Приоритетные направления деятельности на 2025 год

Одобрен Общим Собранием НАУФОР
10 июня 2025 года

Приоритетные направления деятельности НАУФОР разработаны в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», Уставом НАУФОР и обусловлены следующими целями деятельности НАУФОР как саморегулируемой организации на финансовом рынке:

1) развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;

2) реализация экономической инициативы членов НАУФОР;

3) защита и представление интересов членов НАУФОР в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

В рамках этих целей задачи, которые реализует НАУФОР, следующие:

расширение базы финансовых инструментов, обращающихся на внутреннем рынке;

развитие финансовой инфраструктуры;

развитие индустрии финансовых посредников и институтов коллективного инвестирования, а также регистраторов и специализированных депозитариев;

стимулирование внутреннего инвестиционного спроса;

защита интересов получателей финансовых услуг.

1. Участие в нормотворчестве

В 2025 году НАУФОР планирует вести работу по следующим темам (см. также Приложение):

1) определение новых критериев для признания квалифицированными инвесторами и условий их комбинации;

2) введение возможности учитывать информацию о признании лица квалифицированным инвестором, об обособлении/отсутствии оснований для обособления ценных бумаг без необходимости проведения дополнительной проверки и ответственности в случае, если участник рынка добросовестно полагался на информацию, полученную от другого участника рынка;

3) расширение возможностей для инвестиций активов ПИФ;

4) предоставление профессиональным участникам рынка ценных бумаг и управляющим компаниям права проведения идентификации по поручению иных финансовых организаций;

5) разрешение управляющему приобретать инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, для клиентов, являющихся неквалифицированными инвесторами;

6) упрощения инвестиционного профилирования розничных инвесторов в случаях, когда инвестиционный портфель полностью формируется за счёт инструментов рынка коллективных инвестиций - открытых, интервальных и биржевых ПИФ;

7) совершенствование процесса размещения эмиссионных ценных бумаг;

8) выравнивание регулирования выпуска и обращения цифровых финансовых активов (ЦФА) и традиционных финансовых инструментов;

9) расширение доступа к финансовым инструментам дружественных стран;

10) совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов;

11) распространение налоговой льготы по долгосрочному владению (5 лет) на инвестиционные паи;

12) совершенствование налогообложения доходов нерезидентов от реализации инвестиционных паев открытых, интервальных и биржевых ПИФ и на периодические доходы по указанным паям;

13) передача функций налогового агента от управляющих компаний брокерам, депозитариям и управляющим при приобретении паев через финансовых посредников;

14) совершенствование налогообложения для компаний, осуществляющих IPO, их акционеров и участников IPO;

15) разрешение временного выбытия ценных бумаг по договорам репо и займам для пятилетней льготы по долгосрочному владению (ЛДВ) и однолетней ЛДВ для ценных бумаг высокотехнологичных компаний;

16) совершенствование налогообложения операций с ЦФА.

2. Стандартизация деятельности членов НАУФОР

В 2025 году НАУФОР будет принимать участие в работе созданных при Банке России комитетов по базовым стандартам. Предполагается, что в этом году эти комитеты будут вести работу над следующими базовыми стандартами и изменениями в них:

базовый стандарт внутреннего контроля управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

базовый стандарт внутреннего контроля специализированного депозитария;

изменения в базовые стандарты совершения операций для брокеров и управляющих (в части порядка передачи информации о расходах для выполнения функций налогового агента новым профучастником, к которому были переведены ценные бумаги инвестора);

изменения в базовые стандарты совершения операций для управляющих и инвестиционных советников (в части установления единообразного подхода к инвестиционному профилированию, исключения стандартных стратегий управления, актуализации требований в соответствии с новой редакцией Указания 482-П);

изменения в базовые стандарты защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг для брокеров, управляющих и управляющих компаний (в части работы с жалобами и обращениями, совершенствования порядка раскрытия и предоставления информации, проведения проверки знаний с целью признания лиц квалифицированными инвесторами, предоставления ключевой информации о договоре в соответствии с требованиями 39-ФЗ).

В рамках совершенствования внутренних стандартов НАУФОР планирует:

разработку внутреннего стандарта управления разработкой и предложением финансовых операций и финансовых инструментов;

разработку внутреннего стандарта, устанавливающего формы информационных документов о договорах, заключаемых с получателями финансовых услуг (для инвестиционных советников, брокеров, доверительных управляющих);

разработку внутреннего стандарта, устанавливающего формы деклараций о рисках для брокеров, доверительных управляющих и советников (в том числе о рисках, связанных с участием в IPO).

3. Осуществление контроля за деятельностью членов НАУФОР

НАУФОР будет проводить в 2025 году плановые проверки в областях контроля, согласованных с Банком России, а также на основании жалоб клиентов, поручений Банка России и другой информации, свидетельствующей о возможном нарушении прав и интересов инвесторов.

В 2025 году НАУФОР намерена продолжить публиковать обзоры контрольной практики, содержащие описание нарушений, выявленных в результате проверок соблюдения требований базовых и внутренних стандартов, а также обзоры решений Дисциплинарного комитета НАУФОР по наиболее типичным категориям дел.

4. Обучение и оценка квалификации специалистов финансового рынка

В качестве Центра оценки квалификации НАУФОР в 2025 году продолжит оценку квалификации специалистов финансового рынка. При этом, во взаимодействии с Консалтинговым центром НАУФОР она будет продолжать обучающие мероприятия для специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, регистраторов.

НАУФОР продолжит в 2025 году программу обучения и аттестации специалистов по инвестиционному консультированию с получением удостоверения о повышении квалификации и аттестата НАУФОР, а также для внутренних контролеров профессиональных участников рынка ценных бумаг по программе «Организация деятельности службы внутреннего контроля. Базовые и внутренние стандарты НАУФОР, контроль за их соблюдением». Также НАУФОР продолжит обучение и аттестацию по запущенной в 2025 году программе повышения квалификации специалистов в области системы управления рисками на финансовом рынке.

5. Аккредитация программ автоконсультирования и автоследования

В 2025 году НАУФОР будет продолжать осуществлять аккредитацию новых программ автоследования и автоконсультирования, а также проводить проверки соответствия аккредитованных программ установленным требованиям.

6. Проведение публичных и информационных мероприятий

НАУФОР продолжит проводить публичные и информационные мероприятия, способствующие развитию финансового рынка. Ключевые мероприятия - ежегодная конференция НАУФОР «Российский фондовый рынок» по наиболее актуальным вопросам национального фондового рынка - в Москве, а Уральская конференция - в Екатеринбурге. Также летом состоится традиционная конференция НАУФОР «Рынок коллективных инвестиций» в Санкт-Петербурге. В конце года планируется провести ежегодную конференцию, посвященную вопросам информационной безопасности для некредитных финансовых организаций.

В 2025 году будет проведен ежегодный Национальный конкурс «Элита фондового рынка», организатором которого выступает НАУФОР.


Приложение к приоритетным направлениям деятельности НАУФОР в 2025 году

№ п/п Инициатива Комментарий
1 Определение новых критериев для признания квалифицированными инвесторами и условий их комбинации Новыми критериями являются размер дохода, образование или ученая степень, успешное прохождение специального тестирования или экзамена. Для вступления их в силу необходимо принятие соответствующего нормативного акта Банка России, разработка и обсуждение которого уже ведется
2 Введение возможности учитывать информацию о признании лица квалифицированным инвестором, об обособлении/отсутствии оснований для обособления ценных бумаг без необходимости проведения дополнительной проверки и ответственности в случае, если участник рынка добросовестно полагался на информацию, полученную от другого участника рынка В отношении информации о признании лица квалифицированным инвесторов необходимо внесение изменений в ФЗ «О рынке ценных бумаг». В отношении информации об обособлении / отсутствии оснований для обособления ценных бумаг необходимо официальное разъяснение Банка России о порядке применения указов Президента РФ
3 Расширение возможностей для инвестиций активов паевых инвестиционных фондов Предлагаются изменения в нормативные акты Банка России, предусматривающие:
1) увеличение разрешенной доли производных финансовых инструментов в составе ПИФ до 100%;
2) снятие ограничений для создания «фидерных» фондов; 3) увеличение доли биржевых товаров и товарных производных финансовых инструментов в ПИФ до 100%;
4) замена перечня индексов, доступных ПИФ с превышением лимита концентрации в 10%, общими требованиями к таким индексам;
5) снижение требования к биржевым ПИФ для предоставления им возможности реплицировать индексы
4 Предоставление профессиональным участникам рынка ценных бумаг и управляющим компаниям права проведения идентификации по поручению иных финансовых организаций Предлагаются изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающие право профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, наравне с кредитными и некоторыми другими финансовыми организациями, выполнять задачи по идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ в интересах других финансовых организаций.
5 Разрешение управляющему приобретать инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов для клиентов, являющихся неквалифицированными инвесторами Необходимы изменения в ФЗ «О рынке ценных бумаг»
6 Упрощения инвестиционного профилирования розничных инвесторов в случаях, когда инвестиционный портфель полностью формируется за счёт инструментов рынка коллективных инвестиций - открытых, интервальных и биржевых ПИФ Необходимы изменения нормативных актов Банка России
7 Совершенствование процесса размещения эмиссионных ценных бумаг Предлагаются изменения в законодательство и нормативные акты Банка России, предусматривающие:
1) освобождение от регистрации в Банке России решений о выпуске облигаций, выпуск которых не сопровождается проспектом;
2) расширение случаев выпуска облигаций без проспекта;
3) расширение полномочий бирж по регистрации облигаций;
4) упрощение содержания эмиссионной документации за счет исключения из нее формальных сведений, не относящихся напрямую к размещаемым ценным бумагам
8 Выравнивание регулирования выпуска и обращения цифровых финансовых активов (ЦФА) и традиционных финансовых инструментов Предлагаются изменения в законодательство и нормативные акты Банка России, предусматривающие:
1) предоставление финансовым посредникам возможности совершения с ЦФА сделок, аналогичных сделкам с ценными бумагами, возможность включения их в состав ПИФ, страховых и пенсионных резервов, учет в качестве обеспечения;
2) выравнивание регулирования доступа неквалифицированных инвесторов к ЦФА, в том числе отмена лимита в 600 тыс. рублей на рынке ЦФА, расширение перечня ЦФА, доступных неквалифицированным инвесторам
9 Расширение доступа к финансовым инструментам дружественных стран Предлагаются изменения в законодательство и нормативные акты Банка России, предусматривающие:
1) возможность открытия управляющими инфраструктурных счетов в иностранных организациях;
2) исключение необходимости сегрегации активов инвесторов на счете управляющего за рубежом (если это не предусмотрено иностранным законодательством)
10 Совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов Предлагаются изменения в законодательство, предусматривающие:
1) разрешение зачислять на банковские счета инвесторов купоны по облигациям и периодические выплаты по инвестиционным паям, которые учитываются на ИИС (по аналогии с дивидендами);
2) сокращение минимального срока ИИС до 5 лет (для счетов, открываемых после 2026 года), а для ИИС, на которых (помимо денежных средств) учитываются исключительно инвестиционные паи открытых, интервальных или биржевых ПИФ, до 3 лет;
3) сохранение права инвестора на полученные вычеты на взносы при закрытии ИИС по истечении трех лет с даты его открытия;
4) введение «семейного вычета» на ИИС, позволяющего увеличить до 1 млн рублей сумму налогового вычета налогоплательщика, за счет доходов которого пополняются ИИС членов его семьи;
5) упрощение процедуры конвертации ИИС-1 и 2 в ИИС-3 путем разрешения подавать соответствующее заявление через брокера и управляющего;
6) разрешение применение инвестиционного налогового вычета за долгосрочное (не менее 3 лет) владение ценными бумагами в случае, если ценные бумаги были переведены с ИИС на обычный счет и учитывались уже на нем более 3 лет
11 Распространение налоговой льготы по долгосрочному владению (5 лет) на инвестиционные паи В настоящее время льгота по долгосрочному владению (5 лет) в части расчета НДФЛ и налога на прибыль действует только для акций и не распространяется на инвестиционные паи ПИФ
12 Совершенствование налогообложения доходов нерезидентов от реализации инвестиционных паев открытых, интервальных и биржевых ПИФ и на периодические доходы по указанным паям В настоящее время ставка для нерезидентов - физических лиц составляет 30%, для нерезидентов - юридических лиц 25%. Предлагаются изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие применение к нерезидентам по соответствующим доходам ставок, установленных для резидентов
13 Передача функций налогового агента от управляющих компаний брокерам, депозитариям и управляющим при приобретении паев через финансовых посредников Предлагаются изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие, что налоговым агентом является управляющая компания или депозитарий в том случае, если они выплачивают денежные средства непосредственно на банковский счет инвестора, либо брокер или управляющий, если денежные средства поступают на специальный брокерский счет или счет управляющего
14 Совершенствование налогообложения для компаний, осуществляющих IPO, их акционеров и участников IPO Предлагаются изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие:
1) исключение расходов эмитента на IPO в двукратном размере из налогооблагаемой прибыли;
2) снижение в течение трех лет ставки налога на прибыль для компаний, которые провели IPO;
3) освобождение от налогообложения акционеров при продаже их пакетов акций в ходе IPO;
4) отмену налога на материальную выгоду для инвесторов и действующих акционеров при размещении акций в ходе IPO и размещении облигаций на организованных торгах
15 Разрешение временного выбытия ценных бумаг по договорам репо и займам для пятилетней льготы по долгосрочному владению (ЛДВ) и однолетней ЛДВ для ценных бумаг высокотехнологичных компаний Предлагаются изменения в Налоговый кодекс, исключающие, по аналогии с трехлетней льготой ЛДВ, прерывание срока однолетней для высокотехнологических компаний и пятилетней ЛДВ сделками займа и репо
16 Совершенствование налогообложения операций с ЦФА Выравнивание режима налогообложения операций с ценными бумагами и операций с цифровыми финансовыми активами, разрешение сальдирования расходов и убытков по соответствующим операциям





Одобрен Общим Собранием НАУФОР
10 июня 2025 года
Отчет Совета директоров НАУФОР за 2024 год

Совет директоров обсуждает наиболее важные инициативы по изменению регулирования финансового рынка и формирует позицию ассоциации в дискуссии с Банком России, Правительством России и Федеральным собранием России, разрабатывает собственные инициативы, утверждает обязательные для ее членов правила деятельности - внутренние стандарты, выбирает Президента НАУФОР и контролирует его деятельность, формирует комитеты НАУФОР, а также рассматривает жалобы на решения Дисциплинарного комитета НАУФОР.

1. Обсуждение изменений в регулировании финансового рынка

«Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов»

Предметом ежегодного обсуждения в Совете директоров НАУФОР являются проекты основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, подготавливаемые Банком России. В сентябре 2024 года Банк России опубликовал, предложив к обсуждению, проект «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов». НАУФОР приняла активное участие в обсуждении этого концептуального документа.

Поддержав ряд предложений по развитию долгосрочных инвестиций, НАУФОР направила регулятору предложения по дальнейшей доработке действующего механизма индивидуальных инвестиционных счетов, предусматривающие отмену запрета на получение доходов по любым ценным бумагам, учитываемым на ИИС-3, на банковские счета инвесторов, а также предусматривающих для владельцев ИИС-3 набор стимулов, увеличивающийся в зависимости от срока существования счета. Кроме того, были сделаны предложения, направленные на стимулирование долгосрочных инвестиций граждан, в том числе по повышению инвестиционной привлекательности ПИФ, расширению инвестиционных возможностей НПФ и расширению доступа неквалифицированных инвесторов к финансовым инструментам.

НАУФОР вышла с предложением об упрощении процесса выпуска ценных бумаг путем освобождения от регистрации в Банке России решений о выпуске облигаций, выпуск которых не сопровождается проспектом, расширения случаев выпуска облигаций без проспекта, расширения полномочий бирж по регистрации облигаций, а также упрощения содержания эмиссионной документации за счет исключения из нее формальных сведений, не относящихся напрямую к размещаемым ценным бумагам.

Справочно: в развитие предложений Комитет Совета директоров по стратегическому развитию разработал, а Совет директоров в апреле 2025 года одобрил Программу развития рынка капитала 2025-2030, отражающую позицию НАУФОР в дискуссии об увеличении капитализации к 2030 году. Программа содержит описание текущего состояния российского фондового рынка, целевые показатели и описание направлений необходимых изменений.

Консультативный доклад «Универсализация или специализация? Роли участников на фондовом рынке»

В июле 2024 года НАУФОР направила в Банк России комментарии к Консультационному докладу «Универсализация или специализация? Роли участников на фондовом рынке», посвященному архитектуре российского фондового рынка и возможному распределению ролей между инвестиционными финансовыми посредниками и инфраструктурными организациями на российском финансовом рынке. Это стало продолжением дискуссии, начавшейся в 2023 году. НАУФОР отметила, что сохранение специализации и ограничение «прямого доступа» инвесторов на биржу является предпочтительным направлением развития фондового рынка. Кроме того, НАУФОР обратила внимание регулятора, что интернализация и кросс-агентирование обеспечивают возможность совершения сделок по наилучшей возможной цене и в целом поддерживают здоровый баланс между биржевым и внебиржевым сегментами российского фондового рынка.

Данный подход был поддержан Банком России.

Аналитический доклад «Стейблкойны: опыт использования и регулирования»

В августе 2024 года НАУФОР направила в Банк России комментарии к докладу «Стейблкойны: опыт использования и регулирования», в которых отметила, что рассматривает стейблкойны как один из видов цифровых финансовых активов (ЦФА), и видит потенциал использования стейблкойнов как финансового инструмента с учетом присущих им рисков. При регулировании ЦФА, по мнению НАУФОР, следует руководствоваться общими подходами к регулированию рынка традиционных финансовых инструментов, содействующими обеспечению свободного перетока капиталов между рынком ЦФА и рынком традиционных финансовых инструментов.

Справочно: в январе 2025 года Банк России опубликовал Консультативный доклад «Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций». В феврале НАУФОР направила свои комментарии. НАУФОР поддержала предложения по повышению информационной открытости эмитентов, установлению рамочных требований к структуре годового отчета акционерного общества, а также об обязательном раскрытии эмитентом информации о фактическом распределении акций среди различных категорий инвесторов по итогам состоявшегося размещения и информации о механизмах стабилизации. НАУФОР не поддержала введение отдельного статуса «организатор размещения», как нового субъекта в законодательстве о рынке ценных бумаг, а также установление солидарной или субсидиарной ответственности организатора за содержание проспекта. Ассоциация предложила сохранить регулирование деятельности организатора размещений, как брокерской деятельности при исполнении поручений эмитента (акционеров) при публичном размещении (предложении) акций. Установление дополнительных правил оказания брокерами отдельных видов услуг эмитентам, связанных с организацией размещения акций, целесообразно, по мнению НАУФОР, на уровне нормативных актов и обязательных для соблюдения базовых, а также внутренних стандартов НАУФОР.

