24.04.2014 Дата принятия: 04.08.2014
Настоящая Инструкция на
основании Федерального закона
от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52,
ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005,
N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19,
ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9,
ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008,
N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52,
ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29,
ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011,
N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973;
N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53,
ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14,
ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476,
ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 52,
ст. 6975) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"), иных федеральных законов устанавливает порядок
проведения выездных проверок деятельности (далее - проверка) некредитных
финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых
организаций.
Проверки негосударственных
пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному
страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных
лиц (далее - фонд-участник), в случаях, предусмотренных статьей 9 и частью 4 статьи 11 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав
застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской
Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений,
установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52,
ст. 6987) (далее - Федеральный закон "О гарантировании прав
застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской
Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений,
установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных
накоплений"), могут проводиться с участием служащих государственной
корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии
с настоящей Инструкцией и иными нормативными актами Банка России.
Проверки некредитных
финансовых организаций могут проводиться по поручению Банка России аудиторскими
организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора
Банка России (далее - Комитет финансового надзора) саморегулируемыми
организациями некредитных финансовых организаций.
1.2.
Настоящая Инструкция применяется при проведении проверок:
некредитных финансовых
организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой статьи 76.1 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (за
исключением деятельности бюро кредитных историй), в том числе созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений
некредитных финансовых организаций (обособленных подразделений некредитных
финансовых организаций (филиалов и представительств) и расположенных вне
местонахождения некредитных финансовых организаций и филиалов некредитных
финансовых организаций внутренних структурных подразделений некредитных
финансовых организаций и филиалов некредитных финансовых организаций) (далее
при совместном упоминании - некредитные финансовые организации);
саморегулируемых организаций
некредитных финансовых организаций, в том числе созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации структурных подразделений
саморегулируемых организаций (филиалов и представительств саморегулируемых
организаций) (далее при совместном упоминании - саморегулируемые организации).
соблюдения поднадзорной
организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка
России;
достоверности учета
(отчетности) поднадзорной организации;
достаточности собственных
средств (капитала) или чистых активов поднадзорной организации и соблюдения
поднадзорной организацией обязательных (финансовых, экономических) нормативов;
качества управления
поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего
контроля поднадзорной организации;
финансовой устойчивости,
финансового состояния, платежеспособности поднадзорной организации (далее -
финансовое состояние поднадзорной организации) и перспектив ее деятельности;
выявления действий,
угрожающих правам и законным интересам инвесторов на финансовых рынках,
страхователей,застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми
в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по
обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников
негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному
обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей
банковских услуг).
В случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, Банк России проверяет соблюдение
некредитной финансовой организацией требований, установленных стандартами и
правилами саморегулируемой организации, членом которой является некредитная
финансовая организация.
Проверки поднадзорных
организаций, проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок
и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам.
достоверности
учета (отчетности) поднадзорной организации;
результатов
предыдущих проверок поднадзорной организации.
В поручении на проведение
проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка
России, образующих рабочую группу для проверки поднадзорной организации
численностью не менее двух человек, с указанием руководителя рабочей группы
(при необходимости - заместителя руководителя рабочей группы) (далее -
руководитель рабочей группы), а также членов рабочей группы.
Поручение на проведение
проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
В случаях, установленных
законодательством Российской Федерации (в том числе пунктом 4 статьи 7 Федерального закона
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой
пенсии в Российской Федерации", пунктом
4 статьи 55 Федерального закона "Об инвестиционных
фондах", частью 3 статьи 25
Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности", частью 3 статьи 25
Федерального закона "Об организованных торгах" и пунктом 5 статьи 34 Федерального закона
"О негосударственных пенсионных фондах"), одновременно с поручением
на проведение проверки поднадзорной организации вручается (передается) копия
документа (выписки из документа), содержащего решение Председателя Банка России
(его заместителя) о проведении проверки, заверенная в установленном Банком
России порядке (далее - копия документа о принятии решения о проведении
проверки).
Дополнение к поручению на
проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2 к настоящей
Инструкции.
Проверка поднадзорной
организации завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на
проведение проверки. Датой завершения проверки является дата составления акта
проверки поднадзорной организации (далее - акт проверки), за исключением
случаев составления акта проверки до завершения проверки в соответствии с пунктом 8.1 или пунктом 8.5 настоящей
Инструкции.
