Письмо Банка России от 6 апреля 2005 г. N 56-Т "О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

06.04.2005 Дата принятия: 06.04.2005

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2005 г. N 56-Т

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ

В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

С момента издания настоящего письма отменяется Указание оперативного характера от 9 июля 2003 года N 103-Т "О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

А.А.КОЗЛОВ

 

 

 

 

Приложение

к письму Банка России

от 06.04.2005 N 56-т

"О методических рекомендациях

по проведению проверок соблюдения

кредитными организациями требований

законодательства Российской Федерации

и нормативных актов Банка России

в области противодействия

легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем,

и финансированию терроризма"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ

В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) (далее - Федеральный закон), нормативных актов Правительства Российской Федерации и Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (перечень нормативных и иных актов Российской Федерации, регламентирующих осуществление кредитными организациями внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

1.2. Проверки соблюдения кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организуются и проводятся в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003 года, N 5118; 28 января 2005 года, N 6284 ("Вестник Банка России" от 9 декабря 2003 года N 67; от 9 февраля 2005 года N 7) (далее - Инструкция Банка России N 105-И).

1.3. Целью проведения проверки является оценка выполнения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

1.4. Задачами проверки являются:

- проверка организации в кредитной организации внутреннего контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- проверка соответствия практической деятельности кредитной организации положениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- проверка соответствия практической деятельности кредитной организации собственным правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) и программам его осуществления (далее - программы).

2. Подготовка к проведению проверки

2.1. В период подготовки к проведению проверки проводится анализ имеющейся в территориальном учреждении Банка России информации о деятельности кредитной организации в целях определения первоочередных направлений, которым необходимо уделить повышенное внимание в ходе проверки.

2.1.1. По материалам, предоставленным подразделением банковского надзора территориального учреждения Банка России, анализируются сведения об основных направлениях деятельности кредитной организации, структура его клиентской базы.

2.1.2. В целях определения основных видов операций, осуществляемых кредитной организацией и ее клиентами, на основании отчетности по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 101) определяются счета, по которым за проверяемый период отмечены наибольшие обороты. В зависимости от результатов выборки по форме 101 проводится анализ отчетности по операциям, учитываемым на данных счетах.

2.2. В целях определения подлежащих проверке направлений работы кредитной организации по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма анализируются:

- акты предыдущих проверок и докладные записки к ним (в части выявленных нарушений и недостатков по проверяемому вопросу);

- переписка территориального учреждения Банка России с кредитной организацией по вопросам устранения выявленных нарушений и недостатков;

- претензии (жалобы) клиентов кредитной организации по поводу нарушения кредитной организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.3. В подразделении информатизации территориального учреждения Банка России рекомендуется получить имеющуюся в его распоряжении следующую статистическую информацию по направляемым кредитной организацией в уполномоченный орган отчетам в виде электронного сообщения (далее - ОЭС):

- их количество за проверяемый период ("активность" кредитной организации);

- доля непринятых уполномоченным органом ОЭС;

- основные ошибки, допускаемые кредитной организацией при формировании ОЭС.

В ходе проверки работы кредитной организации по фиксированию и направлению ОЭС уполномоченному органу предпроверочный анализ позволит выяснить, какие меры принимаются кредитной организацией по уменьшению числа ошибок, эффективность таких мер (по динамике количества ошибок).

2.4. На основе анализа отчетности и указанной выше информации составляется предварительный перечень запрашиваемых у кредитной организации документов.

3. Проведение проверки

3.1. Проверка организации внутреннего контроля по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.1.1. При проведении указанной проверки устанавливается наличие в кредитной организации:

- разработанных и утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 188) Правил. При этом проверяется своевременность направления кредитной организацией на согласование в территориальное учреждение Банка России Правил (в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения), а также изменений и дополнений в указанные Правила;

- распорядительного документа о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил и реализацию программ (далее - ответственный сотрудник);

- внутренних документов кредитной организации, устанавливающих права и обязанности ответственного сотрудника;

- документов, свидетельствующих о соответствии ответственного сотрудника квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 9 августа 2004 года N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2004 года, N 6003 ("Вестник Банка России" от 10 сентября 2004 года N 54) (далее - Указание Банка России N 1486-У) (документ об образовании, трудовая книжка и другие документы);

- внутренних документов кредитной организации о создании, задачах, функциях и организации работы структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при его наличии) (далее - структурное подразделение), а также документов о соответствии квалификации сотрудников структурного подразделения квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России N 1486-У;

- порядка учета, хранения и использования носителей ключей кода аутентификации сообщения (далее - ключей КА) и шифрования, а также порядка использования резервных ключей КА и шифрования, а также утвержденного руководителем кредитной организации списка лиц, имеющих доступ к носителям секретных ключей КА и шифрования (с указанием конкретной информации для каждого лица);

- внутреннего регламента о направлении в филиалы, не передающие самостоятельно ОЭС в уполномоченный орган через территориальное учреждение (если таковые имеются) уведомлений о принятии решения о ненаправлении сведений об операции, в отношении которой возникло подозрение, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также уведомлений о принятии (непринятии) ОЭС уполномоченным органом;

- утвержденного порядка (при наличии) передачи в филиалы (если таковые имеются) и внутренние структурные подразделения перечня организаций или физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности и перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.1.2. При проведении проверки организации в кредитной организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливается соответствие внутренних документов кредитной организации:

- требованиям Федерального закона и иных законодательных актов;

- требованиям нормативных актов Банка России.

Также оценивается степень учета рекомендаций Банка России по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.2. Проверка работы кредитной организации по идентификации клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей.

3.2.1. При проведении данной проверки устанавливается наличие в кредитной организации программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации), утвержденной руководителем кредитной организации.

При этом проверяется соответствие Программы идентификации требованиям Положения Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, N 6005 ("Вестник Банка России" от 10 сентября 2004 года N 54) (далее - Положение Банка России N 262-П), и законодательным актам Российской Федерации.

3.2.2. При проверке работы кредитной организации по идентификации клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей устанавливаются:

- формы фиксирования сведений о клиентах и выгодоприобретателях, используемые кредитной организацией (на бумажном носителе или в электронном виде, либо путем комбинации этих способов);

- процедуры сбора сведений о клиентах, выгодоприобретателях;

- случаи непредставления запрошенных у физических или юридических лиц кредитной организацией документов, необходимых для совершения операции, а также открытия банковского счета (вклада);

- соблюдение требований по идентификации банков-корреспондентов и порядке принятия решения об установлении корреспондентских отношений.

3.2.3. По анкетам (досье) клиентов кредитной организации и документам, содержащим сведения о клиенте, выгодоприобретателе, предусмотренные приложениями 1 - 3 к Положению Банка России N 262-П, проверяется:

- наличие документов и сведений, подтверждающих выполнение кредитной организацией требований по идентификации клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей;

- все ли документы, позволяющие идентифицировать клиентов, установить и идентифицировать выгодоприобретателей, действительны на дату их предъявления;

- полнота фиксирования сведений, предусмотренных приложением 4 к Положению Банка России N 262-П;

- соответствие записей в анкетах (досье) клиентов сведениям, содержащимся в документах, представляемых клиентами для идентификации;

- правильность и обоснованность оценки кредитной организацией степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Риск) с учетом операций повышенной степени (уровня) Риска, перечисленных в пункте 2.9 Положения Банка России N 262-П;

- соблюдение срока, в течение которого идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей должна быть завершена, если характер банковской операции или сделки не позволяет осуществить идентификацию клиентов, установление и идентификацию выгодоприобретателей до совершения такой банковской операции или сделки;

- учтена ли рекомендация Банка России, содержащаяся в абзаце 3 пункта 2.8 Положения Банка России N 262-П в случае, если кредитная организация не смогла завершить идентификацию, установление и идентификацию выгодоприобретателя в срок, указанный в абзаце 1 пункта 2.8 Положения Банка России N 262-П;

- соблюдение требований о систематическом обновлении информации о клиентах и выгодоприобретателях (в зависимости от степени (уровня) Риска операций, осуществляемых клиентом кредитной организации).

3.2.4. При рассмотрении вопросов, связанных с различиями в подходах кредитной организации к определению степени (уровня) Риска, рекомендуется выяснить практические действия кредитной организации в случае оценки Риска как повышенного.

При этом может быть задействован используемый кредитной организацией программный продукт "Операционный день" для формирования определенных выборок из архива операций кредитной организации и ее клиентов (например, путем установления фильтров по сумме операций, по упоминанию определенных буквенно-символьных сочетаний или их совокупности).

При формировании мотивированного суждения о сложившейся в кредитной организации системе идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей помимо указанных выше положений при изучении внутренних документов и процедур кредитной организации рекомендуется обратить внимание на вовлечение в указанную систему всех сотрудников кредитной организации, осуществляющих привлечение и обслуживание клиентов, заключение и оформление сделок и операций, контроль за движением денежных средств по счетам кредитной организации и ее клиентов. Рассматривается порядок взаимодействия сотрудников кредитной организации с ответственным сотрудником и руководителем кредитной организации, при этом оценивают работу по направлению ответственному сотруднику сообщений о сделках, относящихся в соответствии с установленными в кредитной организации критериями и признаками к категории необычных. Также изучается использование кредитной организацией в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма специальных автоматизированных программных систем (помимо используемых для шифрования и передачи информации в уполномоченный орган), в том числе по идентификации и изучению клиентов. При необходимости члены рабочей группы могут потребовать демонстрации работы указанных автоматизированных систем, а также запросить у ответственного сотрудника пояснения.

3.3. Проверка реализации программы подготовки и обучения кадров кредитной организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.3.1. В целях проверки реализации кредитной организацией программы подготовки и обучения кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа обучения) проверяется наличие:

- программы обучения;

- планов реализации программы обучения на текущий и предшествующие проверке годы (далее - планы обучения);

- распорядительных документов о назначении сотрудников, отвечающих за организацию и проведение в кредитной организации обучающих мероприятий;

- утвержденного руководителем кредитной организации перечня структурных подразделений, сотрудники которых должны пройти обучение (далее - перечень);

- документов, свидетельствующих о прохождении сотрудниками кредитной организации обучения.

3.3.2. Проверяется соответствие содержания программы обучения требованиям Указания Банка России от 9 августа 2004 года N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 24 августа 2004 года, N 5994 ("Вестник Банка России" от 1 сентября 2004 года N 52) (далее - Указание Банка России N 1485-У), в том числе включение в нее:

- порядка проведения обучения и его форм;

- ознакомления с мерами, которые надо принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- порядка проверки знаний сотрудников кредитной организации.

3.3.3. Проверяется наличие в планах обучения:

- тематики обучающих мероприятий;

- сроков проведения обучающих мероприятий;

- фамилий лиц, ответственных за проведение обучения;

- даты утверждения планов руководителем кредитной организации (не позднее 31 января года, на который разработан план обучения).

При наличии в планах обучения соответствующей информации выясняются формы обучения, используемые кредитной организацией, и наименование организаций, в которых проходило обучение (в случае их привлечения к процессу обучения).

3.3.4. Проверяется включение в перечень следующих подразделений:

- подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- подразделений, участвующих в осуществлении банковских операций и иных сделок;

- юридического подразделения;

- подразделения безопасности;

- службы внутреннего контроля.

3.3.5. В ходе указанной проверки проверяется:

- выполнение планов обучения на текущий год и за предыдущие годы;

- регулярность обновления программы обучения. Обращается внимание на ее обновление в случае изменения действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также при вводе кредитной организацией новых или изменении действующих Правил и программ;

- соответствие порядка и периодичности проведения вводного (первичного) инструктажа, целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа) требованиям Указания Банка России N 1485-У;

- регулярность проведения проверки знаний сотрудников кредитной организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.4. Проверка соблюдения требований о запрете на открытие счетов (вкладов) на анонимных владельцев, о запрете на открытие счетов (вкладов) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя, а также о запрете на установление и поддержание отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

3.4.1. В ходе указанной проверки выборочно запрашиваются и анализируются документы, в которых фиксируется информация, позволяющая идентифицировать лиц, открывших банковский счет (вклад), а также владельцев банковского счета (вклада). Проверяется наличие в указанных документах сведений о лице, открывшем банковский счет (вклад), и о владельце счета (вклада).

3.4.2. Изучаются дела всех банков-нерезидентов, с которыми у кредитной организации установлены корреспондентские отношения.