Обсуждение новых критериев признания лиц квалифицированными инвесторами

В 2024 году НАУФОР обсуждала с Банком России запланированное им повышение требований к квалифицированным инвесторам. После публикации Банком России проекта изменений в указание, устанавливающего количественные значения критериев для квалификации, НАУФОР направила регулятору письмо в котором выступила против ужесточения имущественных требований для получения статуса квалифицированного инвестора с 6 млн руб. до 12 млн руб., начиная с 1 января 2025 года, и до 24 млн руб., начиная с 1 января 2026 года, отметив, что действующая модель разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных сбалансирована и адекватна текущему уровню благосостояния граждан, а сам процесс присвоения индустрией статуса квалифицированного инвестора своим клиентам характеризуется как добросовестный. Тем не менее, Банк России не согласился с НАУФОР и сохранил выбранный подход.

В 2024 года были приняты изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», предоставляющие возможность получения статуса квалифицированного инвестора на основании комбинации критериев. Этот закон отражает целый ряд предложений, сделанных НАУФОР при его разработке, в том числе появление новых критериев, таких как годовой доход, возможность расширения перечня приемлемого для целей квалификации образования, а также возможность комбинации имущественного критерия с оценкой знаний инвестора. Кроме того, по предложению НАУФОР закон расширил круг доступных неквалифицированным инвесторам облигаций со структурным доходом за счет расширения перечня приемлемых базовых активов и моделей зависимости дополнительного дохода от движения базового актива.

Справочно: в процессе обсуждения в начале 2025 года проекта нормативного акта Банка России, которым конкретизируются установленные федеральным законодательством критерии квалифицированного инвестора, НАУФОР не поддержала предложенное регулятором увеличение имущественного критерия в случае его комбинации с образовательным критерием, предложила существенно уменьшить предложенный размер ежегодного дохода инвестора, необходимый для признания его квалифицированным инвестором, а также расширить перечень финансовых инструментов, в отношении которых возможно учитывать знания путем проведения специального тестирования.

Фонд возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС

В течение 2024 года НАУФОР принимала участие в обсуждении проекта Федерального закона, предусматривающего введение механизма возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС. Законопроектом предусматривается, что основанием для выплаты компенсации является неполучение физическим лицом в полном объеме имущества, причитающегося ему в связи с прекращением договора о ведении ИИС в связи с банкротством брокера, управляющего или управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда. Участие брокеров, управляющих и управляющих компаний ОПИФ в системе возмещения стоимости имущества на ИИС предполагается добровольным.

Законопроект предусматривает создание фонда на основе Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, созданного в 1995 году, а также участие в его управлении представителей НАУФОР и индустрии. Обсуждение содержания законопроекта и подготовка его к принятию продолжается в 2025 году.


2. Утверждение внутренних стандартов НАУФОР

Изменения в стандарт «Требования к предоставлению брокерами физическим лицам - получателям финансовых услуг информационных документов о финансовых инструментах»

В 2024 году были утверждены два изменения во внутренний стандарт НАУФОР «Требования к предоставлению брокерами физическим лицам - получателям финансовых услуг информационных документов о финансовых инструментах». Первое из них позволяет брокеру при принятии поручения на совершение сделки с физическим лицом в офисе брокера или третьего лица, действующего по поручению, от имени и за счет брокера, не предоставлять информационный документ на соответствующий финансовый инструмент в случае, если ранее физическому лицу был предоставлен паспорт такого финансового инструмента в соответствии с требованиями Внутреннего стандарта НАУФОР «Требования к взаимодействию с физическими лицами при предложении финансовых инструментов, а также услуг по совершению необеспеченных сделок».

Второе изменение вводит требование о размещении информационных документов на той же странице сайта, на которой брокер раскрывает информацию в соответствии с Указанием Банка России от 02 августа 2023 года № 6496-У «О раскрытии информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг».

Справочно: в апреле 2025 года Советом директоров НАУФОР была утверждена новая редакция внутреннего стандарта «Порядок расчета стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и стоимости инвестиционного пая». В новую редакцию включены методики определения справедливой стоимости прав и обязательств по договорам аренды и оценки производных финансовых инструментов и контрактов (опционных договоров). Ряд положений стандарта скорректированы с учетом требований Указания Банка России № 6779-У и увеличения до одного года предельного срока действия отчета оценщика в отношении имущества КПИФ. Также предусмотрена возможность оценки отдельных активов амортизированной стоимости, в соответствии с МСФО (IFRS) 9.

Также в апреле 2025 года Совет директоров НАУФОР утвердил внутренний стандарт «Взаимодействие регистраторов с разработчиками программного обеспечения». Стандарт разработан в целях совершенствования системы управления рисками информационных технологий регистраторов при выборе программного обеспечения и его поставщика. Он определяет требования к договору на поставку и сопровождение программного обеспечения, к анализу поставщика программного обеспечения.

Изменения в стандарты осуществления контроля и дисциплинарного производства

В июне 2024 года НАУФОР начала поэтапную реформу дисциплинарного производства. Для этого были внесены изменения во внутренние стандарты НАУФОР «Система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами НАУФОР требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов НАУФОР» и «Порядок проведения Национальной ассоциацией участников фондового рынка проверок соблюдения ее членами требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов НАУФОР», а также в Положение о Дисциплинарном комитете НАУФОР.

В новой редакции стандартов усилилась независимость членов Дисциплинарного комитета НАУФОР от контрольного подразделения, были уточнены смягчающие и отягчающие обстоятельства нарушений, разделены дисциплинарные санкции и иные меры дисциплинарного воздействия, уточнены полномочия Совета директоров при обжаловании решений Дисциплинарного комитета.

Одним из важнейших изменений является новый порядок возбуждения дисциплинарного производства. В стандартах предусмотрено, что заявление о возбуждении дисциплинарного производства может не включать указанные в акте:

нарушения, по которым были представлены возражения, признанные обоснованными;

нарушения, которые член НАУФОР устранил, либо предпринял необходимые и достаточные меры для недопущения их в дальнейшем и при этом такие нарушения не причинили вреда или причиненный нарушениями вред был компенсирован нарушителем;

нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалобы, которая была отозвана;

нарушения, которые в соответствии со сложившейся к моменту составления заявления практикой Дисциплинарного комитета НАУФОР не считаются таковыми.

При этом, председателю Дисциплинарного комитета направляется справка по всем выявленным в ходе проведения проверки нарушениям и ему предоставляется право окончательного решения о возбуждении дисциплинарного дела по нарушениям, которые не включены в заявление. Данный подход позволил стимулировать устранение нарушений до направления дела в Дисциплинарный комитет, урегулирование конфликта между членами НАУФОР и подавшими на них жалобу клиентами, «разгрузить» Дисциплинарный комитет, сфокусировать его работу на серьезных нарушениях, приведших к причинению ущерба. В результате применения указанных изменений, в 89 случаях устранения нарушений члены НАУФОР были освобождены от рассмотрения дел в Дисциплинарном комитете НАУФОР.

Изменение размера членских взносов

В середине 2024 года Комитетом Совета директоров по бюджету было предложено увеличение взносов, направленное на обеспечение большей стабильности бюджета НАУФОР и отказ от финансирования в форме целевых взносов, которые уплачивались крупными участниками для реализации специальных проектов НАУФОР и поощрения его сотрудников. Новый вариант взносов предполагал значительное увеличение взносов для крупных компаний, для дифференциации управляющих компаний при этом вводился дополнительный критерий - сумма активов под управлением, и меньшее увеличение для остальных членов НАУФОР. В ноябре 2024 года новый вариант взносов был утвержден Советом директоров НАУФОР, а в декабре 2024 года уточнен с учетом замечаний, поступивших от членов НАУФОР, с сохранением общего подхода.


3. Обжалование решений Дисциплинарного комитета

В соответствии с внутренним стандартом НАУФОР «Система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами НАУФОР требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов НАУФОР» члены НАУФОР имеют право обжаловать решения Дисциплинарного комитета в Совете директоров НАУФОР. При этом жалоба предварительно рассматривается специальным Комитетом Совета директоров НАУФОР, который дает Совету директоров свои рекомендации. В отчетный период решения Дисциплинарного комитета НАУФОР обжаловались в Совете директоров НАУФОР четыре раза. По результатам рассмотрения все решения Дисциплинарного комитета остались без изменения.






Одобрен Общим Собранием НАУФОР
10 июня 2025 года
Отчет Президента НАУФОР за 2024 год

НАУФОР является крупнейшей ассоциацией, объединяющей финансовых посредников и управляющих активами, единственной в России саморегулируемой организацией в отношении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением деятельности инвестиционных советников и форекс-дилеров, а также единственной в России саморегулируемой организацией в отношении деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев. Общее количество финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, являвшихся членами НАУФОР, по состоянию на 31 декабря 2024 года составляло 686.

В 2024 году в НАУФОР вступили 56 новых организаций, 13 компаний расширили свое членство в НАУФОР на дополнительные виды деятельности на финансовом рынке. В течение 2024 года 19 компаний прекратили свое членство в НАУФОР: в связи с аннулированием Банком России лицензий за нарушения - 3 компании, в связи с аннулированием Банком России лицензий на основании собственного заявления - 9 компаний, в связи с добровольным выходом - 1 компания и 2 индивидуальных предпринимателя, в связи с реорганизацией - 4 компании.

Справочно: на 14 апреля 2025 года общее количество членов НАУФОР - 689. С начала 2025 года в НАУФОР вступили 15 компаний, расширили членство по видам деятельности - 3 компании, прекратили свое членство в НАУФОР: в связи с аннулированием Банком России лицензий на основании собственного заявления - 4 компании, в связи с добровольным выходом - 2 компании, в том числе 2 индивидуальных предпринимателя, и в связи с реорганизацией - 4 компании. В НАУФОР входят 456 московских компаний и 233 региональные компании.

На конец 2024 года в НАУФОР работало 69 сотрудников, из которых 64 в центральном аппарате в Москве и 5 сотрудников в региональных представительствах, находящихся в городах Екатеринбург, Санкт-Петербург и Казань. В 2024 году в НАУФОР действовало 12 комитетов, специализирующихся на различных вопросах деятельности на финансовом рынке и состоящих из представителей членов НАУФОР, а также два Совета: Совет по регистраторской деятельности и Совет по ЦФА.

Деятельность НАУФОР является многообразной, определяется законодательством, а также членами ассоциации, ежегодно утверждающими приоритетные направления ее деятельности и, на их основании - Советом директоров НАУФОР. В целом, миссией НАУФОР является создание регулятивных условий, позволяющих развиваться индустрии, представляемой НАУФОР, и финансовому рынку в целом. Создание таких условий предполагает наравне с участием в нормативном регулировании обеспечение защиты интересов инвесторов - клиентов и потенциальных клиентов членов НАУФОР, что НАУФОР считает условием для долгосрочного развития индустрии и отечественного финансового рынка и осуществляет как саморегулируемая организация.

1. Участие в нормотворчестве

1.1 Реформа индивидуальных инвестиционных счетов

В 2024 году НАУФОР начала обсуждение с Банком России, Министерством финансов РФ, Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку предложений по дальнейшему совершенствованию регулирования индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Среди них:

1) разрешение зачислять на банковские счета инвесторов дивиденды, купоны по облигациям и периодические выплаты по инвестиционным паям, которые учитываются на ИИС;

2) сокращение минимального срока ИИС до 5 лет (для счетов, открываемых после 2026 года), а для ИИС, на которых учитываются исключительно инвестиционные паи открытых, интервальных или биржевых ПИФ, - до 3 лет;

3) сохранение права инвестора на полученные вычеты на взносы при закрытии ИИС по истечении трех лет с даты его открытия;

4) упрощение процедуры конвертации ИИС-1 и 2 в ИИС-3 путем разрешения подавать соответствующее заявление через брокера и управляющего;

5) разрешение применения инвестиционного налогового вычета за долгосрочное (не менее 3 лет) владение ценными бумагами в случае, если ценные бумаги были переведены с ИИС на обычный счет и учитывались уже на нем более 3 лет.

В декабре 2024 года были приняты изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», которые предоставили возможность зачисления на банковские счета инвесторов дивидендов по акциям, учитываемым на ИИС-3.

Справочно: в январе 2025 года в соответствии с поручением Президента России началась разработка концепции «семейного инструмента сбережений», предполагающей предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере до 1 миллиона рублей в год. НАУФОР предложила позицию, в соответствии с которой такой вычет должен распространяться на супругов и детей, позволяя финансировать одним из супругов ИИС, ПДС и (или) ДСЖ другого, а также ребенка, в том числе ребенка в случае развода. В качестве ИИС, который может быть использован для семейного вычета, был предложен ИИС-ДУ и ИИС-ПИФ. В настоящее время обсуждение концепции «семейного вычета» и других предложений по реформированию ИИС продолжается.

