25 июня 2015 года

25 июня в Москве, в Московском городском гольф клубе состоялось общее годовое собрание членов НАУФОР.

Собрание утвердило отчет председателя Правления о деятельности НАУФОР в 2014 - 2015 годах и Основные направления деятельности НАУФОР на 2015 - 2016 годы. Совет НАУФОР также утвердил назначение "Бейкер Тилли Русаудит" ООО аудиторской организацией НАУФОР на 2016 год.

Фотографии

Текст выступления председателя Правления НАУФОР Алексея Тимофеева:

Решением Совета НАУФОР от 03 июля 2014 года были утверждены Основные направления деятельности саморегулируемой (некоммерческой) организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР) в 2014 -2015 годах. Были определены 5 основных направлений, обеспечивающих развитие НАУФОР как саморегулируемой организации. Они традиционны и естественны для НАУФОР как саморегулируемой организации. Вот эти направления:

  • обеспечение регулятивных условий деятельности членов НАУФОР; повышение качества услуг, оказываемых членами НАУФОР, и финансовой устойчивости членов НАУФОР;
  • повышение уровня контроля за деятельностью членов НАУФОР;
  • подготовка и аттестация специалистов финансового рынка;
  • проведение публичных и информационных мероприятий.
  • Рассмотрим, что было сделано в рамках каждого из этих направлений в 2014 и в этом году.

    Совершенствование правового регулирования российского рынка ценных бумаг

    1. Основной задачей нормотворчества в прошлом году была задача налогового стимулирования инвестиций граждан на фондовом рынке.

    С 2015 г. действует основная налоговая инициатива, принятия которой НАУФОР добивалась в течение пяти-семи лет до этого - индивидуальные инвестиционные счета. Уже сейчас открыто около 30 тыс. ИИС, вероятно их больше - статистика не видит счетов, которые не предназначены для операций на Московской бирже. Однако, эта динамика удовлетворительна для первого года, имея в виду, что в основном происходит конвертация в ИИС уже существующих брокерских счетов и счетов ДУ. Однако, индустрия видит и новых клиентов.

    Может быть, первоначально не велика и сумма, накопленная к этому моменту на ИИС, хотя я все чаще слышу о средней сумме в 150 тыс. руб, - понятно, что люди спешат открыть ИИС, что бы началось течение трехлетнего срока. Тем не менее, к концу этого года, многие открывшие ИИС внесут или довнесут на них деньги. Понятно также и то, что в следующем году, когда пройдут первые возвраты средств из бюджета, продукт станет более популярен. Большее количество финансовых организаций будут предоставлять эту услугу - пока таких только 30, не все крупные организации это еще делают.

    Для того, что бы возможность открывать ИИС стала в 2015 г. реальностью мы в течение 2014 г содействовали ФНС в подготовке нормативных актов - акта, регулирующего процедуру информирования ФНС об открытии и закрытии таких счетов, а также акта, регулирующего передачу документов по счету в случае смены клиентом профучастника.

    Год назад я говорил, что может встать вопрос об ограничениях операций по ИИС - сейчас они никак не ограничиваются. Для нас важно, чтобы ИИС выполнили свое предназначение - стать альтернативой для банковских депозитов, предложив гражданам инвестиции на фондовом рынке. 19 июня Дума приняла закон, вносящий изменения в правила работы ИИС - с 2016 г. возможность помещения средств с ИИС управляющих на депозиты будет ограничена 15% средств, внесенных на ИИС. Будет ограничена и возможность приобретения на ИИС иностранных ценных бумаг - их можно будет приобретать только на российском организованном рынке.

    Одновременно, идет работа над новыми поправками, связанными с ИИС - в Думу внесены поправки, направленные на уточнение некоторых неясностей, оставшихся в НК - с их принятием будет яснее, что расчет налоговой базы по ИИС следует делать ежегодно, нарастающим итогом к моменту закрытия, а вот уплачивать НДФЛ, разумеется речь идет об ИИС с вычетом на взнос, только при закрытии, станет яснее, что в случае с ИИС речь идет о льготе для всех операций, возможных по ИИС, а не только для операций с ценными бумагами. По нашей инициативе в Думу внесена и поправка, переносящая функции налогового агента с управляющей компании на брокера в том случае, когда заявка на выкуп пая подается через брокера. Это более широкая поправка, но она важна и для ИИС - сегодня пайщик не может воспользоваться возможностями ИИС просто потому, что НДФЛ удерживается управляющей компанией. Есть высокая вероятность того, что эти поправки будут приняты в этом году.