Если последний день срока
действия поручения на проведение проверки приходится на выходной или нерабочий
праздничный день, признаваемый таковым законодательством Российской Федерации,
днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
недостоверная информация о
финансовом состоянии поднадзорной организации и имущественном положении
поднадзорной организации вследствие нарушения установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и искажения бухгалтерской, статистической и финансовой
отчетности (далее - недостоверность учета (отчетности);
факты несоблюдения
поднадзорной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними
нормативных актов Банка России и предписаний Банка России, непредставление
информации, представление неполной или недостоверной информации, факты
несоблюдения некредитной финансовой организацией требований, установленных
стандартами и правилами саморегулируемой организации, членом которой является
некредитная финансовая организация (далее - нарушения в деятельности
поднадзорной организации);
обстоятельства деятельности
поднадзорной организации, действия (бездействие) работников и (или) органов
управления поднадзорной организации, не являющиеся нарушениями законодательства
Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, стандартов и
правил саморегулируемой организации, но отрицательно влияющие либо способные
оказать отрицательное влияние на финансовое состояние поднадзорной организации,
на принимаемые поднадзорной организацией риски и (или) создающие предпосылки
для возникновения нарушений и дополнительных рисков (далее - недостатки в
деятельности поднадзорной организации);
признаки нарушения требований
законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
с единоличным исполнительным
органом, заместителями, членами коллегиального исполнительного органа
поднадзорной организации, руководителем обособленного подразделения
поднадзорной организации, его заместителями (далее - руководитель поднадзорной
организации), членами иных органов управления и руководителями иных структурных
подразделений поднадзорной организации (при их наличии);
с главным бухгалтером
поднадзорной организации, его заместителями (далее - главный бухгалтер
поднадзорной организации);
с членами органов управления
и специализированных органов саморегулируемой организации, членом которой
является проверяемая некредитная финансовая организация, формируемыми в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
с должностными лицами
поднадзорной организации либо ответственными работниками поднадзорной
организации и (или) структурных подразделений поднадзорной организации,
определенными в соответствии с пунктом
3.1 или пунктом 3.2
настоящей Инструкции;
с руководителем временной
администрации некредитной финансовой организации, назначенной в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
с работниками структурного
подразделения центрального аппарата Банка России или территориального
учреждения Банка России, осуществляющего функции регулирования, контроля и
надзора за проверяемой поднадзорной организацией (далее - структурное
подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью поднадзорной
организации).
Руководитель рабочей группы
уполномочен по согласованию с должностным лицом Банка России, подписавшим
поручение на проведение проверки, принимать решение о возможности ознакомления
руководителя временной администрации некредитной финансовой организации до даты
завершения проверки некредитной финансовой организации с актами проверки,
составленными рабочей группой, и иными материалами проверки, необходимыми
временной администрации некредитной финансовой организации для исполнения
возложенных на нее задач и функций.
В случае необходимости, в том
числе в связи с изменением действующего в проверяемой поднадзорной организации
режима работы в течение срока проведения проверки, для членов рабочей группы
может быть установлено время пребывания, отличное от действующего в проверяемой
поднадзорной организации режима работы, по согласованию с руководителем
поднадзорной организации.
2.5.
Руководитель и члены рабочей группы вправе осуществлять следующие действия.
учредительные и иные
документы, связанные с государственной регистрацией поднадзорной организации и
получением лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной пунктом 1.2 настоящей
Инструкции;
организационно-распорядительную
документацию, инструкции, положения, регламенты, правила и иные внутренние
документы поднадзорной организации;
информацию, связанную с
осуществлением деятельности поднадзорной организации, доступ к которой ограничен
или запрещен в соответствии с федеральными законами;
материалы службы внутреннего
контроля (контролера) поднадзорной организации;
документы (информацию),
связанные с осуществлением саморегулируемой организацией регулирования и
контроля (в том числе путем проведения проверок) за деятельностью некредитных
финансовых организаций, являющихся ее членами;
документы (информацию),
связанные с проведением проверяемой некредитной финансовой организацией
проверок лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая
проводимые организатором торговли проверки при осуществлении контроля за
соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами
организованных торгов, а также соблюдением участниками торгов и иными лицами
указанных правил), в том числе на основании обращения Банка России;
документацию на используемые
программно-аппаратные средства поднадзорной организации, а также документы
поднадзорной организации по вопросам организации и осуществления их
эксплуатации;
информацию из программно-аппаратных
средств поднадзорной организации (в том числе информацию, доступ к которой
ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами) в электронном
виде, в том числе в форме файлов, содержащих определяемые рабочей группой
выборки информации (наборы записей) (далее - выборки информации (наборы
записей), и расшифровки (описания форматов) выборок информации (наборов
записей);
бухгалтерскую, статистическую
и финансовую отчетность поднадзорной организации;
объяснительные записки,
справки, письменные и устные разъяснения руководителя и работников поднадзорной
организации (далее - объяснения руководителя и работников поднадзорной
организации);
аудиторские заключения по
финансовой (бухгалтерской) отчетности поднадзорной организации;
акты и материалы проверок
поднадзорной организации, проводимых Банком России и (или) федеральными
органами исполнительной власти Российской Федерации и правоохранительными
органами (далее - федеральные органы), а также органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках проверки соблюдения
поднадзорной организацией законодательства Российской Федерации;
договоры, заключенные
поднадзорной организацией;
документы по исполнению
поднадзорной организацией законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
записи систем видеонаблюдения
(в случае его осуществления);
иные документы (информацию),
которыми располагает поднадзорная организация, необходимые для проведения
проверки (по усмотрению руководителя рабочей группы).