Устанавливается, что в делах банков-нерезидентов имеются документы, подтверждающие факты наличия у каждого из банков-корреспондентов на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Проверяется, предпринимала ли кредитная организация действия по прекращению отношений с банками-нерезидентами, не имеющими постоянно действующих органов управления на территории государств, в которых они зарегистрированы.

Проверяется соблюдение требований пункта 5.1 статьи 7 Федерального закона об обязанности предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

3.5. Проверка работы кредитной организации по фиксированию, направлению в уполномоченный орган, а также хранению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, за исключением операций, хотя бы одной из сторон которых является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

3.5.1. В большинстве случаев в кредитных организациях используются программы, позволяющие в автоматическом режиме производить выборку операций клиентов, подпадающих под процедуру обязательного контроля. Путем использования такого программного продукта члены рабочей группы могут определить перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, за проверяемый период, по которым кредитная организация обязана была направить информацию в уполномоченный орган.

3.5.2. Для проверки полноты учета операций в сформированном программным путем перечне операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в случае отсутствия в кредитной организации вышеуказанного программного продукта рекомендуется выборочно осуществить дополнительную проверку наличия операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в нижеприведенном порядке.

В зависимости от задания на проведение проверки и поручений руководителя рабочей группы запрашиваются выборочно, по отдельным видам операций, подлежащим обязательному контролю, или по их совокупности бухгалтерские документы дня и кассовые документы дня за проверяемый период.

На основании представленных документов осуществляется выборка проведенных операций с денежными средствами на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.

Рекомендуется уделять повышенное внимание операциям физических лиц по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (в течение операционного дня), осуществляемым в обменных пунктах и иных внутренних структурных подразделениях кредитной организации, а также зачислению денежных средств на счета (вклады) или списанию денежных средств со счетов (вкладов) юридических лиц, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации, либо зачислению денежных средств на счета (вклады) или списанию денежных средств со счетов (вкладов) юридических лиц в случае, если операции по указанным счетам (вкладам) не производились с момента их открытия.

3.5.3. Исходя из полученного перечня операций запрашиваются первичные документы, подтверждающие проведение той или иной операции. Для определения соответствия условий платежа основным направлениям деятельности клиента рекомендуется сопоставить содержание кассового документа в части источников и целей взноса (снятия) наличных денежных средств с данными об основных видах деятельности юридического, физического лица, указанными в анкете клиента или иных документах, используемых кредитной организацией в целях идентификации и изучения клиентов.

Таким образом определяется перечень операций кредитной организации за проверяемый период, по которым кредитная организация была обязана направить в уполномоченный орган соответствующую информацию.

3.5.4. Для проверки порядка и своевременности направления, а также хранения кредитной организацией сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, у кредитной организации запрашиваются:

- ОЭС за проверяемый период;

- извещения в виде электронного сообщения (далее - ИЭС) о принятии ОЭС кредитной организации территориальным учреждением Банка России;

- ИЭС уполномоченного органа о принятии ОЭС кредитной организации;

- документы (копии документов), подтверждающие сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также документы (копии документов), необходимые для идентификации клиентов;

- иные сведения (информация) об операциях (сделках) клиента, зафиксированные кредитной организацией.

Предоставленные кредитной организацией документы и информация сопоставляются с перечнем операций кредитной организации за проверяемый период, по которым кредитная организация была обязана направить в уполномоченный орган соответствующую информацию.

3.5.5. По результатам проверки устанавливается следующее:

- по всем ли выявленным операциям, подлежащим обязательному контролю, сформированы и направлены ОЭС;

- по всем ли направленным ОЭС получены ИЭС, подтверждающие их принятие;

- соответствуют ли сведения, указанные в ОЭС, данным первичных документов, содержащих сведения по операции (сделке), и документов, позволяющих идентифицировать клиента;

- соблюдается ли порядок формирования и заполнения ОЭС, установленный Положением Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 4 января 2003 года, N 4092; 3 сентября 2004 года, N 6004 ("Вестник Банка России" от 10 января 2003 года, N 2; от 10 сентября 2004 года N 54) (далее - Положение Банка России N 207-П);