    Существуют и новые инициативы в этом направлении. В настоящее время мы ведем консультации с Минфином о внесении нескольких изменений также направленных на стимулирование граждан к инвестициям на фондовом рынке. Во-первых, увеличение первоначального взноса на ИИС - мы считаем, что было бы полезно увеличить первый взнос на ИИС до 1 млн. руб. с тем, что бы позволить более разнообразные стратегии уже в первый год существования ИИС. Во-вторых, мы предлагаем приравнять для граждан налогообложение доходов (купонов) по облигациям к налогообложению по депозитам. Сейчас, всерьез обсуждается возможность сделать это по крайней мере для качественных облигаций на ИИС. В третьих, возможно будет принято решение о сокращении срока другой льготы - на владение ценными бумагами с трех лет до одного года. Я считаю вероятным, принятие соответствующих поправок в следующем году, однако есть вероятность, что некоторые из них будут приняты уже в этом.

    2. Следующая тема, которая для нас приоритетна, - дистанционное заключение договоров. Российская финансовая индустрия испытывает конкуренцию со стороны иностранной. Это происходит с ростом интереса к иностранным финансовым инструментам. В отличие от российского брокера договор с иностранным может быть легко заключен по интернету. Доступ к паевым инвестиционным фондам также затруднен географией, невысокой степенью проникновения агентских сетей в регионы, а также искусственным разделением брокерской индустрии и индустрии коллективных инвестиций.

    Вы знаете, что в прошлом году нам удалось добиться изменений на законодательном уровне - сначала были приняты поправки, позволяющие поручать идентификацию кредитным организациям, упростившие использование банков-агентов при распространении финансовых услуг и банков, входящих в одну с брокером и управляющей компанией группу. Эта возможность уже используется. В конце прошлого года мы добились распространения упрощенной идентификации на услуги профессиональных участников и управляющих компаний. Закон теперь позволяет избежать личной явки клиента при соблюдении нескольких условий - безналичные расчеты, сверка данных с данными ПФР или ФОМС, подтверждение по СМС. Эти поправки, к сожалению, не работают без подзаконного нормативного акта. Мы сейчас, вместе с Форумом и Минкомсвязи дорабатываем проект распоряжения Правительства на этот счет.

    Надеемся на то, что такое распоряжение будет принято в течение нескольких следующих месяцев.

    3. Я упоминал, что существует искусственное разделение индустрии брокерской и индустрии коллективных инвестиций - оно образуется несколькими механизмами - разницей в правилах налогообложения, разницей в процедуре приобретения ценных бумаг и паев, запретом управляющим на приобретение собственных инвестиционных паев и паев аффилированных лиц. Это приводит к тому, что индустрия ПИФ не может воспользоваться возможностями брокерской индустрии по привлечению клиентов и клиентские базы брокеров и ПИФов радикально отличаются. НАУФОР, как СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, занимается решением всех этих проблем. Во-первых, это я уже упоминал, мы исправляем правила налогообложения - функции налогового агента для всех своих клиентов-пайщиков, будет выполнять брокер, подобно тому, как он это делает для остальных своих клиентов. Это позволит брокерам предлагать своим клиентам приобрести паи, особенно на ИИС. Кроме того, это поможет другому нашему проекту - это то, что мы делаем во-вторых, созданию централизованной системы размещения и выкупа паев. Это наш совместный проект с НРД. Я надеюсь, что к середине следующего года станет возможным существование открытой архитектуры дистрибуции паев - дополнительной и альтернативной существующей сегодня агентской системе. С одной стороны, к ней присоединятся управляющие компании, с другой стороны брокеры и управляющие - размещение и выкуп паев будет проходить по одной процедуре для всех, в электронной форме и быстро. Я думаю, это поможет повышению конкуренции в индустрии - улучшатся возможности компаний, не имеющих агентской сети, конкуренция сетей позволит снизить издержки, функции агентов по сути примут на себя все брокеры, подключившиеся к системе - многие из них смогут стать финансовыми супермаркетами, предлагая помимо прочих ценных бумаг паи разных управляющих компаний. Третье, по нашей инициативе Банк России изменил правила доверительного управления, исключив запрет на приобретение ценных бумаг аффилированных лиц - мы ждем вступления в силу нового Положения о требованиях у деятельности по управлению ценными бумагами. Кроме того, мы достигли соглашения с Банком России по поводу введения возможности приобретения в управление собственных паев управляющим, являющимся одновременно управляющей компанией. Возможно, что в течение этого года или в начале следующего мы решим и эту проблему.

