевых инвестиционных фондов - обеспечение возможности пролонгации договоров, введение возможности переквалификации фондов и разделение паев на классы. Мы над этим продолжаем работать.

Мы добились в этом году прорыва в решении вопроса о возможности передачи части функций управляющей компании специализированному депозитарию. Индустрия коллективных инвестиций знает, как долго эту дискуссию мы ведем с Центральным банком. Наконец, у нас есть законопроект, разработанный Центральным банком с нашим участием, и даже согласие Министерства финансов, а у меня есть надежда на то, что мы добьемся его принятия до конца года.

Мы также добились снижения минимальной суммы взносов в закрытые паевые инвестиционные фонды. А сейчас обсуждаем и можем рассчитывать на то, что минимальная сумма взносов в закрытые паевые инвестиционные фонды будет отменена вовсе.

Завершена большая, примерно двухлетняя работа по совершенствованию регулирования фондов целевого капитала, позволившая инвестировать эти фонды в паи биржевых паевых инвестиционных фондов, в клиринговые сертификаты участия, использовать новый механизм оплаты расходов за счет средств целевого капитала и некоторые другие вопросы - жизненно важные для развития этого вида институциональных инвесторов, нового бизнеса для управляющих компаний. Закон, который разрабатывался при нашем активном участии и при сильной поддержке, принят.

События 2022 года скомкали планомерность нашей работы. Кроме ситуативных дискуссий, в которых мы участвовали, были некоторые инициативы, ради которых пришлось отложить реализацию других.


К числу таких относятся поправки, связанные с сохранением индивидуальных инвестиционных счетов при частичном выводе средств, увеличением срока закрытия индивидуального инвестиционного счета с открытием нового, а также возможность использования реестров, на основе которых осуществлялся массовый перевод клиентов из подсанкционных брокеров, в качестве документов для определения базы НДФЛ.

Угроза того, что пострадают клиенты профучастников, массовый перевод которых исключал операционную возможность соблюдения действующих правил, заставила нас бросить все и в течение двух-трех последних месяцев 2022 года решить эти задачи, на наш взгляд, принципиальные.

Нам, кстати, хотелось, чтобы сводный документ, который мог бы передавать один брокер другому при переходе клиента, стал бы обычным основанием для определения налоговой базы. На этот счет есть договоренность с Минфином и ЦБ, есть совместный с НРД проект по организации такого документооборота. Я надеюсь до конца этого года реализовать и эту задачу, требующую поправок в Закон о рынке ценных бумаг и в Налоговый Кодекс.

НАУФОР всегда была на острие решения задач по идентификации и развитию диджитализации во взаимодействии между клиентами и финансовыми организациями. Сейчас, это реализуется в рамках проекта цифрового профиля, к которому по инициативе НАУФОР будут допущены профучастники, УК, регистраторы и спецдепы. Это позволит дать доступ к более чем 20 видам информации «профиля».

В последнее время НАУФОР участвует в разработке законопроекта о введении цифрового свидетельства в отношении ЦФА, и у нас есть согласие как со стороны Центрального банка, так и со стороны Министерства финансов с введением возможности выпуска такого нового вида ценных бумаг. Если возможность выпуска такого финансового инструмента появится для традиционных финансовых рынков, то ЦФА смогут быть секьюритизированы, а их учет и оборот будут осуществляться по обычным для традиционного рынка правилам. Это будет тем способом «поженить» традиционный рынок с его клиентской базой и рынок ЦФА с его гибкостью, о котором мы говорим последнее время.

Исключительно важными мы всегда считали налоговые инициативы, потому что они имеют непосредственное отношение к доходности и интересу к операциям на финансовых рынках. НАУФОР является инициатором и одним из главных защитников механизма стимулирования инвестиций розничных инвесторов, который в настоящее время работает и обеспечивает очень важную задачу по привлечению розничных инвесторов на фондовый рынок, состоящего из ИИС-1 и ИИС-2, льготы для трехлетнего владения ценными бумагами.

2021-2022 годы были годом интенсивной дискуссии о судьбе индивидуальных инвестиционных счетов. ИИС-1 довольно неплохо справляется со своими задачами стимулирования наиболее мелких инвесторов к выбору фондового рынка, а не депозитов (в настоящее время открыто около 1 млн 750 тыс. «зафондированных» ИИС с объемом активов около 470 млрд руб.).

К сожалению, общим мнением со стороны государства, на которое мы уже не можем повлиять, стала замена ИИС-1 и ИИС-2 на ИИС-3. И наша задача в последнее время заключалась в обеспечении как можно более эффективных условий ИИС-3. Именно это мы обсуждали с Минфином, а также с Центральным банком. Договоренность, которую мы достигли, заключается в том, что в течение трех следующих лет (2024-2026 годы) ИИС-3 можно будет открывать на 5 лет.

Достоинствами ИИС-3 является комбинация налоговых стимулов ИИС-1 и ИИС-2, то есть вычет «на входе» и вычет «на выходе». Вычет «на входе» остается прежним, равным 400 тысячам, а вычет «на выходе», не знаем точно, сохранится ли для пятилетнего ИИС таким же, как предусмотрен для десятилетнего, но в настоящее время составляет 30 млн рублей финансового результата.

Признаться, я скептически отношусь к перспективам пятилетнего ИИС, но к перспективам десятилетнего ИИС - исключительно отрицательно. На рынке нет инвесторов с инвестиционным горизонтом в 10 лет. Что касается пятилетнего инвестиционного горизонта, то мы видим около 20% инвесторов, владеющих ИИС-1, кто этот счет не закрывает по прошествии трех лет либо, закрыв ИИС, открывают новый. Таким образом, потенциал пятилетнего ИИС-3 в настоящее время - около 200 - 400 тыс. счетов.

Решение, которое мы согласовали с Министерством финансов и Центральным банком, а именно трехлетний срок для возможности открытия пятилетних ИИС-3, позволит в течение этого срока оценить, насколько ИИС-3 востребованы инвесторами, и, при необходимости, вернуться к дискуссии о корректировке системы налогового стимулирования для розничных инвесторов.

Еще мы договорились о том, что существующие ИИС могут быть конвертированы в ИИС-3 и, что очень важно, о введении ИИС-ПИФ. Надеюсь, все эти решения мы увидим реализованными до конца года.

В настоящее время мы решаем задачу по передаче функций налогового агента от управляющей компании ПИФ брокеру/депозитарию, таким образом, устраняя историческое недоразумение, создавая общий для всего финансового рынка механизм налогообложения, где налоговым агентом является брокер. Отсутствие общего подхода мешает приобретать и погашать паи ПИФ у управляющей компании через брокера, сальдировать финансовый результат от операций с паями ПИФ с другими финансовыми инструментами в портфеле инвестора.

Есть очень важная тема, которую мы не бросаем, но пока не достигли большого успеха в ее реализации, - это отмена НДФЛ на купоны по облигациям. Правильнее сказать - тема выравнивания условий налогообложения доходов по банковским депозитам и торгуемым на организованном рынке долговым инструментам.

Понятно, что сегодня депозиты с точки зрения налогов для граждан имеют преимущество по сравнению с инвестициями в долговые инструменты. Мы считаем это не несбалансированным, не являющимся нейтральным с налоговой точки зрения, решением и продолжаем настаивать на исправлении.

По понятным причинам мы снимаем тему отмены НДФЛ на «валютную переоценку», то есть на доходы, возникшие как результат изменения курса рубля. Мы, однако, готовы вернуться к ней, если индустрия сочтет это необходимым.

На прошлой неделе Госдума приняла поправки об упрощенной системе налогообложения для специализированных индивидуальных инвестиционных советников. Эту задачу НАУФОР решала в течение нескольких последних лет.

Принятое решение важно для средних по обороту компаний - инвестиционных советников. В отличие от них компании и ИП с небольшим оборотом, а также компании, которые совмещают свою деятельность по инвестиционному консультированию с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, уже избегали или были освобождены от НДС.

Теми же поправками, которые избавляют от НДС специализированных инвестиционных советников, реализована передача брокерам функций налогового агента по НДФЛ на дивиденды по иностранным акциям, уточнен механизм учета НКД при налогообложении купона и освобождены от налогообложения операции по конвертации евробондов в замещающие облигации. В работе над этими поправками НАУФОР также активно участвовала.

НАУФОР КАК СРО

НАУФОР как саморегулируемая организация выполняет две функции: первая - это регулирование, она реализуется в форме принятия стандартов в зависимости от круга участников этого процесса - базовых или внутренних, и вторая - осуществление контроля за соблюдением этих стандартов.

Разработка базовых и внутренних стандартов

Базовые стандарты - исключительно важный регулятивный инструмент, нормативный акт, задуманный первоначально как способ избежать регуляторного арбитража при наличии нескольких саморегулируемых организаций. Сейчас это предназначение базовых стандартов для рынка ценных бумаг в основном свою актуальность потеряло, но сохранило другое, не менее важное предназначение - быть формой делегирования полномочий Центрального банка саморегулируемым организациям.

Базовые стандарты являются предметом совместной работы Центрального банка, саморегулируемых организаций и индустрии, они разрабатываются в комитетах по базовым стандартам при Центральном банке. Нет другого такого нормативного акта, в подготовке которого индустрия участвует столь сильно и может так серьезно повлиять на его содержание.

Что еще важно, так это то, что базовые стандарты относятся к контрольной юрисдикции саморегулируемых организаций. Вот почему, мы уделяем задачам разработки базовых стандартов - делегированию Банком России и, таким образом, задачам контроля за их соблюдением, исключительно важное значение.

В 2022 году в целом завершилось формирование системы базовых стандартов для депозитариев и инвестиционных советников - для этих видов деятельности были приняты Базовые стандарты защиты интересов клиентов, аналогичные стандарты для других видов деятельности были приняты ранее.

В этом же периоде были внесены изменения в базовые стандарты защиты клиентов брокеров и пайщиков ПИФ в части тестирования (количество вопросов в ротации увеличилось с 8 до 11).

Важные, вызванные реальными причинами 2022 года, обнаружившими недостатки действующего механизма сегрегации активов клиентов, изменения были приняты в базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке.


Были уточнены правила сегрегации активов клиентов, предоставивших право ими пользоваться брокеру, и клиентов, которые такое право не предоставили (они были распространены на ценные бумаги), правила разъяснения клиентам рисков в зависимости от того предоставили они или нет право использования своих активов, а также введены ограничения на операции на счетах, где учитываются активы клиентов, не предоставивших право их использования.

Из планов стоит отметить дискуссию вокруг нового определение индивидуальной инвестиционной рекомендации, в которой НАУФОР активно участвует, и которая, вероятно, в течение этого года или в самом начале следующего года будет завершена принятием соответствующих изменений в Базовый стандарт деятельности инвестиционных советников. В новом определении будут учтены недостатки и проблемы, с которыми и мы, и Центральный банк столкнулись в правоприменительной деятельности, оно также, надеюсь, отразит компромисс между индустрией и ЦБ, достигнутый в непростом споре друг с другом.

Внутренние стандарты и методические рекомендации

B 2022 году НАУФОР приняла Кодекс деловой этики. На что я хотел бы обратить внимание - этот кодекс существенно отличается от прочих существующих на рынке кодексов этики. Кодекс этики НАУФОР - это внутренний стандарт, то есть обязательный для ее членов нормативный документ, который обеспечивается правоприменительными полномочиями НАУФОР. Контроль за его соблюдением осуществляется так же, как и контроль за соблюдением прочих внутренних стандартов НАУФОР.

НАУФОР уже привлекала к ответственности, в том числе накладывала штрафы, за нарушение своего Кодекса этики. Этим свойством не отличается ни один из существующих на финансовом рынке в России в настоящее время этических кодексов, опирающийся только на репутацию и добровольность присоединения.

Следующее из важного в области разработки внутренних стандартов - это изменения во внутренний стандарт НАУФОР о взаимодействии с физическими лицами при предложении финансовых инструментов - в него мы внесли паспорт (информационный документ) для облигаций со структурным доходом.

Еще один новый стандарт - внутренний стандарт НАУФОР требований к предоставлению услуг инвестиционного консультирования посредством программ автоследования, который ввел меры по минимизации влияния на цены и объем торгов, а также требования по раскрытию информации об услуге.

Наконец, один из важнейших элементов регулятивных полномочий НАУФОР - внутренний стандарт НАУФОР «О порядке расчета СЧА», этот стандарт был принят в новой редакции. Несколько лет назад мы спорили с Центральным банком, чьим это должно быть делом - определение правил расчета стоимости чистых активов и расчетной стоимости пая. Тогда мы договорились о том, что это будет нашей ответственностью. Сейчас, мне кажется, нет никаких сомнений в правильности сделанного выбора. Нам удается обеспечивать с той степенью гибкости и конкретности, которая нужна индустрии, регулирование этого очень сложного вопроса, считая это одним из успешных примеров делегирования полномочий Банка России.