Файлы электронных образов
бумажных документов, электронных документов, электронных таблиц, записей систем
видеонаблюдения и (или) других видов объектов файловых систем (далее -
электронные документы (информация) и (или) выборки информации (наборы записей)
размещаются на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной
записи и предоставляются поднадзорной организацией с описями, составляемыми в
соответствии с приложением 3
и приложением 4 к
настоящей Инструкции соответственно на бумажном носителе и (при необходимости)
в электронном виде для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя
информации.
Руководитель рабочей группы
на основании мотивированного ходатайства поднадзорной организации,
представленного в соответствии с подпунктом
3.4.2 пункта 3.4 настоящей Инструкции, принимает решение о
продлении (или об отказе в продлении) сроков предоставления документов
(информации) или выполнения поднадзорной организацией действий в целях оказания
содействия в проведении проверки, установленных в заявке на предоставление
документов (информации) и оказание содействия.
в других поднадзорных
организациях, в том числе не являющихся клиентами и контрагентами проверяемой
поднадзорной организации;
в федеральных органах в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе
нормативными правовыми актами, нормативными и иными актами Банка России, а
также соглашениями о взаимодействии между Банком России и федеральными органами
(при их наличии).
В составе ходатайства руководителя
структурного подразделения Банка России, проводящего проверку, или руководителя
рабочей группы должностному лицу Банка России, обладающему в соответствии с
настоящим пунктом правом запрашивать указанные документы и (или) информацию,
представляется проект запроса о предоставлении документов и (или) информации,
составленный в соответствии с приложением 7 к настоящей Инструкции.
Для обеспечения содействия в
проведении Банком России проверок поднадзорная организация обязана установить
во внутренних документах порядок получения (приема) документов от руководителя
рабочей группы или членов рабочей группы работниками поднадзорной организации,
включая работника (работников) подразделения поднадзорной организации,
ответственного (ответственных) за регистрацию, прием входящей корреспонденции и
направление исходящей корреспонденции (далее - работник поднадзорной
организации, ответственный за работу с корреспонденцией), и их передачи
(направления) руководителю поднадзорной организации, в том числе:
поручения на проведение
проверки (дополнения к поручению на проведение проверки);
акта о противодействии
проведению проверки поднадзорной организации (далее - акт о противодействии
проведению проверки);
акта проверки.
определить должностных лиц
поднадзорной организации и работников поднадзорной организации (включая ее
структурные подразделения), которые должны взаимодействовать с руководителем и
членами рабочей группы, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа
к документам (информации), необходимым для проведения проверки, к
программно-аппаратным средствам поднадзорной организации, электронным базам
данных, предоставлению документов (информации) поднадзорной организации, а
также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки (далее -
ответственные работники поднадзорной организации);
уведомить в письменной форме
руководителя рабочей группы об ответственных работниках поднадзорной организации.
Наличие сведений, содержащих
коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, персональные данные, в
документах (информации), необходимых для проведения проверки, не может служить
основанием для отказа в их предоставлении рабочей группе.
Сведения, содержащие
государственную тайну, запрашиваются и передаются рабочей группе в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Предоставляемые поднадзорной
организацией в соответствии с заявкой на предоставление документов (информации)
и оказание содействия описи электронных документов (информации), описи выборок
информации (наборов записей) должны быть прошиты, а также подписаны руководителем
поднадзорной организации и главным бухгалтером поднадзорной организации (при
его наличии) с проставлением оттиска печати поднадзорной организации.