    4. Результат усилий НАУФОР по изменению регулирования деятельности по управлению ценными бумагами мы увидим вскорости, - в ближайшее время должен вступить в силу новый нормативный акт. Он концептуально меняет подход к регулированию оказания услуг розничным инвесторам - в центре новой концепции стоит инвестиционный профиль клиента, который должен формироваться управляющим и в соответствии с которым он должен действовать. Я думаю, в ближайшее время начнется дискуссия о законодательном закреплении этого подхода - это тема тесно связана с темой квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Недавно вы были свидетелями нашей дискуссии с Банком России - мы спорили с планами по многократному повышению требований к квалифицированным инвесторам, в результате Банк России повысил эти требования не до 15 млн. руб, а только до 6, при этом мы договорились с Банком России о том, что дальнейшее повышение произойдет только после изменения подхода к операциям для соответствующих групп инвесторов - сменой запретительного подхода на более гибкий, основанный на использовании инвестиционного профиля.

    5. Следующая - очень важная тема. Весной этого года мы подготовили и направили в Банк России и Минфин законопроект о страховании инвестиций на рынке ценных бумаг. На наш взгляд, создание Компенсационного фонда чрезвычайно важно для защиты интересов клиентов профессиональных посредников сейчас, когда мы ожидаем активизацию их интереса к фондовому рынку. К сожалению, не существуют никакого «волшебного способа» полностью исключить риск хищения активов клиентов. Да, надзор, будет первой линией обороны интересов клиентов, но его возможности ограничены и тогда нам понадобиться еще одна линия, которой в банковской индустрии и теперь в индустрии НПФ, выполняет АСВ. В настоящее время, мы ведем консультации с Банком России и Минфином по поводу деталей регулирования - в целом же концепция и целесообразность разработки закона не вызывает сомнения. В НАУФОР создана рабочая группа по доработке законопроекта - ее задача - дополнить проект механизмом страхования инвестиций клиентов управляющих (пока мы вели речь только о клиентах брокеров), дополнить проект цифрами (платежи в фонд, суммы выплат), а также поправки в законодательство о банкротстве. По общему мнению, этот закон должен касаться, по крайней мере на первом этапе, только активов на ИИС. Я считаю, что этот закон должен быть принят и заработать в течение трех следующих лет.

    6. Еще прошлой весной мы представили предложения о создании так называемых «валютных ПИФов». По нашему мнению, действующие ограничения в 70% на максимальную долю иностранных бумаг, не допущенных к торгам, в активах открытого ПИФа, не позволяют удовлетворить спрос мелких национальных инвесторов на разнообразные инвестиционные стратегии, в том числе, основанные на динамике иностранных индексов, и заставляют обращаться в иностранные финансовые институты. Банк России согласился с нашими предложениями и обещал реализовать еще более либеральный подход к регулированию состава и структуры активов ПИФов. В настоящее время мы ожидаем опубликования первой версии нового нормативного акта на этот счет.

    7. Наконец, я хотел бы сказать несколько слов о законе о СРО на финансовом рынке. Я уверен в том, что этот закон будет принят в этом году и, возможно, даже в ближайшее время. В зависимости от того когда именно он будет принят, он вступит в силу в начале или в середине следующего года. Мы всегда были идеологами этого закона, считая, что государственное регулирование на рынке ценных бумаг должно быть дополнено, а где-то заменено на саморегулирование. Мы всегда считали, что это условие более гибкого и адекватного регулирования, в котором нуждается финансовый рынок. Мы, кроме того, считали, что с созданием мегарегулятора, ответственного за все сектора финансового рынка, рынок должен сохранить организации, способные сфокусироваться на задачах отдельных секторов и такими организациями должны быть СРО.

