26.06.2008 Дата принятия: 23.05.2008
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2008 г. N 11811
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПРИКАЗ
от 23 мая 2008 г. N 131
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ, ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036), Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717; N 42, ст. 5010; N 50, ст. 6255; 2008, N 12, ст. 1112; "Российская газета", 13 мая 2008 г., N 100), пунктом 4, подпунктами 5.1, 5.1.2 и 5.10 пункта 5, пунктом 9.7 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2676; 2007, N 45, ст. 5492), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Д.Г. Скобелкина.
И.о. руководителя
А.М.СПИРИДОНОВ
Утверждено
Приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 23.05.2008 N 131
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ, ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) и межрегиональными управлениями Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральным округам (далее - территориальные органы) контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля.
2. Настоящее Положение распространяется на следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - организации):
- лизинговые компании;
- ломбарды;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
II. Проведение проверок Росфинмониторингом
и его территориальными органами
3. Проверки организаций могут проводиться как по месту нахождения Росфинмониторинга и его территориальных органов (далее по тексту - камеральные проверки), так и по месту нахождения проверяемой организации (далее по тексту - выездные проверки).
Проверке подлежит любой период деятельности организации, начиная с 1 февраля 2002 г. - даты вступления в силу Федерального закона, а для организаций, включенных в статью 5 Федерального закона позднее указанной даты, - с момента вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений, установленных Федеральным законом.
4. Проверка проводится на основании приказа, подписанного руководителем Росфинмониторинга (уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа (уполномоченным им должностным лицом), заверенного печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Приказ о проведении проверки должен содержать:
- цель проводимой проверки;
- наименование организации, в которой проводится проверка, место нахождения организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- период деятельности организации, подлежащий проверке;
- фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
- дату начала и дату окончания проверки.
Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации может проводиться только по приказу руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица) на основании мотивированного обращения руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица).
5. В ходе проверки организации могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления на основании распорядительных документов о его назначении;
- соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям к таким специальным должностным лицам, установленным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям Федерального закона;
- соблюдение организацией требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- соблюдение организацией требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов к идентификации клиентов организации и выгодоприобретателей;
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом.
6. Камеральные проверки проводятся путем анализа имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа) информации о проверяемой организации, а также сведений и документов, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов согласно приложению 1 к настоящему Положению.
7. Запрос Росфинмониторинга или его территориального органа на представление сведений и документов при проведении камеральной проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Днем получения организацией запроса Росфинмониторинга или его территориального органа считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.
8. Организация обязана представить Росфинмониторингу или его территориальному органу сведения и документы, необходимые для проведения камеральной проверки, в течение 7 календарных дней со дня получения запроса.
9. Организация представляет Росфинмониторингу или его территориальному органу сведения и документы, необходимые для проведения камеральной проверки, путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или представления непосредственно Росфинмониторингу (территориальному органу) представителем организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Днем представления организацией сведений и документов Росфинмониторингу или его территориальному органу считается:
для сведений и документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
для сведений и документов, представленных непосредственно представителем организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, - дата, указанная в отметке Росфинмониторинга или его территориального органа о принятии сведений и документов.
10. По результатам камеральной проверки должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(ими) проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.
Второй экземпляр акта камеральной проверки не позднее трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается представителю организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта получения акта проверки.
11. Выездные проверки осуществляются путем анализа документов и иной информации, истребованных от организации, а также информации о проверяемой организации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа).
12. Срок проведения выездной проверки не может превышать 30 календарных дней.
По письменному мотивированному обращению должностного(ых) лица (лиц), осуществляющего(их) проверку, срок проведения выездной проверки может быть продлен приказом руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица), руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица) не более чем на 30 календарных дней.
13. Приказ о проведении выездной проверки (продлении срока ее проведения) предъявляется должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(и) проверку, руководителю или уполномоченному им представителю организации одновременно со служебным(и) удостоверением(ями).
14. По результатам выездной проверки должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(ими) проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
К акту выездной проверки прилагаются заверенные подписью руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) и печатью организации копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях Федерального закона.
Оба экземпляра акта выездной проверки подписываются должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.
Второй экземпляр акта выездной проверки не позднее трех рабочих дней после даты составления акта проверки вручается руководителю организации (уполномоченному им представителю организации) под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта ознакомления руководителя организации (уполномоченного представителя организации) с актом проверки или направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
15. В случае отказа руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) подписать акт выездной проверки должностные лица Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченные на проведение проверки, делают соответствующую отметку на каждом экземпляре акта проверки.