- своевременно ли (не позднее 16 часов 00 минут по местному времени рабочего дня, следующего за днем совершения операций, подлежащих обязательному контролю) представляются указанные ОЭС (в том числе и по операциям, совершаемым филиалами кредитной организации, которые направляют сведения об операциях через открывшую их кредитную организацию) в уполномоченный орган (через территориальное учреждение Банка России). При этом проверяется соблюдение установленного кредитной организацией регламента представления филиалами сведений об операциях, включаемых в ОЭС и направляемых кредитной организацией в уполномоченный орган (через территориальное учреждение Банка России);

- своевременно ли направляется повторный ОЭС в уполномоченный орган через территориальное учреждение Банка России;

- своевременно ли (в соответствии с требованиями Указания Банка России от 26 ноября 2004 года N 1519-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом или юридическим лицом и от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2004 года, N 6210 ("Вестник Банка России" от 23 декабря 2004 года N 73), направляются ОЭС об отказе в открытии банковского счета (вклада) или в отказе в проведении операции в случае непредставления запрошенных у физических или юридических лиц кредитной организацией документов, необходимых для совершения операции, а также открытия банковского счета (вклада);

- своевременно ли направляются кредитной организацией открытым ею филиалам (не передающим самостоятельно ОЭС в уполномоченный орган через территориальное учреждение Банка России) уведомления о принятии (непринятии) ОЭС уполномоченным органом;

- соблюдаются ли требования по хранению документов и информации, в том числе ОЭС и ИЭС, подтверждающих принятие ОЭС, установленные Федеральным законом и Положением Банка России N 207-П.

3.5.6. В целях проверки выполнения кредитной организацией требований подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона по бухгалтерским документам уточняется наличие фактов зачисления или перевода на счет денежных средств, предоставления или получения кредита (займа), операций с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определен в приложении к распоряжению КФМ России от 28 августа 2003 года N 18 "Об опубликовании перечня государств (территорий), предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2003 года, N 5178; 9 марта 2004 года, N 5617 ("Российская газета" от 23 октября 2003 года N 213; от 18 марта 2004 года N 54).

При наличии операций с указанными физическими и юридическими лицами проверяется направление ОЭС по операциям, подлежащим обязательному контролю, в уполномоченный орган.

3.5.7. При проверке работы кредитной организации по фиксированию, направлению в уполномоченный орган, а также хранению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, необходимо исходить из следующего.

Обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей. В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом операции, являющейся операцией, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган не возникает.

3.5.8. По бухгалтерским и кассовым документам осуществляется выборка операций, проводимых в связи с расчетами по сделкам с недвижимым имуществом. Уточняется наличие документов, позволяющих установить сумму сделки с недвижимым имуществом, а следовательно отнесение данной сделки к сделкам, подлежащим обязательному контролю.

3.5.9. Проверяется порядок и полнота документального фиксирования кредитной организацией информации о выявленных сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

3.6. Проверка работы кредитной организации по фиксированию, направлению в уполномоченный орган, а также хранению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

На основании доведенного до кредитной организации перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, программным путем определяется наличие на обслуживании в кредитной организации таких организаций и физических лиц, и устанавливается, какие действия были предприняты кредитной организацией в отношении операций указанных лиц. При этом проверка может проводиться с учетом следующих рекомендаций.

При наличии в Книге регистрации открытых счетов данных о счетах организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, запрашиваются выписки из их лицевых счетов за проверяемый период времени, по которым уточняется, проводились ли по данным счетам операции. При установлении по данным лицевых счетов фактов совершения операций запрашиваются первичные документы и проверяется (независимо от суммы) факт направления информации в уполномоченный орган, а также соблюдение требований о порядке ее представления, установленных Федеральным законом и Положением Банка России N 207-П. Проведение проверки аналогично рекомендациям, изложенным в пункте 3.5 настоящих Методических рекомендаций.

По кассовым документам кредитной организации проверяется наличие операций физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, проводимых без открытия банковских счетов. К таким операциям могут относиться как перевод денежных средств без открытия банковского счета, так и получение переведенных денежных средств. Кроме того, на основании информации, содержащейся в реестрах операций с наличной иностранной валютой и чеками, иных документов или автоматизированных систем (при их наличии) уточняется совершение указанными физическими лицами операций с наличной иностранной валютой и чеками. При установлении наличия таких фактов проводится дальнейшая проверка в соответствии с рекомендациями, изложенными в настоящем пункте.