    Главным вызовом этого закона было то, чтобы СРО не стали бы филиалами Банка России. И в прошлом году я говорил, что мы ведем спор с Банком России по всем положениям, которые могут навредить внутренним мотивам индустрии к саморегулированию. Подготовленный к настоящему моменту ко второму чтению проект больше не вызывает наших возражений. Он сбалансированный и содержит большой потенциал саморегулирования.

    8. С начала 2013 г. мы активно сотрудничаем с Московской биржей в области нормотворчества. Наше с ними соглашение предполагает совместную работу над целым рядом законов и подзаконных актов, важных для фондового рынка и индустрии. В этот перечень входят некоторые из нормативных актов, которые я упоминал. Хочу воспользоваться поводом, чтобы поблагодарить биржу за такую поддержку, а кроме того за то, что она разделяет наши представления о законодательных приоритетах.

    Разработка и внедрение стандартов деятельности участников рынка ценных бумаг и методических рекомендаций НАУФОР

    В предложенном вам Проекте основных направлений деятельности мы назвали это направление «Повышение качества услуг, оказываемых членам НАУФОР, и финансовой устойчивости членов НАУФОР». Это направление является вторым по значимости направлением деятельности, поскольку соответствует предназначению НАУФОР как СРО.

    1. В прошлом году мы вели масштабную работу над стандартами НАУФОР. Нормативный акт ЦБ, посвященный требованиям к капиталу, принятый осенью прошлого года, связывает снижение требований к капиталу некоторых участников с членством в СРО, утвердивших определенные стандарты. Для нас это было поводом для того, что бы ускорить работу, которую мы уже вели в это время. В результате 18 февраля 2015 года мы утвердили следующие стандарты:

  • стандарт наилучшего исполнения поручений;
  • стандарт предотвращения конфликта интересов;
  • стандарт информирования клиентов о рисках;
  • стандарт отчетности перед клиентом;
  • стандарт оценки способности клиента нести инвестиционный риск;
  • стандарт услуг в зависимости от классификации способов управления ценными бумагами;
  • стандарт управления рисками.
  • При разработке стандартов мы использовали опыт Европейского Союза, FCA и стандарты FINRA, собственный опыт и поэтому получившиеся стандарты отражают наилучшую практику. Стандарты были одобрены всеми профильными комитетами НАУФОР, и только затем, не с первого раза, утверждены советом директоров. Наконец, 20 марта 2015 года они были согласованы Банком России.

    Предлагаю посмотреть на эти стандарты под углом Закона о СРО на финансовом рынке, который будет принят в этом году. Во-первых, мы уже подготовили большинство из упомянутых в законопроекте стандартов, во-вторых, мы подготовили их в полном соответствии с идеологией законопроекта.

    Скажу несколько слов об идеологии стандартов. С точки зрения законопроекта, СРО - это со-регулятор Банка России, дополняющая своими стандартами нормативное регулирование, а своим надзором надзор ЦБ. Правила СРО должны быть основаны на нормативных актах и могут быть как более детальными, так и, наоборот, более абстрактными, чем правила нормативных актов. В этом смысле, СРО является институтом, который способен создать регулирование «на основе принципов», в отличие от привычного регулирования «на основе правил». Идея со-регулирования заключается в том, что если СРО смогут эффективно справляться с регулированием и надзором определенных вопросов, то необходимости в регулировании со стороны ЦБ не будет.

    Новые стандарты предусматривают весьма абстрактные правила, оценка исполнения которых должна сложится в правоприменительной практике СРО.

    На первом этапе мы предусмотрели, что по умолчанию стандарты являются рекомендательными. Для того, что бы они были обязательными и тогда компания может воспользоваться возможностью снижения требований к капиталу, они должны быть приняты соответствующей компанией, а это предполагает предварительный аудит на ее соответствие стандартам. В настоящее время идет процесс сразу в нескольких компаниях, крупных, средних и мелких, по приведению своих процедур и внутренних документов в соответствие со стандартами. Обращаю внимание на то, что со вступлением в силу Закона о СРО стандарты НАУФОР станут обязательными для всех членов, независимо от соблюдения специальной процедуры.

