Приказ МНС России от 10 декабря 2002 года № БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

10.12.2002 Дата принятия: 10.12.2002

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ

(в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@, с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@)

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 4 раздела I Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, зарегистрированным Минюстом России 16.05.2002 N 3437 ("Российская газета", 22.05.2002, N 89), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации).

2. (не приводится)

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В. Мишустина.

Министр Российской Федерации

по налогам и сборам

Г.И.БУКАЕВ

 

 

 

 

Утверждены

Приказом МНС России

от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ

(в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@, с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@)

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует руководствоваться пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок), утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, зарегистрированным Минюстом России 16.05.2002 N 3437 ("Российская газета", 22.05.2002, N 89), а также настоящими Методическими рекомендациями.

1. Термины и определения

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

специализированный оператор связи - организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Оператор);

ЭЦП налогового органа - электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП), владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо налогового органа, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

ЭЦП налогоплательщика - ЭЦП, владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо налогоплательщика, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

ЭЦП специализированного оператора связи - ЭЦП, владельцем сертификата ключа которой является должностное лицо специализированного оператора связи, уполномоченное использовать средства электронной цифровой подписи в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

подтверждение специализированного оператора связи - электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, в котором указана дата отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде - формализованное описание состава и структуры показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде, а также требований к их формированию;

протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) - электронный документ, подписанный ЭЦП налогового органа, в котором указаны результаты проверки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде на соответствие требованиям утвержденного формата;

квитанция о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) - электронный документ, содержащий формы налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде, подписанный ЭЦП налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа.

2. Требования к программно-аппаратным средствам

представления налоговых деклараций и бухгалтерской

отчетности в электронном виде по телекоммуникационным

каналам связи

Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@.

3. Процедура сопровождения формата представления

налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде

Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@.

4. Требования к специализированным операторам связи

(в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@)

4.1. Деятельность специализированного оператора связи регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895); Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3430); Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127); Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448); другими федеральными законами; "Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, зарегистрированным в Минюсте России 16.05.2002, N 3437; "Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)", утвержденным Приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2005 N 6382; "Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну", утвержденной Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152, зарегистрированной в Минюсте России 06.08.2001 N 2848; Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения", зарегистрированным в Минюсте России 14.04.2008 N 11521; "Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденными Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@; иными нормативными правовыми актами.

4.2. Для осуществления деятельности в качестве специализированного оператора связи организациям следует иметь:

лицензию Минсвязи России на право предоставления услуг телематических служб;

лицензию ФСБ России на право предоставления услуг в области шифрования информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;

лицензию ФСБ России на право осуществления деятельности по распространению шифровальных средств;

лицензию ФСБ России на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию шифровальных средств.

Либо договор (договоры) с организацией (организациями) имеющей соответствующие лицензии.

4.3. Организация подает в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - налоговый орган) заявление о намерении сотрудничать с ним в качестве специализированного оператора связи.

4.4. Вместе с заявлением организация представляет следующие документы:

копии лицензий, перечисленных в п. 4.2 настоящих Методических рекомендаций;

копии сертификатов на программное обеспечение, позволяющее обеспечить передачу налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также осуществлять мониторинг процесса представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, и выдачу налогоплательщикам и налоговым органам подтверждений специализированного оператора связи;

копии учредительных документов, включая список учредителей с указанием доли в уставном капитале, и свидетельства о государственной регистрации;

копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, справку об уплате налоговых и других обязательных платежей на последнюю отчетную дату;

копию баланса за последний отчетный период, принятого налоговым органом по месту его учета;

документы, подтверждающие наличие телекоммуникационной инфраструктуры, которая обеспечивает представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и содержащей в своем составе серверы телематических служб и средства доступа к ресурсам сетей общего пользования;

документы, подтверждающие наличие штатного подразделения, обеспечивающего эффективную эксплуатацию телекоммуникационной инфраструктуры (администраторы серверов телематических служб, администраторы средств доступа к сетям общего пользования и т.д.).

4.5. Копии учредительных документов, лицензий и сертификатов, прилагаемых к заявлению, заверяются нотариально.

4.6. Конфиденциальная информация, содержащаяся в представленных документах, не подлежит разглашению или передаче, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.7. Налоговый орган в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления с полным набором необходимых документов, рассматривает заявление, проводит экспертизу документов и принимает решение о возможности предоставления организации-заявителю права на оказание налогоплательщикам услуг в качестве специализированного оператора связи.

4.8. Налоговый орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия положительного решения, заключает с организацией Договор о совместных действиях по функционированию регионального сегмента унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории субъекта Российской Федерации, типовая форма которого утверждается ФНС России.

4.9. Для обеспечения возможности налогоплательщикам, подключенным к системе представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в регионах, представлять отчетность за обособленные подразделения в другие регионы организация подает в налоговый орган заявление о намерении сотрудничать в качестве специализированного оператора связи для данной категории налогоплательщиков.

4.9.1. Вместе с заявлением организация представляет следующие документы:

копии лицензий, перечисленных в п. 4.2 настоящих Методических рекомендаций;

реестр заключенных с управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации договоров о совместных действиях по функционированию регионального сегмента системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

4.9.2. Копии лицензий и сертификатов, прилагаемых к заявлению, заверяются организацией.

4.9.3. Налоговый орган в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня поступления документов, заключает с организацией Соглашение о совместных действиях по функционированию регионального сегмента унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории субъекта Российской Федерации, типовая форма которого утверждается ФНС России.

5. Правила использования средств ЭЦП и средств шифрования

(в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@)

5.1. Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием сертифицированных средств защиты информации.

5.2. Распространение и учет средств ЭЦП и средств шифрования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

5.3. Правила использования средств ЭЦП и средств шифрования в системе представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.

6. Порядок электронного документооборота

при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской

отчетности в электронном виде по телекоммуникационным

каналам связи

Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@.

7. Порядок формирования информационной выписки

об исполнении налоговых обязательств

перед бюджетом в электронном виде

7.1. Информационная выписка об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом предназначена для предварительного ознакомления налогоплательщика, представляющего налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, с полнотой отражения его расчетов с бюджетами различных уровней в базе данных налоговых органов на определенную дату.

7.2. Информационная выписка не является официальным документом, подтверждающим наличие или отсутствие задолженности по расчетам с бюджетом, предназначенным для представления в другие организации.

7.3. Для уточнения своих расчетов с бюджетом и получения официальной справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам налогоплательщик должен в установленном порядке обратиться в налоговый орган.

7.4. Состав и структура показателей информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом в электронном виде определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Форма информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом в электронном виде приведена в приложении 4.

7.5. При формировании информационных выписок в электронном виде соблюдается следующий порядок:

- программными средствами ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков формируется предварительный вариант информационной выписки;

- информация, содержащаяся в предварительном варианте информационной выписки, уточняется и согласовывается структурными подразделениями налогового органа, а именно: отделом взыскания задолженности, отделом камеральных проверок и отделом учета, отчетности и анализа, после чего окончательный вариант информационной выписки представляется на утверждение руководителю налогового органа;

- руководитель налогового органа утверждает информационную выписку и принимает решение об отправке информационной выписки в электронном виде налогоплательщику.