По документам дня проверяется наличие фактов перечисления денежных средств (независимо от суммы) в другие кредитные организации, получателями которых являются организации и физические лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. При установлении наличия таких фактов проводится дальнейшая проверка в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.

3.7. Проверка соблюдения кредитной организацией требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом.

Из общего количества выявленных операций, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, определяются операции по расходованию денежных средств, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В кредитной организации запрашиваются ОЭС с признаком в имени файла, определяющим передачу сведений об операциях, связанных с финансированием терроризма - ('5'). По структуре имени файла ОЭС определяется также дата передачи информации кредитной организацией в Росфинмониторинг через территориальное учреждение Банка России. В представленных ОЭС по записям DBF-файлов отбираются файлы, содержащие сведения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом (наименование поля: TERROR, тип поля: CHAR(1) '1'), в которых уточняются:

- участники операции;

- сумма операции в валюте ее осуществления;

- дата приостановления операции.

При этом операции, указанные в абзаце 2 настоящего пункта, подлежат приостановлению независимо от характера операции и суммы, на которую она совершается.

Сведения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, содержащиеся в отобранных файлах ОЭС, сопоставляются с перечнем операций по расходованию денежных средств, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и определяется, по всем ли операциям, подлежащим приостановлению в соответствии с требованиями Федерального закона, были направлены ОЭС об их приостановлении.

По расчетным документам (платежное поручение, заявление на выдачу или на перечисление денежных средств и др.) определяется дата их поступления в кредитную организацию. Проверяется выполнение требований Федерального закона в части соблюдения сроков направления информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом и фактического приостановления таких операций (на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов должны быть выполнены исходя из условий договора банковского счета (банковского вклада)).

Сопоставляются:

- дата поступления в кредитную организацию расчетного документа;

- срок исполнения распоряжения клиента в соответствии с договором банковского счета (банковского вклада);

- время направления информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган (в день приостановления, немедленно после формирования ОЭС);

- дата фактического исполнения распоряжения клиента (в случае неполучения постановления уполномоченного органа - на третий день с даты, когда распоряжение клиента должно быть выполнено в соответствии с договором банковского счета (банковского вклада), в случае получения постановления уполномоченного органа - на следующий день после истечения срока, указанного в постановлении). При этом дата фактического выполнения распоряжения клиента определяется по выпискам из его лицевого счета.

При проверке соблюдения кредитной организацией сроков направления информации о приостановлении операций с денежными средствами в уполномоченный орган и фактического приостановления таких операций рекомендуется заполнение таблицы в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.8. Проверка работы кредитной организации по выявлению операций, вызывающих у работников кредитной организации подозрение, что они проводятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.8.1. Проверка начинается с ознакомления с программными средствами, порядками и процедурами, используемыми кредитной организацией для выявления операций, вызывающих подозрение, что они проводятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (необычных сделок).

3.8.2. В целях проверки полноты выявления необычных сделок, осуществляемых кредитной организацией и ее клиентами в течение проверяемого периода, рекомендуется выполнить следующие мероприятия.

По данным формы 101 определяются счета, на которых могут быть отражены указанные операции и по которым за проверяемый период отмечены значительные обороты и запрашиваются выписки по этим счетам.

По бухгалтерским и кассовым документам, являющимся основанием для проведения операций, определяются клиенты, по счетам которых проводились указанные операции, и запрашиваются выписки из их лицевых счетов.

По результатам анализа выписок из лицевых счетов клиентов и критериев выявления и признаков необычных сделок, содержащихся в Правилах, выявляются необычные сделки.

Проверяется наличие фактов неоднократного (т.е. два и более раз) совершения операций и сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. В целях выявления фактов уклонения от процедур обязательного контроля при совершении операций купли-продажи наличной иностранной валюты и ценных бумаг за наличный расчет физическими лицами анализируются выписки из лицевых счетов физических лиц (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте). Например: в течение одного-двух дней производится внесение наличных денежных средств на счет физического лица, приобретение за счет указанных денежных средств ценных бумаг либо конвертация внесенных на счет денежных средств с последующим снятием их в наличной форме.