    Работа по стандартизации продолжается. Весной этого года совет директоров утвердил план дальнейшей работы НАУФОР. Он предполагает, что до конца 2015 года будут разработаны следующие профессиональные стандарты:

  • 1) правила раскрытия информации о тарифах и возмещаемых расходах;
  • 2) стандарты осуществления депозитарной деятельности;
  • 3) правила осуществления внутреннего контроля;
  • 4) правила корпоративного управления.
  • В результате этого, НАУФОР подготовит к моменту вступления в силу Закона о СРО все упомянутые в нем базовые стандарты. В 2016 году НАУФОР планирует подготовить еще несколько стандартов:

  • 1) правила заключения договоров с клиентами (KYC, ПОДФТ, порядок дистанционного заключения договоров);
  • 2) правила коммуникации с клиентами;
  • 3) правила осуществления рекламы и предложения услуг;
  • 4) правила ведения внутреннего учета.
  • 2. Особняком от прочих стандартов стоит работа НАУФОР по разработке Стандартной документации для производных финансовых инструментов на внебиржевом рынке, которую мы в 2014 вели вместе с АРБ и НВА. В феврале этого года мы завершили работу над Приложением, посвященным кредитным деривативам, утвердили его и опубликовали.

    В связи с этим уместно сказать о планах создания Совета по производным финансовым инструментам. Дело в том, что в результате присоединения НВА к НФА, наш традиционный партнер сменился и теперь нам нужна корректировка отношений, которые прежде основывались на джентльменском соглашении между НАУФОР, НВА и АРБ. Вероятно, в ближайшее время мы будем готовы подписать соглашение о создании СПФИ - консультационного органа из представителей трех ассоциаций, который продолжит дальнейшую работу над стандартной документацией.

    В связи с темой деривативов стоит упомянуть и наши усилия по изменению законодательства - мы достигли соглашения с Банком России об изменении правил репортинга о внебиржевых деривативах. Во-первых, репортинг будет отменен как условие ликвидационного неттинга и даже возможно, что мы сможем сделать это в конце этого года в связи с принятием Закона о репозитарии. Во-вторых, одновременно с этим мы исключим «подозрительный» период для деривативов, заключенных до его начала. В-третьих, это уже уровень подзаконного нормативного акта, который, я надеюсь, мы получим в течение этого года, мы сократим количество полей в отчетности, требующих сверки с контрагентом.

    Совершенствование контрольных функций НАУФОР

    В 2014 г. НАУФОР провела 39 (в 2013 - 26) собственных проверок и приняла участие в 6 (в 2013 - в 13) проверках Банка России (при этом со второго квартала 2014 года Банк России прекратил практику проведения совместных проверок с саморегулируемыми организациями). Кроме того, в 2014 г. НАУФОР участвовала в профессиональном аудите КЦ НАУФОР 3 компаний (в прошлом году - 10).

    Изменяется предмет проверок - по мере того как компании будут принимать на себя обязанность подчиняться стандартам НАУФОР мы будем проверять не только соблюдение нормативных актов, но и стандартов. Мы не будем проверять такие компании чаще, но круг проверки будет шире.

    Консалтинговый центр НАУФОР выполняет функции удостоверяющего центра для профессиональных участников и иных организаций, которые намерены использовать возможность электронного документооборота. В настоящее время консалтинговый центр НАУФОР является крупнейшей по количеству отчетов, сдаваемых в Банк России, удостоверяющим центром. Число организаций, как являющихся так и не являющихся членами НАУФОР, сдающих отчетность через Консалтинговый центр НАУФОР, составляло на конец 2014 г. 347 компаний (в 2013 - 343 компании), в их число входят и 163 (в 2013 - 149) компаний, не являющихся членами НАУФОР. Удостоверяющий центр НАУФОР - единственная организация, которая может подтверждать отправление отчетности регулятору в случае спора об этом. В ряде случаев технических сбоев принимающих серверов ФСФР и Банка России мы так и делали - доказывая, что отчетность была направлена в срок и таким образом освобождая своих клиентов от административной ответственности в случае, если отчетность не была доставлена по техническим причинам.

