Предложения НАУФОР к концепции разработки законодательной базы, регулирующей рынок производных инструментов.

18.07.2002




        Проанализировав ситуацию, сложившуюся  на рынке производных инструментов,  считаем  необходимым для обеспечения   дальнейшего развития рынка  включить в концепцию его  регулирования   решение следующих задач.  
   

    1.Разработка дополнений в Гражданский Кодекс с целью обеспечения судебной защиты сделок с производными инструментами,  квалифицируемых как сделки пари. При этом нельзя откладывать этот вопрос до решения проблемы понятийного аппарата производных инструментов.
    2. Вопрос регулирования рынка  производных инструментов.
       Опыт прошлого показал, что рынок производных 1993-1998 года с объемами торгов, сопоставимыми с  сегодняшними оборотами спот-рынка акций (до 240 млн. долларов в день), потерпел крах из-за отсутствия должного контроля и регулирования. Объемы  рынка производных инструментов в настоящее время составляют  15-17 млн. долларов США   в день и постепенно растут. В связи с этим  крайне  важно определиться, кто конкретно как регулятор отвечает    за бездействие или  ошибочные действия  в случае возникновения, например, критической ситуации на рынке, а именно, форс-мажора.
        Представляется наиболее рациональным  не закреплять    законом компетенцию по регулированию рынка производных инструментов за конкретным  (конкретными)  органом (органами) государственной власти,  а отдельной нормой закона обязать правительство решить этот вопрос в установленные сроки.
         Целесообразно организовать работу по анализу  действующего рынка производных инструментов и перспектив его расширения за счет введения производных инструментов на новые виды базисных активов, в том числе на биржевые товары (электроэнергия, нефтепродукты, газ,  зерно, сахар и т.д.). Одновременно   провести  анализ возможных схем регулирования: единый регулятор; регуляторы  в соответствии с базисным активом производного инструмента; общий регулятор и система регуляторов по базисному активу. На основании  этих работ можно будет произвести правовую и технологическую оценку и выявление   рационального варианта, который может быть предложен правительству.
    3.Анализ Налогового Кодекса (НК) в части требований по налогообложению производных инструментов на предмет внесения в него поправок.
       В настоящий момент уже выявлена необходимость внесения  дополнения в НК  для урегулирования  вопросов налогообложения при совершении хеджерских сделок физическими лицами в части учета расходов по хеджерской операции при определении налогооблагаемой базы.
    4.Систематизация норм действующего законодательства в части регулирования рынка производных инструментов и определение формы нормативно - правового акта, принятие которого необходимо на данном этапе:  отдельный законопроект или внесение дополнений в действующие законы.
 
    5. Разработка концепции нормативно-правового акта, в том числе определение сферы действия, объекта законодательного регулирования, круга лиц,  на которых распространяется действие, выработка понятийного аппарата.  
6.        Предлагается отразить в проекте нормативно-правового акта следующие элементы:


6.1.        Предмет регулирования  и сфера применения.
6.2.        Основные термины и определения.

  Раздел должен  включать  только основные термины и определения, применяемые на рынке производных инструментов и используемые в тексте.

     6.3. Виды производных инструментов
      К производным инструментам  следует отнести фьючерсные, опционные и форвардные  контракты,  по которым  имеется опыт торговли. Ввести    категорию  "другие производные инструменты",   к которым можно будет  относить новые инструменты,  вводимые в торговлю. Провести анализ зарубежных рынков  с целью выявления наиболее широкого спектра торгуемых производных инструментов и наметить возможные перспективы для развития этих инструментов на отечественном рынке.
     6.4.Биржевая деятельность  на рынке производных инструментов:
      - основные права и обязанности биржи  производных инструментов;
      - органы управления биржей;
      -члены биржи;
                       -статус отдела (секции) производных инструментов  товарной, валютной, фондовой бирж, его члены и органы управления;
     -участники биржевой торговли.
  6.5.Клиринговая деятельность  на рынке производных инструментов:
   - основные права и обязанности клиринговой организации;
   - участники клиринга.
   6.6.Организация расчетов:
  - расчетная организация;
   -основные права и обязанности расчетной организации.
   6.6.Виды деятельности на рынке производных инструментов и  их совмещение.

   6.7.Система управления рисками и гарантии  исполнения  сделок:
   - риски, возникающие на рынке производных инструментов;
   - основные параметры системы управления  рисками;
   -компенсационный фонд;
  -чрезвычайная ситуация  и  форс-мажор;
  -организация  надзора и контроля;
                    -ответственность участников биржевой торговли, биржи, клиринговой организации, расчетной организации;
                     -разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением   торговли на рынке производных инструментов.

     6.8.  Информационное обеспечение   рынка  производных инструментов:
 -порядок раскрытия  информации;
 - использование служебной информации;
  - распространение информации.

     6.9.  Регулирование рынка производных инструментов:

 -общие положения
- регулирование деятельности профессиональных участников (биржевой, клиринговой , брокерской , дилерской ).