Путем анализа выписок из лицевых счетов физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) устанавливается наличие операций с повышенной степенью риска, предусмотренных пунктом 2.9.10 Положения Банка России N 262-П. При анализе указанных операций рекомендуется использовать Примерную схему и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, изложенную в приложении к письму Банка России от 26 января 2005 года N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами".

Сопоставляя выявленные рабочей группой необычные сделки с сообщениями работников кредитной организации, переданными на рассмотрение ответственному сотруднику, рабочая группа устанавливает полноту доведения до ответственного сотрудника информации о необычных сделках. При этом проверяется наличие в сообщении отметки о принятом ответственным сотрудником решении о дальнейших действиях кредитной организации в отношении той или иной операции, определяется обоснованность и правильность принятого решения о необходимости (отсутствии необходимости) направления информации об операции в уполномоченный орган.

В случае, если получателем (плательщиком) средств по той или иной операции клиента, вызвавшей у сотрудников кредитной организации подозрение, что она проводится в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, является юридическое (физическое) лицо, банковский счет которого открыт в филиале кредитной организации, необходимо установить, запрашивалось ли мнение филиала кредитной организации об операциях ее клиента.

3.8.3. В результате выполнения указанных мероприятий определяется перечень операций кредитной организации за проверяемый период, по которым кредитной организацией, по мнению рабочей группы, следовало принять решение о направлении (ненаправлении) в уполномоченный орган соответствующей информации.

3.8.4. В случае принятия решения о признании сделки необычной проверяется своевременность (не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления операции (принятия решения)) сообщения о ней в уполномоченный орган.

3.8.5. Анализируются сведения о необычных сделках, поступившие из филиала кредитной организации, не передающего самостоятельно ОЭС в уполномоченный орган.

Проверяется своевременность направления кредитной организацией в филиал уведомлений о принятии решений о ненаправлении в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникло подозрение, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также уведомлений о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об операциях, представленных филиалом.

3.9. Анализ внутренних документов и процедур кредитной организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона кредитная организация разрабатывает Правила с учетом рекомендаций Банка России. Такие рекомендации утверждены Указанием оперативного характера Банка России от 28 ноября 2001 года N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 5 декабря 2001 года N 74; от 22 января 2003 года N 5) (далее - Рекомендации), а также Указания оперативного характера Банка России от 8 сентября 2004 года N 104-Т "Об Указании оперативного характера Банка России от 28.11.2001 N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 10 сентября 2004 года N 54).

Кредитная организация, с учетом особенностей ее деятельности и деятельности ее клиентов, может самостоятельно определять необходимый для использования при разработке своих внутренних документов объем положений Рекомендаций. В ходе проверки устанавливается, какие положения Рекомендаций были использованы (полностью или частично) кредитной организацией при разработке Правил, а какие положения Рекомендаций не нашли отражения во внутренних документах кредитной организации. При этом следует обратить внимание на наличие в указанных Правилах иных положений, разработанных кредитной организацией с учетом особенностей ее деятельности или привлеченных из международного опыта и не содержащихся в Рекомендациях.

Далее для оценки эффективности созданной в кредитной организации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представленные кредитной организацией внутренние документы и процедуры анализируются с точки зрения обеспечения выполнения требований Федерального закона.

С учетом результатов проведенной проверки работы кредитной организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма делается вывод о практической эффективности созданной кредитной организацией системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Особенности проведения проверки

филиала кредитной организации

4.1. Проверка филиала кредитной организации (далее - филиал) по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится с учетом следующих особенностей.

4.2. В период предпроверочной подготовки рабочей группой:

- на основании положения о филиале определяются банковские операции и другие сделки, право на совершение которых предоставлено филиалу кредитной организацией;

- проводится анализ переписки территориального учреждения Банка России с филиалом и кредитной организацией по вопросам устранения выявленных ранее нарушений и недостатков в работе филиала по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- в случае самостоятельной передачи ОЭС в уполномоченный орган через территориальное учреждение Банка России на основании полученной от филиала в соответствии с пунктом 2.2 Положения Банка России N 207-П информации проверяется порядок представления филиалом ОЭС в уполномоченный орган;

- по данным, полученным в подразделении информатизации территориального учреждения Банка России, определяется количество ОЭС, переданных филиалом за проверяемый период, доля непринятых территориальным учреждением Банка России или уполномоченным органом ОЭС, основные ошибки, допускаемые филиалом при их формировании.