    Мы сейчас используем системы автоматической обработки отчетности, позволяющей отслеживать практически все значимые показатели квартальной отчетности и не только количественные значения, но и тенденцию ухудшения показателей.

    Профессиональная подготовка специалистов финансового рынка и повышение финансовой грамотности

    С 2006 года НАУФОР является организацией, уполномоченной на проведение квалификационных экзаменов. С октября 2006 года НАУФОР проводит экзамены в Москве и во всех городах, где располагаются ее филиалы.

    В 2014 году было проведено 714 (в 2013 - 788) экзаменов, из них 336 (в 2013 - 404) - в филиалах, в которых приняли участие 2135 (в 2013 - 2113) соискателя, 1589 (в 2013 - 1530) из них экзамены сдали успешно.

    Обычно сдаче экзамена предшествует обучение. В 2014 году НАУФОР через свою дочернюю компанию - Консалтинговый центр провела 31 (в 2013 - 26) семинар по подготовке к сдаче квалификационных экзаменов, а также 13 (в 2013 - 13) семинаров по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В семинарах приняли участие 1573 (в 2013 - 1071) слушателя.

    В прошлом году мы подготовили совместно с рядом ведущих ВУЗов страны и направили в Банк России концепцию реформы системы аттестации специалистов фондового рынка. Она предполагает усиление в этом процессе роли СРО в части разработки программ и базы вопросов и одновременно более гибкие подходы к признанию дипломов ВУЗов и сертификатов признанных иностранных профессиональных организаций для целей аттестации. Дальнейшее развитие этой темы я вижу возможным после принятия Закона О СРО на финансовом рынке.

    Проведение публичных и информационных мероприятий

    Осенью 2014 года в Екатеринбурге НАУФОР провела очередную Уральскую конференцию НАУФОР "Российский фондовый рынок", а этой весной в Москве состоялась ежегодная конференция НАУФОР. В этот раз она носила название "Российский фондовый рынок 2015: в тумане неизвестности".

    С 2007 года мы выпускаем Обзор «Российский фондовый рынок. События и факты». Предлагаю его вашему вниманию - он является наиболее системным из существующих на рынке исследований, на основе которого мы можем судить о его развитии.

    «Элита фондового рынка» - сегодня я приглашаю Вас остаться на очередную церемонию этого конкурса - это один из успешных публичных продуктов НАУФОР, заслуживший уважение и признание нашей индустрии.

    Уважаемые коллеги, сегодня НАУФОР остается крупнейшей на российском фондовом рынке СРО. Сейчас членами НАУФОР являются 254 компании. НАУФОР образуют как банковские (59 организаций) так и небанковские финансовые организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг, национальные компании и компании, являющиеся дочерними компаниями крупнейших зарубежных финансовых организаций, 73 компании - региональные, это чуть меньше трети состава НАУФОР.

    С мая 2013 года НАУФОР - не только СРО брокеров, дилеров и управляющих, но и СРО управляющих компаний ПИФов и НПФов. К моменту получения нами соответствующего статуса в состав НАУФОР уже входили 28 управляющих компаний, а к настоящему времени вступили еще 17 компаний, сейчас численность управляющих компаний-членов НАУФОР- 45.

    НАУФОР располагает 12 филиалами, работающими в крупнейших городах России, обеспечивающие ее связь с региональными компаниями, возможность осуществлять надзор за их деятельностью и с этого года - за филиалами столичных компаний-членов НАУФОР.

    В НАУФОР работает около 60 сотрудников. К настоящему моменту в НАУФОР действует 9 комитетов и две рабочие группы, которые специализируются на различных вопросах деятельности членов НАУФОР.

    2015-2016

    В 2015-2016 годах мы намерены продолжать деятельность в направлениях, которые я упомянул. Представленные Вам направления деятельности НАУФОР были рассмотрены советом директоров. Вам предстоит высказаться по этому поводу и надеюсь поддержать предложенные Советом директоров направления деятельности.

    На этом позвольте завершить свое выступление. Хочу поблагодарить всех, кто принимал в 2014 году участие в работе НАУФОР, помогал ее развитию, в особенности членов Совета директоров НАУФОР, Председателя Олега Вьюгина и его заместителя Олега Ячника, за поддержку, которую они оказывали исполнительным органам.

    Спасибо за внимание.