Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 года № 36 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля"

17.08.2007 Дата принятия: 06.08.2007

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 6 августа 2007 г. N 36

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ

ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).

1. Требуется ли оформление паспорта сделки (далее - ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в банке-нерезиденте?

Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица - резидента его зарубежными представительствами (филиалами).

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу - резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам.

2. Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков?

Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений.

На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, - Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.

Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И).

3. Необходимо ли в настоящее время при списании денежных средств с транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или доверителей проставлять в платежных документах отметки, предусмотренные пунктами 4.3 - 4.5 Инструкции N 111-И?

В связи с тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила силу с 01.01.2007, положения Инструкции N 111-И применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и указанному Федеральному закону N 173-ФЗ.

С учетом изложенного необходимость в проставлении в платежных документах в соответствии с главой 4 Инструкции N 111-И отметок "Обязательная продажа произведена" и "Обязательная продажа не произведена" в настоящее время отсутствует.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И).

4. Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?

В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.

На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.

Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками (далее - Реестр).

В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.

В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.