Стоит также вспомнить разработанные в 2022 году НАУФОР методические рекомендации. Это рекомендации по осуществлению внутреннего контроля в области противодействия инсайду и манипулированию, типовые документы в области IT-безопасности - большое количество (более 30) шаблонов документов, полезных для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.








В 2023 году у нас планы внести изменения в ряд внутренних стандартов. В настоящее время мы дорабатываем базовый стандарт внутреннего контроля управляющих компаний инвестиционных фондов, стандарт внутреннего контроля управляющих компаний, базовый стандарт совершения специализированным депозитарием операций, базовый стандарт внутреннего контроля специализированного депозитария.

Новый внутренний стандарт - «Принципы использования индикаторов в основе паевых инвестиционных фондов» - принят весной 2023 года.



Контрольная практика

В контрольной практике 2022 года нам пришлось учитывать складывающиеся обстоятельства этого года.

Для того, чтобы снизить нагрузку на участников рынка мы, как и Банк России, в начале года приостановили плановые проверки, а также инициативные внеплановые проверки.

Когда мы возобновили во втором полугодии 2022 года, плановые проверки, мы изменили подход - при совмещении компанией нескольких видов деятельности осуществляли их только по видам деятельности с наибольшим числом клиентов, или при наличии более 20 жалоб.

Нужно отметить, что когда мы проводим плановые проверки, мы не проверяем соблюдением всех норм всех стандартов, мы фокусируемся на приоритетных темах, наиболее острых может быть в данный момент из существующих на финансовом рынке.

Руководствуясь тем же принципом, мы проводим и инициативные внеплановые проверки. В случае жалоб ситуация иная - в этом случае мы проводим проверку по любой нормы любого стандарта, которые исходя из жалобы может быть нарушен.

В 2022 году мы, как и Банк России, столкнулись с большим потоком жалоб, связанных с массовым переводом клиентов от одного брокера к другому. С этим потоком нам позволило справиться другое изменение - мы стали просить от организации объяснения по существу жалобы, увеличив срок для ответа и предлагая самостоятельно приложить доказывающие объяснения документы. В большинстве случаев мы были удовлетворены представленными объяснениями и документами, в том же случае когда нет - продлевали срок проверки и просили представить объяснения и документы, которых на наш взгляд не хватало. Этот подход обработки жалоб оказался более комфортным как для НАУФОР, так и для ее членов, а в 2022 году - единственно возможным для того, чтобы обработать большое количество жалоб, и при этом не навредил интересам тех, кто их направлял.

О масштабе контрольной деятельности НАУФОР я предлагаю судить из статистики, которую привожу в презентации. Стоит специально сказать, что в течение полутора лет было проведено 107 заседаний Дисциплинарного комитета. Работа контрольного подразделения НАУФОР и ее Дисциплинарного комитета позволила нам разработать Обзор контрольной практики НАУФОР по вопросам предложения финансовых инструментов - одной из ключевых областей контроля НАУФОР, а также дополнить ранее опубликованный Обзор контрольной практики НАУФОР по вопросам инвестиционного профилирования. Я хотел бы специально обратить внимание на то, что эти обзоры - не рекомендации, а толкование НАУФОР правил, за контроль которых она отвечает. Иными словами, эти обзоры являются обязательными.

Ключевым процедурным элементом нашей контрольной практики являются надзорные встречи, задачей которых является не только разъяснить нашу позицию по выявленным нарушениям и выяснить позицию члена НАУФОР, но и найти путь устранения нарушения. Иногда мы проводим по несколько надзорных встреч с компаниями. Это важно. В случае устранения нарушений у Дисциплинарного комитета появляются основания ограничиться применением символических санкций или вовсе освободить компанию-нарушителя от ответственности.






Как я уже говорил, при проведении плановых проверок мы применяем подход, позволяющий ограничить предмет проверки. К проведению инициативных, то есть по собственной инициативе НАУФОР, внеплановых проверок мы с 2023 года использовали риск-ориентированный подход. Мы разделили организации на три части: с числом клиентов и пайщиков до 2 тысяч, от 2 тысяч до 20 тысяч, более 20 тысяч и более 1 миллиона, и применяем разной степени интенсивности подходы к осуществлению внеплановых проверок - вы можете их видеть в презентации.