4.3. Проверка работы филиала по соблюдению им требований законодательства Российской Федерации, в том числе и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4.3.1. В случае, если филиал наделен правом самостоятельно разрабатывать Правила и программы, устанавливается наличие в филиале следующих документов:

- приказа (распоряжения) кредитной организации о наделении филиала правом разрабатывать собственные Правила и программы;

- разработанных филиалом Правил и программ.

4.3.2. Устанавливается наличие в филиале специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил и программ и внутреннего структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4.3.3. В случае передачи филиалом в уполномоченный орган ОЭС через территориальное учреждение Банка России проверяется наличие в филиале:

- порядка учета, хранения и использования носителей ключей КА и шифрования;

- порядка использования резервных ключей КА и шифрования;

- утвержденного руководителем кредитной организации или руководителем филиала списка лиц, имеющих доступ к носителям секретных ключей КА и шифрования (с указанием конкретной информации для каждого лица).

4.3.4. В случае, если филиал направляет сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом, в уполномоченный орган через открывшую его кредитную организацию, проверяется наличие:

- документов, устанавливающих порядок передачи информации между филиалом и кредитной организацией и обеспечение ее конфиденциальности;

- документов, устанавливающих процедуры исправления ОЭС в случае их непринятия территориальным учреждением Банка России или уполномоченным органом;

- соответствие внутреннему регламенту, установленному кредитной организацией, порядка формирования и направления филиалом в территориальное учреждение Банка России сведений, предусмотренных Федеральным законом;

- соблюдение процедуры исправления ОЭС, установленной кредитной организацией, в случае их непринятия территориальным учреждением Банка России или уполномоченным органом;

- наличие уведомлений кредитной организации о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об операциях, представленных филиалом для включения в ОЭС;

- наличие уведомлений кредитной организации о принятии ею решения о ненаправлении в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у филиала возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При осуществлении проверки учитывается, что процесс доведения информации от филиала до открывшей его кредитной организации должен быть организован с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности передаваемой информации, в частности, при использовании филиалом открытых (незащищенных) каналов связи передаваемая информация должна быть защищена с использованием сертифицированных средств шифрования. При этом кредитная организация самостоятельно осуществляет выбор таких средств. В случае использования защищенных каналов связи или курьерской доставки информации конфиденциальность может обеспечиваться посредством организационных способов доставки.

Члены рабочей группы осуществляют весь комплекс мероприятий, приведенный в данном подпункте, за исключением проверки наличия сейфов, металлических шкафов, опечатываемых пеналов для хранения носителей секретных ключей КА и шифрования.

4.3.5. Оценивается (при наличии) утвержденный порядок передачи в филиал кредитной организацией перечня организаций или физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности и перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также порядок доведения филиалом вышеуказанных документов до его внутренних структурных подразделений.

4.3.6. Рассматриваются вопросы, связанные с отнесением клиентов и выгодоприобретателей к разным группам Риска. В случае, если Риск клиента филиала оценен как низкий, а его контрагента по операции или выгодоприобретателя (при условии, что контрагент и/или выгодоприобретатель по операции является клиентом кредитной организации и наоборот) как высокий, то переоценивается ли Риск клиента в процессе изучения его операций. В данном случае устанавливается порядок обмена информацией между филиалом и кредитной организацией по данному вопросу.

4.3.7. Устанавливается соответствие внутренних документов филиала:

- требованиям Федерального закона и иных законодательных актов;

- требованиям нормативных актов Банка России.

Также оценивается степень учета рекомендаций Банка России по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

5. Оформление результатов проверки

5.1. Уполномоченные представители Банка России проводят анализ нарушений и недостатков, выявленных в кредитной организации в ходе проверки, и оценивают их влияние на результативность принимаемых кредитной организацией мер по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Заключительная часть Акта проверки в соответствии с Инструкцией Банка России N 105-И должна содержать обобщенную информацию об основных результатах проверки кредитной организации, в том числе оценку деятельности кредитной организации по обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.