В случае проведения проверки
структурного подразделения поднадзорной организации описи электронных документов
(информации), описи выборок информации (наборов записей) могут быть подписаны
ответственным работником структурного подразделения поднадзорной организации с
проставлением оттиска печати (штампа) этого структурного подразделения
поднадзорной организации.
письменное объяснение причин
неисполнения заявки на предоставление документов (информации) и оказание
содействия;
при необходимости -
мотивированное ходатайство о продлении срока предоставления документов
(информации) поднадзорной организации либо о продлении срока выполнения
поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении
проверки.
проверять технические
средства, находящиеся в пользовании руководителя и членов рабочей группы,
изымать и досматривать служебные и иные (за исключением указанных в подпункте 5.1.2 пункта 5.1
настоящей Инструкции) документы, вещи или лишать возможности использовать их
при проведении проверки;
требовать от руководителя и
членов рабочей группы давать какие-либо устные и (или) письменные обязательства
и объяснения;
заходить в служебные
помещения поднадзорной организации, предоставленные руководителю и (или) членам
рабочей группы, в случае их отсутствия в указанных помещениях;
предъявлять руководителю и
членам рабочей группы иные требования, не предусмотренные законодательством
Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Поднадзорная организация
обязана уведомлять структурное подразделение Банка России, осуществляющее
надзор за деятельностью поднадзорной организации, о каждом случае
предоставления на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному
аудитору), осуществляющей (осуществляющему) аудит поднадзорной организации,
акта проверки (в том числе предоставления копии акта проверки) в срок не
позднее трех рабочих дней со дня его предоставления на ознакомление.
Уведомление о предоставлении
на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору) акта
проверки составляется в соответствии с приложением
8 к настоящей Инструкции.
финансового состояния
поднадзорных организаций и перспектив деятельности поднадзорных организаций;
качества управления
поднадзорных организаций, включая организацию управления рисками и внутреннего
контроля поднадзорных организаций;
достоверности учета
(отчетности) поднадзорных организаций;
исполнения поднадзорными
организациями требований законодательства Российской Федерации;
результатов осуществления
контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе путем
проведения проверок) саморегулируемыми организациями, членами которых являются
некредитные финансовые организации, а также сведений об устранении нарушений и
недостатков, выявленных в ходе осуществления указанного контроля;
результатов рассмотрения
структурными подразделениями Банка России, осуществляющими надзор за
деятельностью поднадзорных организаций, жалоб (заявлений, обращений) граждан и
юридических лиц в отношении поднадзорных организаций, поступивших в Банк
России.
4.2.
Проверки поднадзорных организаций могут осуществляться:
без предварительного
уведомления поднадзорной организации;
с предварительным
уведомлением поднадзорной организации.
подготовке документов
(информации) по вопросам, подлежащим проверке, либо необходимых для ее
обеспечения, в том числе электронных документов (информации) и выборок
информации (наборов записей);
назначении ответственных
работников поднадзорной организации и уведомлении об этом руководителя рабочей
группы;
проведении организационных
мероприятий, в том числе выделении отдельного служебного помещения для рабочей
группы, оборудовании его техническими средствами.
Факт приема поручения на
проведение проверки для его передачи (направления) руководителю поднадзорной организации
удостоверяется на его втором экземпляре подписью работника поднадзорной
организации, ответственного за работу с корреспонденцией, принявшего поручение
на проведение проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при
наличии), даты и времени его получения, а также оттиском печати (штампа)
поднадзорной организации.
Ответственный работник
поднадзорной организации или работник поднадзорной организации, ответственный
за работу с корреспонденцией, получивший (принявший) поручение на проведение
проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его вручения
(приема), передать (направить) поручение на проведение проверки руководителю
поднадзорной организации.
Второй экземпляр поручения на
проведение проверки остается у руководителя рабочей группы (члена рабочей
группы).
угрозы жизни и здоровью
руководителя и членов рабочей группы;
противодействия поднадзорной
организации проведению проверки, в том числе отсутствия поднадзорной
организации по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с
изменением поднадзорной организацией своего местонахождения (адреса) в установленном
порядке);
иных обстоятельств,
препятствующих началу проверки и (или) дальнейшему проведению проверки.
оснований для отзыва у
некредитной финансовой организации лицензии на осуществление деятельности,
предусмотренной пунктом 1.2
настоящей Инструкции;
оснований для исключения
сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра
микрофинансовых организаций;
оснований для ликвидации
кредитного потребительского кооператива в судебном порядке;
оснований для назначения временной
администрации некредитной финансовой организации в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
угрозы правам и законным
интересам инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и
выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым
законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному
страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по
негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг
(за исключением потребителей банковских услуг).
В качестве факта
противодействия проведению проверки поднадзорной организации могут быть
признаны, в том числе:
отсутствие поднадзорной
организации по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с
изменением поднадзорной организацией своего местонахождения (адреса) в
установленном порядке);
непринятие мер к обеспечению
беспрепятственного доступа руководителя и членов рабочей группы в здания и
другие помещения проверяемой поднадзорной организации в соответствии с подпунктом 5.1.2 пункта 5.1
настоящей Инструкции;
непринятие мер к обеспечению,
если это необходимо для проведения проверки, организации беспрепятственного
доступа руководителя и членов рабочей группы в помещения других организаций,
привлеченных проверяемой поднадзорной организацией в соответствии с
законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по
договору, организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства
поднадзорной организации;
отказ руководителя
поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации
либо работника поднадзорной организации, ответственного за работу с
корреспонденцией, от получения (приема) поручения на проведение проверки
(дополнения к поручению на проведение проверки) после его предъявления и (или)
отказ от удостоверения факта получения (приема) поручения на проведение
проверки (дополнения к поручению на проведение проверки) в порядке,
установленном пунктами 5.1
и 5.2 настоящей
Инструкции;
неисполнение либо
несвоевременное исполнение поднадзорной организацией требования о совершении
поднадзорной организацией действий по обеспечению содействия в проведении
проверки, содержащегося в предварительном уведомлении о проведении проверки
поднадзорной организации и (или) в заявке на предоставление документов (информации)
и оказание содействия;
непредоставление (за
исключением случаев объективной невозможности предоставления) руководителю и
членам рабочей группы рабочих мест в отдельном служебном помещении поднадзорной
организации в нарушение обязанности, установленной подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 настоящей
Инструкции;
отказ руководителя
поднадзорной организации от исполнения, неисполнение либо несвоевременное
исполнение обязанностей, установленных пунктом
3.2 настоящей Инструкции;
отказ руководителя
поднадзорной организации либо ответственного работника поднадзорной организации
от получения заявки на предоставление документов (информации) и оказание
содействия и (или) отказ от удостоверения факта получения заявки на предоставление
документов (информации) и оказание содействия;
непредоставление поднадзорной
организацией документов (информации) или их копий, в том числе электронных
документов (информации) и выборок информации (наборов записей), объяснений
руководителя и работников поднадзорной организации, на основании заявки на
предоставление документов (информации) и оказание содействия, составленной
руководителем и (или) членами рабочей группы, в установленные ими сроки и в
полном объеме в соответствии с пунктом
3.4 настоящей Инструкции;
отказ руководителя
поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации
от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по
направлению подготовленных руководителем рабочей группы запросов о
предоставлении документов (информации), установленной подпунктом 3.3.7 пункта 3.3 настоящей
Инструкции;
отказ руководителя
поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации от
исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение требования о
выполнении поднадзорной организацией иных действий в целях оказания содействия
в проведении проверки;
разглашение поднадзорной
организацией третьим лицам информации, содержащейся в акте проверки (в том
числе в промежуточном акте проверки, акте проверки по отдельным вопросам) и
(или) иных документах, составленных Банком России, руководителем и (или)
членами рабочей группы при организации, проведении и оформлении результатов
проверки поднадзорной организации и имеющих ограничительную пометку "Для
служебного пользования", за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации.
В случае противодействия
проведению проверки некредитной финансовой организации, являющейся членом
саморегулируемой организации, составляется дополнительный экземпляр акта о
противодействии проведению проверки (изготавливается его копия) и направляется
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении саморегулируемой
организации, членом которой является некредитная финансовая организация.
Акт о противодействии
проведению проверки подписывается руководителем рабочей группы и членом
(членами) рабочей группы.
Факт получения акта о
противодействии проведению проверки удостоверяется на всех экземплярах акта о
противодействии проведению проверки подписью руководителя поднадзорной
организации либо ответственного работника поднадзорной организации или
работника поднадзорной организации, ответственного за работу с
корреспонденцией, получившего (принявшего) акт о противодействии проведению
проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), а
также даты и времени его получения (приема).
Ответственный работник
поднадзорной организации или работник поднадзорной организации, ответственный
за работу с корреспонденцией, получивший (принявший) акт о противодействии
проведению проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его
вручения (приема), передать (направить) акт о противодействии проведению
проверки руководителю поднадзорной организации.
Акт проверки составляется по
результатам проверки:
поднадзорной организации;
структурного подразделения
поднадзорной организации.
Акт проверки и содержащиеся в
нем выводы рабочей группы по результатам проверки поднадзорной организации
непосредственно не порождают каких-либо обязанностей для поднадзорной
организации и могут использоваться при принятии Банком России решений,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сводный акт проверки
составляется на основании акта проверки головного офиса поднадзорной
организации (либо по материалам проверки головного офиса поднадзорной
организации) и актов проверок иных структурных подразделений поднадзорной
организации.
Сводный акт проверки
составляется и подписывается руководителем и членами рабочей группы, которые
проводили проверку головного офиса поднадзорной организации, и представляется
на ознакомление руководителю поднадзорной организации.
К сводному акту проверки
прилагаются акты проверок, на основании которых он был составлен, за
исключением их вторых экземпляров, переданных поднадзорной организации в
соответствии с пунктами 9.1 - 9.5
настоящей Инструкции.
Первый экземпляр акта
проверки направляется в структурное подразделение Банка России, осуществляющее
надзор за деятельностью поднадзорной организации, второй экземпляр передается
поднадзорной организации.
В случае проведения проверки
некредитной финансовой организации, являющейся членом саморегулируемой
организации, для указанной саморегулируемой организации составляется
дополнительный экземпляр акта проверки (изготавливается его копия).
Для структурного
подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью
проверенного структурного подразделения поднадзорной организации вне
местонахождения поднадзорной организации, надзор за деятельностью которой
осуществляет иное структурное подразделение Банка России, может составляться
дополнительный экземпляр акта проверки либо предоставляться копия акта проверки
в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
При необходимости для
межрегиональной инспекции Главной инспекции Банка России, проводящей проверку,
может составляться дополнительный экземпляр акта проверки.
При составлении акта проверки
обеспечивается идентичность текста всех экземпляров акта проверки.
Акт проверки формируется
также в электронном виде и хранится на электронном носителе в структурном
подразделении Банка России, проводившем проверку.
7.5. Акт
проверки должен состоять из трех частей: вводной, аналитической и
заключительной.
7.5.1. Во
вводной части акта проверки должны содержаться сведения, в том числе:
о дате и месте составления
акта проверки;
о наименовании поднадзорной
организации (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, -
полное фирменное наименование (при наличии - сокращенное фирменное
наименование), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, -
наименование), основном государственном регистрационном номере поднадзорной
организации, идентификационном номере налогоплательщика поднадзорной
организации, а также о местонахождении поднадзорной организации;
об особенностях проведения и
оформления результатов проверки поднадзорной организации с указанием фактов
противодействия проведению и (или) приостановления и (или) прекращения
проверки, составления актов проверки в случаях, установленных пунктами 5.6, 5.7, 6.1, 6.2, 8.1 и 8.5 настоящей Инструкции;
о рабочей группе, проводившей
проверку.
Аналитическая часть акта
проверки должна содержать сведения:
о документах (информации),
предоставленных (непредоставленных) поднадзорной организацией в течение срока
проведения проверки поднадзорной организации;
о достоверности учета
(отчетности) поднадзорной организации;
о выявленных фактах
(событиях) нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации, не
устраненных к моменту их выявления, с указанием места и времени совершения
нарушений и конкретных положений федеральных законов, нормативных актов Банка
России, стандартов и правил саморегулируемой организации, членом которой
является некредитная финансовая организация, требования которых были нарушены
поднадзорной организацией. В случае отражения в акте проверки признаков
нарушения требований законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма аналитическая часть
акта проверки должна содержать сведения о должностных лицах поднадзорной
организации, которые могут быть признаны ответственными за соблюдение
требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
об устранении поднадзорной
организацией на дату завершения проверки фактов (событий) выявленных нарушений
и недостатков в деятельности поднадзорной организации, а также недостоверности
учета (отчетности) поднадзорной организации.
В аналитической части акта
проверки должны отражаться выводы рабочей группы по результатам проверки
поднадзорной организации, а также иная надзорная информация, необходимая для
определения достаточности собственных средств (капитала) или чистых активов
поднадзорной организации и соблюдения иных финансовых и экономических
показателей поднадзорной организацией, а также оценки качества управления
поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего
контроля поднадзорной организации, финансового состояния поднадзорной
организации и перспектив ее деятельности.
о соблюдении филиалом
внутренних правил, процедур и лимитов, утвержденных поднадзорной организацией
(при их наличии);
об организации внутреннего
контроля в поднадзорной организации в отношении операций и сделок,
осуществляемых ее филиалом.
