ЦБ готов радикально поменять структуру управления за 3 года в случае присоединения ФСФР. Интерфакс, 6.11

06.11.2012

Москва. 6 ноября. ИНТЕРФАКС-АФИ - ЦБ РФ готов в случае присоединения к нему Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) за три года практически полностью изменить структуру управления, одновременно приняв меры по минимизации конфликта интересов.

Такие предложения содержатся в презентации ЦБ РФ по созданию мегарегулятора на финансовом рынке, которую планируется представить во вторник на заседании открытого правительства.

По замыслу ЦБ, на первом этапе (ориентировочно к 1 августа 2013 года) ФСФР будет присоединена к Банку России в виде обособленной структуры - агентства, в дальнейшем (до 1 января 2014 года) будет проведена интеграция подразделений ФСФР с подразделениями ЦБ, на третьем этапе (до 1 января 2016 года) планируется провести оптимизацию структуры Банка России.

Оптимизация структуры управления, согласно презентации, предусматривает отказ от должности первого зампреда ЦБ РФ (сейчас этих позиций четыре). Функции первых замов распределятся между главами трех комитетов - по банковскому надзору, по финансовому надзору и по денежно-кредитной политике. Их руководители будут напрямую подчиняться председателю ЦБ.

При этом у главы ЦБ будут три заместителя - по подразделению IT, по финансовому мониторингу и валютному контролю, по финансовой стабильности и регулированию и мониторингу финансовой инфраструктуры (центральный контрагент, биржи, центральный депозитарий) и рыночных инструментов. Последний заместитель будет подчиняться не председателю ЦБ напрямую, а руководителю комитета по денежно-кредитной политике.

В документе отмечается, что уже на втором этапе планируется создать отдельный блок по регулированию и надзору за небанковскими участниками финансового рынка, руководитель которого будет находиться в прямом подчинении у председателя ЦБ. "Функция по развитию финансового рынка будет выделена в подразделение, которое не будет входить в блок по регулированию и надзору за небанковскими участниками финансового рынка", - говорится в документе.

ЦБ отмечает и минусы своего предложения, в частности - усиление конфликта интересов Банка России (он является одновременно регулирующим и надзорным органом, с одной стороны, осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка, с другой стороны, а также является участником рынка, с третьей стороны).

Впрочем, неразрешимой проблемы в этом ЦБ не видит. "В будущем возможно реализовать меры, которые приведут к ослаблению конфликта (сокращение долей участия в капитале участников рынка, выход сотрудников Банка России из их советов директоров, передача отдельных полномочий и так далее)", - говорится в документе.

В презентации представлены два случая разрешения конфликта интересов. "Банк России уже вывел представителей надзорного блока из наблюдательного совета Сбербанка (РТС: SBER). В будущем планируется выход Банка России из капитала Сбербанка. Если это будет необходимо, Банк России готов заменить других членов наблюдательного совета на независимых директоров".

В наблюдательный совет Сбербанка в настоящее время входят шесть представителей ЦБ РФ: председатель Сергей Игнатьев, два первых заместителя председателя Алексей Улюкаев и Георгий Лунтовский, заместитель председателя Сергей Швецов, директор сводного экономического департамента Надежда Иванова и главный аудитор Валерий Ткаченко.

Кроме того, отмечается в документе, в том случае, если в компетенцию представителей ЦБ, входящих в совет директоров "Московской биржи ММВБ-РТС", будут входить вопросы регулирования и надзора за иными участниками финансового рынка, то "возможно рассмотреть вопрос о прекращении их полномочий в указанном органе". На сегодняшний день в совет директоров "Московской биржи" входят два представителя ЦБ РФ - С.Швецов и Н.Иванова.

ЦБ в своей презентации также говорит о готовности продолжить политику ФСФР по развитию саморегулируемых организаций (СРО). "Дальнейшее развитие СРО будет строиться на основе наработанной практики и лучшей международной практики деятельности СРО на соответствующих рынках. Банк России обеспечит необходимую информационную прозрачность при разработке регулирования и надзора", - говорится в документе.

Плюсов в инкорпорировании ФСФР гораздо больше, чем потенциальных рисков, считает ЦБ. Такой вариант, по мнению Банка России, дает возможность более оперативной разработки нормативно-правовой базы, необходимой для развития международного финансового центра (МФЦ); позволяет решить проблему регулятивного арбитража и снизить риски теневой банковской системы; создать эффективный консолидированный надзор на финансовом рынке; выявлять и предотвращать реализацию системных рисков за счет учета наиболее полной информации о деятельности различных финансовых организаций; полноценно реализовать макропруденциальный надзор, наконец, минимизировать государственные затраты за счет исключения дублирования административно-хозяйственных функций.

Культура надзора в ЦБ существенно более развита, чем в ФСФР, средний уровень квалификации сотрудников выше, считает Банк России. Статус ЦБ, сотрудники которого не являются госслужащими, позволяет привлечь больше квалифицированных кадров, отмечается в презентации. Кроме того, инвестиционное сообщество больше доверяет ЦБ, это доверие распространяется и на поднадзорные организации, что необходимо для создания МФЦ, говорится в документе.