1.2. Упрощение порядка обмена информацией между участниками финансового рынка при переходе клиентов на обслуживание к другому финансовому посреднику

В 2024 году НАУФОР продолжала обсуждение с Банком России, Министерством финансов РФ и Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку упрощение порядка обмена информацией между участниками финансового рынка при переходе клиентов на обслуживание к другому финансовому посреднику для корректного расчета налогов при реализации ранее приобретенных ценных бумаг.

Разработанные НАУФОР поправки в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», которые допускают возможность использования системы электронного документооборота при передаче информации о расходах на приобретение и хранение ценных бумаг от одного профессионального участника рынка ценных бумаг другому, были приняты Государственной Думой и вступили в действие с 1 января 2025 года. В соответствии с указанными изменениями порядок передачи сведений о физическом лице и его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг и формат сообщений, передаваемых в электронной форме, содержащих такие сведения, устанавливается базовыми стандартами.

Справочно: в настоящее время идет подготовка соответствующих изменений в базовые стандарты совершения операций брокером и доверительным управляющим.

1.3. Уточнение порядка осуществления функций налогового агента при операциях с инвестиционными паями

В 2024 году НАУФОР продолжила обсуждение с Банком России и Министерством финансов РФ совершенствования порядка осуществления функций налогового агента при операциях с инвестиционными паями, совершаемых инвесторами - физическими лицами через брокеров (доверительных управляющих). Внесение соответствующих изменений необходимо не только для целей унификации подхода к налоговому агентированию для ПИФ с подходом, действующим на остальном финансовом рынке, упрощающей приобретение паев открытых и интервальных ПИФ через брокеров, но и для обеспечения налогообложения периодических доходов по паям ПИФ, выплата которых с 1 марта 2026 года будет осуществляться через цепочку депозитариев.

Справочно: в настоящее время НАУФОР продолжает обсуждение указанных изменений с Министерством финансов РФ.

1.4. Совершенствование налогообложения доходов от операций с ценными бумагами

В 2024 году НАУФОР направила в Министерство финансов РФ и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предложения по совершенствованию налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, предполагающие внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в целях:

1) включения промежуточного дохода по инвестиционным паям ПИФ в налоговую базу по доходам от совершения операций с ценными бумагами;

2) распространения налоговой льготы по долгосрочному владению (5 лет) на инвестиционные паи;

3) уточнения условий применения налоговой льготы в отношении ценных бумаг высокотехнологичного сектора;

4) освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды при проведении IPO и при размещении облигаций на организованных торгах;

5) разрешения временного выбытия ценных бумаг по договорам репо и займам при получении налоговых вычетов на долгосрочное владение (5 лет) и вычетов по ценным бумагам высокотехнологичного сектора (1 год).

Предложение НАУФОР о включении промежуточного дохода по инвестиционным паям ПИФ в налоговую базу по доходам от совершения операций с ценными бумагами было реализовано поправками в Налоговый кодекс РФ, вступившими в силу с 1 января 2025 года.

1.5. Совершенствование регулирования деятельности управляющих компаний

В конце 2024 года был принят подготовленный при участии НАУФОР Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленный на повышение эффективности механизма закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, создание условий для фондов, ориентированных на извлечение доходов от эксплуатации имущества, входящего в состав таких фондов, а также предоставление возможности совмещения деятельности по доверительному управлению активами паевых инвестиционных фондов с деятельностью по управлению личными фондами.

Закон предусматривает следующие изменения:

1) увеличение срока действия договора доверительного управления ЗПИФ для квалифицированных инвесторов до 49 лет;

2) предоставление управляющей компании права осуществлять управление личными фондами;

3) отнесение к квалифицированным инвесторам в силу закона личного фонда, если единоличным исполнительным органом такого фонда является квалифицированный инвестор в силу закона;

4) введение классов инвестиционных паев, у владельцев которых отличается объем прав на участие в инвестиционном комитете (назначение членов в его состав) и на получение дохода по инвестиционным паям;

5) введение возможности для владельца инвестиционных паев ЗПИФ для квалифицированных инвесторов назначить в состав инвестиционного комитета юридическое лицо;

6) введение возможности предусмотреть в правилах доверительного управления ЗПИФ для квалифицированных инвесторов преимущественное право на приобретение паев при отчуждении паев в пользу лиц, не являющихся владельцами паев этого ЗПИФ;

7) уточнение порядка преобразования ЗПИФ для квалифицированных инвесторов в ЗПИФ, паи которого не ограничены в обороте.

1.6. Возможность передачи управляющими компаниями исполнения отдельных своих обязанностей специализированным депозитариям

НАУФОР была инициатором разработки и в отчетном периоде принимала участие в подготовке и согласовании с Банком России и Комитетом по финансовому рынку Государственной Думы проекта изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», предусматривающего возможность передачи управляющей компанией паевого инвестиционного фонда специализированному депозитарию обязанности по осуществлению учета операций с имуществом, составляющим активы фонда, по учету денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в оплату инвестиционных паев, обязанности по определению стоимости чистых активов фонда и расчетной стоимости инвестиционного пая и сдаче соответствующей отчетности в Банк России.

Справочно: в настоящее время завершается подготовка данного законопроекта к принятию.

1.7. Совершенствование регулирования деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг

В 2024 году НАУФОР обсуждала с Банком России уточнение порядка открытия и ведения лицевых счетов регистраторами, установленного Положением Банка России № 799-П. Ранее НАУФОР направляла Банку России предложения по упрощению процедур удаленного открытия счетов в реестрах владельцев паев ПИФ, а также по исключению излишних требований и неоднозначных толкований при осуществлении регистраторской деятельности.

Банк России учел предлагаемые НАУФОР поправки, внеся изменения в Положение № 799-П, которыми, в частности, предусмотрено:

1) исключение обязательности наличия образца «живой» подписи при удаленном открытии счета владельца ценных бумаг;

2) возможность засвидетельствовать подлинность подписи лица, указанного в анкетных данных, иностранным нотариусом, а также должностным лицом органов местного самоуправления;

3) исключение из обязательных сведений, необходимых для открытия счета общей долевой собственности, сведений о количестве участников общей долевой собственности.


2. Осуществление контроля

В 2024 году НАУФОР провела 295 проверок деятельности своих членов, из которых 117 были плановыми, 178 - внеплановыми. В ходе проверок, кроме 84 по жалобам клиентов, проверялось соблюдение требований, входящих в приоритетные области контроля, согласованные с Банком России - в том числе и в первую очередь: предоставление получателю финансовых услуг информации при открытии счета, совершение сделок на лучших условиях, тестирование и определение инвестиционного профиля. 44 внеплановые проверки были проведены в форме контрольных закупок.

В отношении внеплановых проверок НАУФОР придерживается риск-ориентированного подхода, учитывающим количество жалоб от клиентов в доле от общего числа их клиентов.

Количество проверок 2024 (2023) год
Плановые 117 (87)
Внеплановые по жалобам 84 (67)
Иные внеплановые 94 (78)
Всего 295 (232)

Нарушения выявлены по результатам 35% плановых проверок, 6% проверок по жалобам и в 31% иных внеплановых проверок.

В результате проведенных в 2024 году проверок были выявлены следующие нарушения:

1) в деятельности брокеров и депозитариев:

нарушение правил раскрытия или предоставления информации, включая информационные документы (15 случаев);

нарушение правил информирования клиента о рисках (13 случаев);

нарушение при обеспечении обособленного учета (9 случая);

нарушение правил информирования о присвоении статуса квалифицированного инвестора (7 случаев);

нарушение правил тестирования (6 случаев);

нарушение Кодекса деловой этики (3 случая);

нарушение правил предложения финансовых инструментов (2 случая);

иные нарушения (11 случаев);

2) в деятельности управляющих:

нарушение порядка определения инвестиционного профиля (92 случая);

нарушение правил информирования о присвоении статуса квалифицированного инвестора (11 случаев);

нарушение порядка определения допустимого/фактического риска (8 случаев);

нарушение правил информирования клиента о рисках (2 случая);

нарушение порядка рассмотрения жалоб/обращений (2 случая);

3) в деятельности инвестиционных советников:

нарушение порядка определения инвестиционного профиля (46 случаев); нарушение порядка предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций (10 случаев);

нарушение правил предоставления информации получателю финансовых услуг и взаимодействия с ним (9 случаев);

нарушение Кодекса деловой этики (5 случаев);

нарушение при оценке соответствия инвестиционного портфеля клиента инвестиционному профилю (7 случаев);

нарушение требований к предоставлению услуг посредством программ автоследования (3 случая);

иные нарушения (3 случая).

Дисциплинарный комитет в 2024 году провел 49 заседаний. В 45 случаях к членам НАУФОР, допустившим нарушения, были применены меры воздействия:

Меры дисциплинарного воздействия в 2024 году Количество
Замечание 16
Предупреждение 6
Требование об устранении выявленных нарушений или о принятии в установленные сроки мер, направленных на недопущение выявленных нарушений в дальнейшем 12
Штраф 11

По 11 нарушениям Дисциплинарным комитетом приняты решения об освобождении от дисциплинарной ответственности в связи с их устранением до заседания Дисциплинарного комитета и в 30 случаях дисциплинарное производство было прекращено из-за отсутствия состава нарушения.

В мае 2024 года НАУФОР внесла изменения в приоритетные области контроля, добавив в их число соблюдение депозитариями и регистраторами требований базовых стандартов, требований внутреннего стандарта НАУФОР к предоставлению услуг инвестиционного консультирования посредством программ автоследования, а также предоставление клиентам паспорта финансового инструмента (КИД) и информационных документов о финансовых инструментах.

При осуществлении плановых проверок деятельности управляющих компаний основной фокус проверок направлен на контроль соблюдения требований к минимальному объему информации и порядку ее распространения, предоставления и раскрытия получателям финансовых услуг.

В апреле 2024 года НАУФОР дополнила обзор контрольной практики предоставления информации о финансовых инструментах примерами нарушений при онлайн-взаимодействии. В обзор были включены сведения о выявленных нарушениях при предоставлении финансовыми организациями информации инвесторам онлайн и использовании предзаполненных форм документов.

Справочно: в первом квартале 2025 года НАУФОР провела 62 проверки деятельности своих членов, из которых 27 были плановыми, 35 - внеплановыми, в том числе по 13 жалобам инвесторов. Дисциплинарный комитет НАУФОР рассмотрел 4 дела о нарушениях стандартов и во всех рассмотренных делах вынес нарушителям предупреждения.

В апреле 2025 года был создан фонд денежных взысканий, куда будут перечисляться средства, получаемые от штрафов за несоблюдение членами НАУФОР требований базовых, внутренних стандартов и иных внутренних документов ассоциации. Решение об использовании средств фонда будет принимать Совет директоров НАУФОР. Планируется, что они могут направляться на мероприятия по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры, подготовку специалистов в сфере финансового рынка, повышение профессиональной квалификации сотрудников финансовых организаций.

Также в апреле 2025 года был подготовлен и опубликован Обзор решений Дисциплинарного комитета НАУФОР за 2024 год.


3. Методологическая поддержка членов НАУФОР

В марте 2024 года НАУФОР опубликовала рекомендуемую форму документа, содержащего ключевую информацию о договоре об инвестиционном консультировании. Форма была рекомендована к использованию при предоставлении инвестиционным советником физическому лицу, имеющему намерение заключить с инвестиционным советником договор об инвестиционном консультировании, достоверной информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Весной 2024 года был опубликован перечень критериев для выявления сделок, имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком, подготовка которого проводилась в соответствии с разработанным ранее Сборником типологий недобросовестных и неправомерных практик, связанных с осуществлением сделок с финансовыми инструментами на рынке ценных бумаг. Критерии были разработаны в целях оказания методологической помощи членам НАУФОР и исполнения ими требований законодательства и нормативных требований в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в том числе, в части выявления потенциально нестандартных операций для юридических лиц, являющихся участниками организованных торгов. Критерии содержат рекомендации в части выявления потенциально нестандартных сделок, в том числе, с определением пороговых значений для таких практик.

В июне 2024 года НАУФОР опубликовала методические рекомендации по определению справедливой стоимости ценных бумаг, в том числе при проведении процедуры редомициляции эмитентов. Рекомендации касаются использования модели САРМ и расчета бета-коэффициента в случае ограничения организатором торговли допустимых кодов расчетов в режиме «Т+» по сделкам с акциями иностранных эмитентов или депозитарными расписками в связи с предстоящей редомициляцией эмитента или участием бумаг в обмене «замороженных» активов, зачисления ценных бумаг российского эмитента или международной компании, полученные в связи с редомициляцией эмитента, на счет депо УК Д.У. ПИФ до даты, с которой стали доступны все коды расчетов и иных ситуаций.