В 2023 и 2024 годах основными направлениями развития контрольной функции НАУФОР будет совершенствование контрольных и дисциплинарных процедур на основе опыта нашей контрольной практики. Мы постараемся реализовать в них подход, позволяющий лучше поощрять устранение нарушений, и избегать излишних дисциплинарных санкций.

Некоторые нарушения могут выявляться только с использованием «контрольных закупок», поэтому будем увеличивать количество таких инициативных внеплановых проверок как контрольные закупки НАУФОР.



Аттестация специалистов и программы обучения

НАУФОР играет значительную роль в области подготовки и аттестации специалистов финансового рынка. НАУФОР является Центром оценки квалификации - частью общероссийской системы независимой оценки квалификации. В этом качестве НАУФОР выдала 4 тыс. 735 квалификационных свидетельств в течение полутора последних лет. Некоторые из них были выданы в порядке «конвертации» свидетельств ФСФР, другие - по результатам экзаменов, принимаемых НАУФОР. За этот же период НАУФОР провела 42 семинара по повышению квалификации, 13 семинаров по ПОД/ФТ, слушателями этих семинаров стали 1 тыс. 518 человек.

В 2022 году НАУФОР получила лицензию на образовательную деятельность Департамента образования г. Москвы, и как образовательное учреждение мы провели 24 семинара, слушателями которых было 354 человека.

Очень важным проектом, который был запущен НАУФОР в начале 2023 года, является программа подготовки и аттестации инвестиционных советников. НАУФОР разработала программу обучения, базу вопросов, и с начала года провела курсы и приняла экзамены по пяти потокам корпоративных групп.

Замысел аттестации инвестиционных советников был вызван нашей обеспокоенности исключительно низким уровнем квалификации инвестиционных советников - индивидуальных предпринимателей, и мы думаем о том, что сдача такого экзамена может стать условием членства в НАУФОР. Пока же это сугубо добровольная, но позволяющая всерьез оценить компетентность специалистов финансового рынка, и не только инвестиционных советников, но и тех, кто работает с клиентами, программа.

Об объединении саморегулирования в НАУФОР

В заключении я хочу сказать несколько слов по поводу концентрации функций по саморегулированию в НАУФОР.

В результате отказа в начале 2022 года НФА от статуса СРО, НАУФОР стала единственной саморегулируемой организацией для большинства видов деятельности на рынке ценных бумаг. При этом, как и прежде НАУФОР является лоббистской организацией по всем вопросам финансового рынка, с той оговоркой, что за НФА закреплены несколько приоритетных тем лоббистской деятельности. Это не означает, что мы не участвуем в этой деятельности, но мы соглашаемся с приоритетами НФА в этих областях и сотрудничаем, скорее помогаем, в этих областях с НФА. Сюда относятся темы развития финансового рынка драгоценных камней и драгоценных металлов, «зеленых» облигаций и некоторые другие.

Кроме того, НФА сохранила за собой администрирование стандартной документации для внебиржевых деривативов и РЕПО. В связи с этим мы отказались от наших прав на деривативную документацию. Однако, поскольку только со статусом саморегулируемой организации связывается возможность вносить туда изменения, мы готовы выполнять техническую роль внесения таких изменений по инициативе НФА. За НФА остался расчет фиксингов и некоторых финансовых индикаторов, ведение реестра финансовых аналитиков и администрирование Кодекса этики финансовых аналитиков.

Разделение функций не мешает нам сотрудничать и мы как две ассоциации, представляющие финансовую индустрию, друг друга поддерживаем.

Мы, кроме того, намерены выполнить ряд других договоренностей с НФА, в том числе переизбирая сегодня Совет директоров, включим в него некоторых представителей Совета директоров НФА. Мы также создадим Совет спецдепозитариев и Совет регистраторов, которые позволят лучше отразить интересы этих индустрий, меньше представленных в Совете директоров НАУФОР, чем другие.

Во второй половине года будет переизбран Совет по брокерской деятельности и Совет по инвестиционному консультированию с тем, чтобы в них вошли новые члены НАУФОР. Возможно, мы также переизберем отдельные комитеты.

Спасибо за внимание!"

Перейти к материалам собрания