При необходимости к акту
проверки прилагаются электронные документы (информация), размещенные на
отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи, с
соответствующей описью электронных документов (информации) и (или) выборки
информации (наборы записей) с соответствующей описью выборок информации
(наборов записей), которые должны быть оформлены в соответствии с подпунктом 2.5.4 пункта 2.5
и подпунктом 3.4.1 пункта 3.4
настоящей Инструкции.
Должностное лицо Банка
России, подписавшее поручение на проведение проверки, при необходимости вправе
ознакомить руководителя поднадзорной организации, совет директоров (наблюдательный
совет) поднадзорной организации (при его наличии) с мотивированными суждениями,
отраженными в докладной записке о результатах проверки поднадзорной
организации, в том числе об оценке качества управления поднадзорной
организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля
поднадзорной организации, финансового состояния поднадзорной организации и
перспектив ее деятельности.
акт проверки и докладная
записка о результатах проверки, если за период с даты начала проверки до даты
ее прекращения рабочей группе были предоставлены документы (информация),
необходимые и достаточные для проведения проверки;
только докладная записка о
результатах проверки, если начало проверки поднадзорной организации было
отсрочено, или вследствие противодействия проведению проверки рабочая группа не
получила доступ в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной
организации, или ей не были предоставлены рабочие места в отдельном служебном
помещении поднадзорной организации (при наличии объективной возможности их
предоставления) либо рабочей группе не были предоставлены документы
(информация), необходимые и достаточные для проведения проверки.
оснований для осуществления
мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) некредитной финансовой
организации;
признаков нарушений
требований законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
недостоверности данных учета
(отчетности) поднадзорной организации, обусловливающей появление оснований,
предусмотренных настоящим пунктом;
нарушений фондом-участником Федерального закона
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании
средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет
средств пенсионных накоплений" и принятых в соответствии с ним нормативных
актов Банка России.
8.2.
Промежуточный акт проверки составляется в соответствии с приложением 13 к настоящей Инструкции.
передается на ознакомление
поднадзорной организации в порядке, установленном пунктами 9.1 - 9.5 настоящей Инструкции;
направляется должностному
лицу Банка России в соответствии с пунктом
9.7 настоящей Инструкции.
В случае проведения проверки
некредитной финансовой организации, являющейся членом саморегулируемой
организации, дополнительный экземпляр промежуточного акта проверки (его копия)
направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении
саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая
организация.
Члены рабочей группы,
участвовавшие исключительно в проверке вопросов, по которым составлен акт
проверки по отдельным вопросам, не подписывают акт проверки, составляемый в
соответствии с пунктами 7.2,
7.4, 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 настоящей Инструкции.
8.5.2. Акт
проверки по отдельным вопросам:
передается на ознакомление
поднадзорной организации в порядке, установленном пунктами 9.1 - 9.5 настоящей Инструкции;
представляется на
рассмотрение должностному лицу Банка России в соответствии с пунктом 9.7 настоящей Инструкции.
В случае проведения проверки
некредитной финансовой организации, являющейся членом саморегулируемой
организации, дополнительный экземпляр акта проверки по отдельным вопросам (его
копия) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении
саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая
организация.
ответственному работнику
поднадзорной организации, представившему доверенность на совершение действий по
приему акта проверки для передачи его на ознакомление руководителю поднадзорной
организации (далее - уполномоченный ответственный работник поднадзорной
организации);
работнику поднадзорной
организации, ответственному за работу с корреспонденцией.
Вручение второго экземпляра
акта проверки руководителю поднадзорной организации либо его передача
уполномоченному ответственному работнику поднадзорной организации или работнику
поднадзорной организации, ответственному за работу с корреспонденцией,
осуществляется на основании протокола приема-передачи акта проверки, который
составляется в количестве, определяемом количеством экземпляров акта проверки,
в соответствии с приложением 14 к настоящей Инструкции.
В случае направления акта
проверки руководителю поднадзорной организации заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении сопроводительное письмо, составляемое в соответствии с приложением 15 к
настоящей Инструкции (далее - сопроводительное письмо), квитанция к заказному
почтовому отправлению и уведомление о вручении (их копии) прилагаются к акту
проверки (за исключением второго экземпляра акта проверки) и являются его
неотъемлемой частью.