Летом 2024 года были опубликованы методические рекомендации по проверке правил (изменений) в правила доверительного управления закрытым или интервальным паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте. Рекомендации были разработаны в развитие внутреннего стандарта НАУФОР «Порядок согласования специализированным депозитарием правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте» и учитывают накопленную практику специализированных депозитариев. На основе данных рекомендаций специализированный депозитарий может разработать внутренний документ по проверке правил, а также изменений в правила доверительного управления закрытым или интервальным паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте.

В июле 2024 года были опубликованы методические рекомендации по прекращению специализированным депозитарием паевого инвестиционного фонда. Рекомендации содержат разъяснения ряда требований законодательства и подробный порядок действий специализированного депозитария при прекращении паевого инвестиционного фонда, включая вопросы реализации имущества фонда и удовлетворения требований кредиторов.

Справочно: в феврале 2025 года НАУФОР опубликовала Методические рекомендации по отдельным вопросам контроля специализированного депозитария. Документ определяет контрольные процедуры специализированного депозитария в отношении действий управляющей компании, связанных с подготовкой и проведением общего собрания владельцев инвестиционных паев.

В апреле 2025 года НАУФОР опубликовала Методические рекомендации по уведомлению Банка России об операциях, осуществляемых возможно с использованием инсайдерской информации или в целях манипулирования рынком. Обязанность участников рынка отправлять регулятору информацию о таких сделках, а также о содержании и формате уведомлений установлена Указанием Банка России от 17.06.2024 № 6754-У. Рекомендации НАУФОР содержат предложения к порядку заполнения уведомлений, к описанию способов и обстоятельств совершения нестандартной операции, информации о доходах или убытках, которые получил участник торгов или клиент в результате такой операции, а также формулирования мотивированного вывода о наличии признаков НИИИМР в результате совершения нестандартной операции и перечень документов, его подтверждающих.


4. Аккредитация программ инвестиционного консультирования

С апреля 2019 года, когда было заключено соглашение с Банком России о передаче НАУФОР полномочий по аккредитации программ для инвестиционного консультирования, НАУФОР осуществляет аккредитацию таких программ. В течение 2024 года было аккредитовано 4 программы, отозвана аккредитация у 4 программ. На конец 2024 года в реестр аккредитованных НАУФОР программ было включено 23 программы.

Справочно: в марте 2025 года была аккредитована одна новая программа автоконсультирования и автоследования, отозвана аккредитация двух программ. В настоящее время в реестр аккредитованных НАУФОР программ включено 24 программы, в том числе 12 программ автоконсультирования, 4 программы автоследования, 8 программ автоконсультирования и автоследования.


5. Подготовка и аттестация специалистов финансового рынка

В 2024 году НАУФОР как Центр оценки квалификаций провела 191 экзамен, в которых приняли участие 407 соискателей, и по результатам которых выдано 282 свидетельства о квалификации. В рамках этой деятельности НАУФОР также проводит признание ранее выданных квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка, в 2024 году таким образом было выдано 1849 свидетельств о квалификации.

В 2024 году было проведено 24 семинара с участием 533 слушателей для специалистов по финансовому консультированию, брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности с выдачей удостоверения установленного образца, а также 4 семинара по внутреннему контролю, в которых приняли участие 118 слушателей.

Через свою дочернюю компанию ООО «Консалтинговый центр «НАУФОР» ассоциация провела 18 семинаров по повышению квалификации в области бухгалтерского учета и налогообложения операций на финансовом рынке, а также 6 семинаров по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в которых приняли участие очно - 89 слушателей, в форме вебинара - 817 слушателей.

НАУФОР также проводит обучение и аттестацию специалистов по инвестиционному консультированию с получением аттестата НАУФОР и удостоверения о повышении квалификации. Программа является добровольной и разработана НАУФОР в целях повышения уровня квалификации в области инвестиционного консультирования. Она предназначена для сотрудников компаний, ведущих деятельность по инвестиционному консультированию, а также инвестиционных советников - индивидуальных предпринимателей. По данной программе в 2024 году проведено 9 очных семинаров, 138 слушателей получили аттестаты НАУФОР «Инвестиционный советник».

Справочно: в первом квартале 2025 года Центр оценки квалификаций НАУФОР провел 48 экзаменов, в которых приняли участие 78 соискателей, и выдано 52 свидетельства о квалификации. В рамках переоформления ранее выданных квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка было выдано 204 свидетельства о квалификации. Также было проведено 5 семинаров для специалистов по финансовому консультированию, брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, 7 семинаров по повышению квалификации в области бухгалтерского учета и налогообложения операций на финансовом рынке и 1 семинар по ПОД/ФТ. В рамках программы подготовки специалистов по инвестиционному консультированию в 1 квартале 2025 года проведено 3 очных семинара, 43 слушателя получили аттестаты НАУФОР «Инвестиционный советник». Также была запущена новая программа повышения квалификации специалистов в области системы управления рисками на финансовом рынке. По данной программе проведено обучение 20 слушателей, которые получили удостоверение о повышении квалификации.


6. Проведение публичных и информационных мероприятий

В мае 2024 года НАУФОР провела в Москве традиционную конференцию «Российский фондовый рынок», посвященную ключевым вопросам Российского рынка ценных бумаг.

В июне 2024 года НАУФОР провела в Санкт-Петербурге ежегодную конференцию для управляющих компаний и специализированных депозитариев «Рынок коллективных инвестиций», а в октябре - Уральскую конференцию НАУФОР «Российский фондовый рынок 2024» в Екатеринбурге, посвященную актуальным вопросам деятельности профучастников и управляющих компаний.

В ноябре 2024 года в Москве была проведена конференция «Поведенческий контроль и надзор в целях защиты прав инвесторов» с участием представителей Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, а в декабре в формате онлайн была проведена ставшая традиционной конференция «Кибербезопасность некредитных финансовых организаций», посвященная вопросам информационной безопасности профессиональных участников и управляющих компаний.

В 2024 году был проведен конкурс «Элита фондового рынка» по итогам 2023 года, его победителям были персонально вручены статуэтки и дипломы, итоги конкурса были опубликованы на информационных ресурсах НАУФОР и в журнале «Вестник НАУФОР».

В течение года НАУФОР также продолжала издание собственного журнала «Вестник НАУФОР».

Справочно: в апреле были подведены итоги конкурса «Элита фондового рынка» за 2024 год и 15 апреля 2025 года в Москве состоялось торжественное награждение победителей конкурса.