НАУФОР дополнила обзор контрольной практики предоставления информации о финансовых инструментах примерами нарушений при онлайн-взаимодействии

22.04.2024

НАУФОР включила в обзор практики по контролю за соблюдением требований базовых и внутренних стандартов при предоставлении инвесторам информации о финансовых инструментах и финансовых услугах сведения о выявленных НАУФОР нарушениях при предоставлении финансовыми организациями информации инвесторам онлайн и использовании предзаполненных форм документов.

В частности, отмечается в обзоре, в контрольной практике НАУФОР встречаются нарушения, когда в элементах графического дизайна пользовательского интерфейса используются не отражающие юридического значения действий получателя финансовых услуг выражения, например, «продолжить», «получить подарок», «регистрация», «открытие личного кабинета». При этом нажатие таких кнопок, а также введение «проверочных кодов» из смс ведет к заключению договора на оказание услуг, подтверждению с ознакомлением с декларациями о рисках, согласию получателя финансовых услуг с присвоенным ему инвестиционным профилем, акцепту оферты на заключение соглашения об электронном документообороте и т.д.

Неясность обозначения элементов графического дизайна пользовательского интерфейса, непредоставление возможности предварительного ознакомления с документами, неясность и сложность доступа к ним является нарушением п. 2 «Честность» Внутреннего стандарта НАУФОР «Кодекс деловой этики», говорится в документе НАУФОР.

НАУФОР рекомендует обозначать элементы графического дизайна пользовательского интерфейса соответствующим образом или сопровождать их пояснениями, описывающими юридический смысл действий, а также ссылками на полные тексты каждого из соответствующих документов.

В обзоре указывается на случаи, когда при приеме клиентов на обслуживание (в офисе, при выезде, онлайн) клиенту предлагаются к подписанию формы документов с предварительно заполненным перечнем услуг без предоставления возможности изменить их набор, или предварительно заполненные анкеты для определения инвестиционного профиля без возможности поменять содержащиеся в нем сведения. Также встречаются примеры, когда элементы графического дизайна пользовательского интерфейса не позволяют предварительно заполненные формы легко поменять, склоняя, таким образом, клиента к предопределенному набору возмездных услуг и инвестиционному профилю.

Невозможность или сложность изменения предварительно заполненных сведений в предоставляемых при заключении договора в электронной и бумажной форме документах, отсутствие возможности отказаться от оказания одной или нескольких возмездных услуг, является нарушением Базовых стандартов защиты прав и интересов инвесторов, напоминается в обзоре.

Впервые НАУФОР подготовила обзор нарушений, выявленных в ходе своих контрольных мероприятий в части исполнения требований стандартов, регулирующих предоставление инвесторам информации о финансовых инструментах, в апреле 2023 года. В обзор вошли нарушения, выявленные НАУФОР в результате проверок соблюдения требований базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц, базовых стандартов совершения операций на финансовом рынке, внутренних стандартов НАУФОР при предоставлении инвесторам информации о финансовых инструментах и финансовых услугах.

С 2021 года НАУФОР публикует и дополняет обзор контрольной практики в отношении инвестиционного профилирования клиентов.

НАУФОР как саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов и проверяет соблюдение ими требований базовых и внутренних стандартов, в зоне ответственности НАУФОР в настоящее время находятся 28 стандартов.

В 2023 году НАУФОР провела 232 проверки, за I квартал 2024 года - 67 проверок.