за днем вручения второго
экземпляра акта проверки руководителю поднадзорной организации либо его
передачи уполномоченному ответственному работнику поднадзорной организации или
работнику поднадзорной организации, ответственному за работу с корреспонденцией,
на основании протокола приема-передачи акта проверки;
за днем направления второго
экземпляра акта проверки руководителю поднадзорной организации заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
9.2.1. Срок
ознакомления с актом проверки не должен превышать пять рабочих дней:
с даты вручения акта проверки
руководителю поднадзорной организации или получения его уполномоченным
ответственным работником поднадзорной организации (либо работником поднадзорной
организации, ответственным за работу с корреспонденцией) на основании протокола
приема-передачи акта проверки;
с даты вручения акта
проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о
вручении;
с даты, указанной в
уведомлении о вручении, имеющем отметку об отказе проверяемой поднадзорной
организации от получения (приема) акта проверки или об отсутствии возможности
доставки (вручения) акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением
с уведомлением о вручении.
Сообщение об ознакомлении с
актом проверки составляется в соответствии с приложением 16 к настоящей Инструкции.
Уполномоченный ответственный
работник поднадзорной организации, работник поднадзорной организации, ответственный
за работу с корреспонденцией, обязан обеспечивать сохранность второго
экземпляра акта проверки до его передачи на ознакомление руководителю
поднадзорной организации.
Возражения по акту проверки
(при наличии) включаются в сообщение об ознакомлении с актом проверки в
качестве приложения.
При получении возражений по
акту проверки после истечения установленного срока ознакомления с актом
проверки структурное подразделение Банка России, проводившее проверку, или иное
структурное подразделение Банка России, определенное в протоколе приема-передачи
акта проверки либо в сопроводительном письме, направляет их в структурное
подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью проверяемой
поднадзорной организации, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их
поступления.
При необходимости по
результатам рассмотрения возражений по акту проверки поднадзорной организации
направляется информация о результатах этого рассмотрения или проводится
совещание с представителями поднадзорной организации. По итогам совещания
составляется протокол, экземпляр которого направляется поднадзорной
организации.
Собственноручное объяснение
уполномоченного ответственного работника поднадзорной организации прилагается к
акту проверки и является его неотъемлемой частью.
Руководитель временной
администрации некредитной финансовой организации:
передает акт проверки для
ознакомления органам управления некредитной финансовой организации, полномочия
которых были ограничены в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
обеспечивает осуществление
мер по устранению выявленных в ходе проверки некредитной финансовой организации
фактов недостоверности учета (отчетности) некредитной финансовой организации и
приведение учета (отчетности) некредитной финансовой организации в соответствие
с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
передачи на ознакомление
руководителю поднадзорной организации второго экземпляра акта проверки
поднадзорной организации (не позднее рабочего дня, следующего за днем его
получения (приема), врученного уполномоченному ответственному работнику
поднадзорной организации или принятого работником поднадзорной организации,
ответственным за работу с корреспонденцией, согласно пункту 9.1 настоящей главы;
направления руководителю
поднадзорной организации информации о результатах проверки структурного
подразделения поднадзорной организации или (и) второго экземпляра акта проверки
структурного подразделения поднадзорной организации.
В случае наличия у
поднадзорной организации совета директоров (наблюдательного совета)
руководитель поднадзорной организации в срок не позднее 10 рабочих дней с даты
ознакомления с актом проверки, в том числе с промежуточным актом проверки,
актом проверки по отдельным вопросам, должен направить:
совету директоров
(наблюдательному совету) поднадзорной организации акт проверки поднадзорной
организации для ознакомления с ним председателя и членов совета директоров
(наблюдательного совета) поднадзорной организации. В случае проведения проверки
структурного подразделения поднадзорной организации совету директоров
(наблюдательному совету) поднадзорной организации направляется для ознакомления
информация о результатах проверки либо информация о результатах проверки и акт
проверки. Информация о результатах проверки, акт проверки структурного
подразделения поднадзорной организации направляются совету директоров
(наблюдательному совету) поднадзорной организации в порядке, определяемом внутренними
документами поднадзорной организации в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Представление совету
директоров (наблюдательному совету) поднадзорной организации информации о
результатах проверки, акта проверки осуществляется с соблюдением требований о
защите информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
структурному подразделению
Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью поднадзорной организации,
и структурному подразделению Банка России, проводившему проверку, уведомление о
получении акта проверки и направлении совету директоров (наблюдательному
совету) поднадзорной организации информации о результатах проверки или акта
проверки либо информации о результатах проверки и акта проверки, составляемое в
соответствии с приложением 17
к настоящей Инструкции (далее - уведомление об информировании органов
управления поднадзорной организации о результатах проверки).
Председатель |
Э.С. Набиуллина |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11
июля 2014 г.
Регистрационный N 33058