"Методические рекомендации о повышении внимания брокеров к отдельным операциям" (утв. Банком России 15 июля 2015 года № 18-МР)

23.07.2015 Дата принятия: 15.07.2015

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 июля 2015 г. N 18-МР

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ БРОКЕРОВ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

 

В результате осуществления Банком России надзорной деятельности выявляются случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами брокеров и контрагентами по сделкам с брокерами (далее - клиенты, контрагенты) операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

1. В рамках указанных операций, как правило, клиенты дают поручение брокеру (в том числе являющемуся российской кредитной организацией) на приобретение у нерезидента или у российской кредитной организации внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг,

либо контрагенты по сделкам, совершаемым в рамках дилерских операций самого брокера, приобретают у брокера (в том числе являющегося российской кредитной организацией) внешние ценные бумаги (например, еврооблигации), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренние ценные бумаги,

и при этом схема совершения указанных операций характеризуется одновременным наличием двух и более следующих признаков:

а) операции по приобретению ценных бумаг проводятся регулярно (как правило, не реже одного раза в пять дней);

б) операции имеют одностороннюю направленность, то есть клиент, контрагент на регулярной основе совершает операции только по приобретению ценных бумаг и не осуществляет их фактической продажи;

в) отчуждение приобретенных клиентом, контрагентом ценных бумаг осуществляется, как правило, нерезидентам на платежных условиях "поставка свободно от платежа", и при этом вместо оплаты отчуждаемых ценных бумаг денежными средствами осуществляется встречное представление других активов, которыми преимущественно выступают товары, ввезенные в Российскую Федерацию из государств - членов Таможенного союза, зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг осуществляется путем их продажи в рассрочку либо с отсрочкой платежа, либо в предусмотренные условиями сделки сроки, при которых фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится;

г) операции клиентов, контрагентов соответствуют критериям операций, указанных в графе "Описание признака" строки кодов вида признаков 3212, 3218, 3219, 3222 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении 3 к Положению Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 445-П), в том числе в части оснований проведения операций.

2. Клиентами, контрагентами брокера по указанным в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций операциям выступают иные брокеры, а также юридические лица, не осуществляющие брокерскую деятельность.

Клиенты, контрагенты брокера по указанным операциям, а также юридические лица, по поручению которых клиентом (контрагентом), являющимся брокером, приобретаются ценные бумаги, как правило, обладают одним или несколькими признаками:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, необходимый для создания юридического лица;

б) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица и (или) его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета;

в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

3. Банк России рекомендует брокерам (в том числе являющимся российскими кредитными организациями) в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также реализации полномочий агента валютного контроля, определенных статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при выявлении совершения или возникновении подозрений в совершении соответствующими признаку (признакам), приведенному (приведенным) в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, клиентами или юридическими лицами, по поручению которых клиентом, являющимся брокером, приобретаются ценные бумаги, операций, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, обороты по которым превышают 1 млн рублей в день:

а) запрашивать у клиента, являющегося брокером, информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги;

при непредставлении клиентом запрошенной информации, а также, если из представленной информации следует, что клиент, являющийся брокером, действует по поручению иного брокера, реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

б) запрашивать у клиента по истечении пяти дней с момента приобретения по поручению клиента ценных бумаг документы, удостоверяющие права клиента, не являющегося брокером, или юридических лиц, в интересах которых действует клиент, являющийся брокером, на приобретенные ценные бумаги, а также актуальные на дату запроса документы об операциях, совершенных с приобретенными ценными бумагами (например, выписку по счету депо, отчет об операциях по счету депо владельца (номинального держателя);

в случае представления клиентом документов, из которых следует, что ценные бумаги в течение пяти дней с момента их приобретения были отчуждены, запрашивать документы, подтверждающие фактическое зачисление денежных средств по сделке, связанной с отчуждением ценных бумаг, на банковский счет клиента;

в) в случае непредставления клиентом документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, или если из представленных документов следует, что в течение пяти дней с момента приобретения ценных бумаг указанные ценные бумаги были отчуждены без фактического получения денежных средств за отчуждаемые ценные бумаги, реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении последующих операций клиента с ценными бумагами;

г) обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

д) направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным в настоящих Методических рекомендациях признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе с использованием кодов видов признаков 3212, 3218, 3219, 3222 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении 3 к Положению N 445-П.

4. Банк России рекомендует брокерам (в том числе являющимся российскими кредитными организациями) в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма уделять повышенное внимание договорам, операции по которым могут соответствовать двум и более признакам, приведенным в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, в случае, если обороты по указанным договорам превышают (могут превысить) 1 млн рублей в день, и при наличии подозрений, что возможными действительными целями операций по договорам могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, воздерживаться от заключения таких договоров с контрагентами, соответствующими признаку (признакам), приведенному (приведенным) в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций, а также контрагентами, являющимися брокерами, а также включать в действующие договоры с указанными контрагентами условия, предусматривающие следующие права брокера:

а) запрашивать у контрагента, являющегося брокером, информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги;

при непредставлении контрагентом запрошенных документов, а также если из представленных документов следует, что контрагент, являющийся брокером, действует по поручению иного брокера, реализовывать право на отказ в совершении операции;

б) запрашивать у контрагента по истечении пяти дней с момента совершения операции по перечислению денежных средств в счет оплаты приобретаемых у брокера ценных бумаг документы, удостоверяющие права контрагента, не являющегося брокером, или юридических лиц, в интересах которых действует контрагент, являющийся брокером, на приобретенные ценные бумаги, а также актуальные на дату запроса документы об операциях, совершенных с приобретенными ценными бумагами (например, выписку по счету депо, отчет об операциях по счету депо владельца (номинального держателя);

в случае представления контрагентом документов, из которых следует, что ценные бумаги в течение пяти дней с момента их приобретения у брокера были отчуждены, запрашивать документы, подтверждающие фактическое зачисление денежных средств по сделке, связанной с отчуждением ценных бумаг, на банковский счет контрагента, не являющегося брокером, юридического лица, по поручению которого контрагентом, являющимся брокером, приобретались ценные бумаги;

в случае непредставления контрагентом указанных документов или представления документов, из которых следует, что в течение пяти дней с момента приобретения у брокера ценных бумаг, указанные ценные бумаги были отчуждены без фактического получения денежных средств за отчуждаемые ценные бумаги, отказать в совершении последующих операций контрагента с внешними ценными бумагами и (или) расторгнуть в одностороннем порядке договоры, определяющие общие условия взаимоотношений брокера с контрагентом при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг.

Настоящие Методические рекомендации направляются для использования в работе участниками финансового рынка, осуществляющими брокерскую деятельность, с целью их ориентирования на выявление и пресечение операций, осуществляемых недобросовестными хозяйствующими субъектами, и повышения эффективности внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

 

Заместитель

Председателя Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН