Финансовые ведомства согласились создать мегарегулятор на базе ЦБ - новость с контраргументами НАУФОР, Интерфакс-АФИ, 21 сентября 2012

21.09.2012

Москва. 21 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин, ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) посчитали целесообразным передать функции службы в Банк России, за исключением законодательной инициативы, которая останется за Минфином. Это следует из письма министра финансов Антона Силуанова от 20 сентября руководителю ФСФР Дмитрию Панкину, министру экономического развития Андрею Белоусову, председателю Банка России Сергею Игнатьеву и руководителю рабочей группы по созданию международного финансового центра Александру Волошину. К письму прилагаются ответы по вопросу создания мегарегулятора от Минфина, ЦБ и ФСФР. С документами ознакомилось агентство "Интерфакс-АФИ".

"Минфин РФ в соответствии с протоколом совещания у первого заместителя председателя правительства И.И.Шувалова от 28 августа 2012 года… по вопросу совершенствования системы регулирования и надзора на финансовых рынках направляет подготовленный с учетом прилагаемых предложений ФСФР (Д.В.Панкин) и Банка России (А.В.Улюкаев) проект доклада правительства РФ президенту РФ по данному вопросу и просит согласовать его в суточный срок", - говорится в письме за подписью А.Силуанова.

ПРОЕКТ ДОКЛАДА ПРАВИТЕЛЬСТВА

В проекте доклада говорится, что кризис 2008-2009 годов выявил серьезные недостатки системы регулирования и надзора на финансовых рынках во всем мире. Результатом явились масштабные реформы финансового регулирования. Ключевым направлением реформ в США, ЕС и других странах стало усиление контроля за системными рисками на финансовом рынке, охват регулированием и надзором новых продуктов и услуг, а также внедрение механизмов предотвращения, раннего реагирования и разрешения кризисных ситуаций.

В документе отмечается, что в России в 2011 году был "реализован первый этап реформы регулирования и надзора на финансовом рынке". Авторы проекта письма назвали первым этапом реформы распределение полномочий между Минфином и ФСФР, в результате которого Федеральная служба по страховому надзору была присоединена к ФСФР, а Минфину досталась законодательная инициатива. Тогда источники "Интерфакса" в ведомствах и на финансовом рынке говорили, что фактически Минфин потерпел поражение в борьбе за дополнительные полномочия: министерство рассчитывало получить все функции ФСФР, ликвидировав службу.

В проекте доклада отмечается, что в условиях консолидации компаний финансового сектора в группы надзор и регулирование ФСФР и ЦБ является "фрагментарным" и "не позволяет увидеть целостную картину состояния финансового рынка и правильно оценить системные риски".

"Таким образом, в России целесообразно продолжить реформу системы регулирования и надзора на финансовых рынках. Предлагается передать Банку России полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", - говорится в проекте доклада.

Назначения сотрудников ФСФР на должности служащих ЦБ планируется осуществлять в порядке перевода. Кроме того, следует обеспечить передачу ЦБ имущества ФСФР и ликвидацию этой федеральной службы. "Считаем важным, чтобы все необходимые организационные процедуры завершились в 2013 году, не привели к потере кадрового состава ФСФР, позволили максимально быстро задействовать ресурсы ЦБ РФ для укрепления материально-технической базы, необходимой для реализации этих полномочий, и не ухудшили качество текущего регулирования финансовых рынков", - говорится в проекте доклада. >Авторы документа в случае поддержки главы государства предлагают подготовить и внести не позднее 1 января 2013 года проект правового акта президента, а в срок до 1 марта 2013 года внести в Госдуму проекты федеральных законов по передаче ЦБ полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулирования (без наделения правом предоставлять в правительство проекты федеральных законов и нормативно-правовых актов).

ЦБ И ФСФР ПОДДЕРЖАЛИ

В письме ФСФР за подписью главы службы Д.Панкина говорится, что для эффективной реализации задач и функций по развитию регулирования финансового рынка надзорных орган должен обладать необходимой материально-технической базой, квалифицированным кадровым составом и разветвленной системой территориальных учреждений.

"В этой связи и учитывая ограничения, связанные с финансированием, предельной численностью, инфраструктурой федеральных органов исполнительной власти предлагается рассмотреть вопрос о передачи Банку России полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору за деятельностью участников финансовых рынков, акционеров и эмитентов", - отмечается в письме ФСФР.

При этом Д.Панкин считает, что оптимальным будет преобразование ФСФР в отдельную (обособленную) организацию в системе ЦБ, а руководитель такой организации по должности должен являться первым заместителем председателя Банка России.

Такая модель позволит обеспечить интеграцию организационной и информационно-технологической инфраструктуры ФСФР с соответствующими технологиями ЦБ.В противном случае, написал Д.Панкин, могут быть негативные последствия, такие, как снижение качества регулирования и надзора на финансовом рынке на период не менее одного года с момента начала "реорганизации".

По его мнению, в дальнейшем интеграция функций ЦБ и ФСФР целесообразна по пути выделения в структуре Банка России трех блоков: реализация денежно-кредитной политики, обеспечение национальной платежной системы и регулирование и надзор на банковском и финансовом рынках.

В письме ЦБ за подписью первого зампреда Алексея Улюкаева также говорится о целесообразности передачи Банку России функций ФСФР.

При этом отмечается, что во избежание конфликта интересов, связанного с тем, что ЦБ является самостоятельным участником финансового рынка, функции по предотвращению, выявлению и пресечению злоупотреблений в части неправомерного использованию инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, защите интересов потребителей финансовых услуг, работе с населением по повышению финансовой грамотности, определению понятия квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, защите прав миноритарных акционеров предлагается передать в отдельную структуру (агентство).

Остальные функции ФСФР А.Улюкаев предлагает передать в новое структурное подразделение ЦБ.

"Считаем важным, чтобы все необходимые организационные процедуры завершились в первом квартале 2013 года", - говорится в письме ЦБ РФ.

ПРОФСООБЩЕСТВО ВЫСТУПИЛО С КРИТИКОЙ

Как заявил агентству "Интерфакс-АФИ" глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев, это предложение не решает ни одной реальной проблемы развития финансовых рынков страны. Более того, считает он, это предложение создает очень большие риски, которые могут привести к "примитивизации" финансовой системы и к подавлению небанковской финансовой индустрии.

"Реформа требует серьезного обсуждения с рынком, потому что это не только вопрос перераспределения полномочий между государственными органами, это вопрос выбора модели финансового рынка", - считает А.Тимофеев.

По его мнению, ФСФР вполне удовлетворительно осуществляет регулирование и надзор за деятельность небанковских финансовых организаций, эти полномочия следовало бы оставить за службой. "Однако пруденциальный надзор не является сильным местом службы. Если говорить о передаче полномочий в ЦБ, то следовало ограничиться, и возможно это было бы полезным, полномочиями по осуществлению пруденциального надзора как макро-, то есть за системными рисками, так и микроэкономического, то есть за финансовой стабильностью отдельно взятой организации", - сказал глава НАУФОР.

Председатель совета директоров НП РТС, председатель наблюдательного совета группы компаний "Алор" Анатолий Гавриленко сообщил, что его "очень настораживает" поспешность принятия решения по изменению регулирования финансового рынка.

Он напомнил, в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 года N601 принятие таких решений требует обсуждения с самими участниками финансового рынка. "Я вижу, что такой важный вопрос, который затрагивает всех участников рынка, решается без самих участников рынка. Решение вопроса было полностью перенесено в чиновничью плоскость", - заявил он.

"Чиновник завтра сменит работу и забудет о своем решении, а бизнесменам, которые вложили в свое дело большие деньги и годы жизни, придется с этим решение жить. Мне не хотелось бы приводить этот пример, но на Украине участники рынка на два часа приостановили торги из-за несогласия с решением властей. Я очень надеюсь, что такого никогда не случится в России, потому что это неправильное решение", - заявил А.Гавриленко.

При этом, считает он, в ситуации, когда решение о регулировании финансового рынка принимается без профессионального сообщества, виноваты и сами участники рынка. "Мы не создаем и не предлагаем альтернативных вариантов решения проблем. Мы, как участники рынка, не должны сидеть и ждать, когда нас с кем-то поженят или разведут, мы должны готовить наше видение будущего финансового рынка России", - подчеркнул он.