10.10.2012
Надзор за финансовыми рынками передадут мегарегулятору
Финансовая сфера России будет преобразована - надзор за страховыми компаниями, биржами и фондами предполагается отобрать у правительства и передать новому мегарегулятору, создаваемому на базе Центробанка. При этом весь банковский надзор также останется за новой структурой. Президент Владимир Путин уже поддержал идею создания мегарегулятора и заявил, что "сделать все нужно оперативно". Далеко не все банкиры и финансисты понимают логику предстоящей перестройки правительства. Но не сомневаются, что мегарегулятор будет обязательно создан.
"Решение о создании мегарегулятора, которое сегодня обсуждается, совершенно неожиданное для рынка. И оценивается как желание совместить несовместимое, - заявил вчера в ходе круглого стола "Создание финансового мегарегулятора в России: от идеи до реализации" завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. "У Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в последние 10-15 лет росли новые функции и полномочия, тогда как ее ресурсы не менялись. Поэтому финансовое сообщество ставило вопрос об увеличении ресурсов ФСФР, в том числе и для решения проблемы надзора над финансовыми рынками, - пояснил он. - С 2009 года с рынка ушло примерно 150 банков, осталось 900 - то есть процент вымирания довольной высокий. Если произойдет автоматический перенос функций к ЦБ, то мы увидим значительно больший процент этого вымирания: за счет банков, брокеров-дилеров, страховых компаний и так далее. А что делать с финансовыми группами (ФГ), которые зачастую объединяют в себе и банки, и страховые компании? Может, лучше усилить ФСФР, которая наряду с Минфином и Центробанком станет мощным инструментом рынка?"
В свою очередь, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков считает, что существующая система регулирования не нуждается в мегарегуляторе. "Идея появилась ниоткуда, и почему она появилась - непонятно, - недоумевает он. - Может быть, появилась проблема трудоустройства господина Кудрина? Тем не менее, повторюсь, - объективной необходимости слияния надзора в один какой-то единый блок нет. Более того, я не понимаю, каким образом этот новый орган власти собираются создать. У нас сегодня 900 банков, а в США - 9 тысяч. Если мы хотим и дальше снижать количество финансовых организаций, то создание мегарегулятора - правильное решение. Если же хотим развивать конкуренцию - то неправильное. После создания мегарегулятора скорее всего пойдет некоторое снижение темпов экономического роста и конкуренции в экономике.
Плюс будет наблюдаться повышение общей коррупционной емкости системы". Впрочем, экс-глава Минфина Алексей Кудрин накануне опроверг сообщения о том, что ему поступало предложение возглавить новую структуру. "Со мной эти вопросы не обсуждались", - заявил он ИТАР-ТАСС.
В свою очередь, эксперт ФСФР Юрий Данилов предположил, что созданием новой структуры власти попытались замаскировать свой очередной провал. "Сегодня можно признать, что проект создания Международного финансового центра (МФЦ) в России провален, - считает он. - Отсюда и новые проекты, призванные снизить негативный эффект".
Между тем президент Путин 2 октября на форуме "Россия зовет!" недвусмысленно подчеркнул важность проблемы. "Я предлагаю банковскому и инвестсообществу, всем заинтересованным сторонам подключиться к обсуждению этого вопроса, - заявил он. - Сделать это нужно оперативно. Вопрос кардинального улучшения системы регулирования давно назрел, и с его решением, конечно, лучше не затягивать".
Между тем в Минфине идею мегарегулятора объясняют по-своему. Подчиняющиеся ЦБ коммерческие банки фактически являются крупнейшими игроками и на страховом, и на фондовом рынках, которые контролирует не ЦБ, а правительство - объяснял в эфире "Эха Москвы" замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин. "У каждого банка, как правило, есть свой НПФ (негосударственный пенсионный фонд. - "НГ"), своя страховая компания, компания по управлению активами и так далее. То есть появляются финансовые холдинги, - объяснял он. - У них консолидированная отчетность одна, а регулируются они принципиально по-разному. Поэтому на протяжении многих лет были если не конфликты, то разногласия между ЦБ и ФСФР. Банки - крупнейшие игроки на биржевом рынке, именно банки, а не маленькие брокерские или дилерские компании. Они должны иметь лицензию участника рынка ценных бумаг. Кто у них главный регулятор? ЦБ или ФСФР. Кому они сдают отчетность? Кто их проверяет по манипулированию рынками, инсайду и так далее?"
Как считает аналитик агентства "Инвесткафе" Дарья Пичугина, создание мегарегулятора в большей степени повлияет на деятельность брокерских, дилерских компаний, инвестиционных банков. "Контроль за их деятельностью усилится, а также им придется стать более бюрократизированными структурами - больше контроля, больше бумаг для заполнения, - отмечает она. - Это может привести к тому, что в итоге инвестиционный бизнес станет менее эффективным". При этом полномочия правительства, по ее мнению, снизятся.
Директор по управлению активами инвесткомпании "Трейд-Портал" Николай Солабуто полагает, что вопрос о мегарегуляторе возник из-за того, что за последние 10 лет ЦБ полностью провалился как регулятор. "А в пику ему ФСФР действовала очень профессионально и оперативно, чем и заслужила лестное к себе отношение и со стороны властей, и со стороны участников рынка", - считает он.
"Центробанк хотят сделать более управляемым. Если без изменения Конституции все полномочия ФСФР отдадут в ЦБ, то мы получим еще более худший результат по банкам и развал инвестиционного бизнеса, - считает эксперт. - Так как ЦБ не является специалистом в области инвестиций, скорее всего он будет вести политику к банкротству инвесткомпаний". Что касается возможного главы мегарегулятора, то, как считает Солабуто, самое главное - чтобы это был выходец из ФСФР. "Если назначенец будет из банковской сферы, то нас ждет развал отрасли", - предсказывает экономист.
Между тем, несмотря на предстоящие преобразования, аппарат ФСФР концентрирует полномочия. Вчера представители службы объявили, что полный контроль за финансовой устойчивостью 20 крупнейших российских страховщиков будет передан центральному аппарату ведомства. "На подпись главе ФСФР Дмитрию Владимировичу Панкину отдан приказ, по которому управление предложило взять на себя контроль за 20 системообразующими компаниями, то есть контроль за их финансовой устойчивостью. Таким образом, региональные отделения не будут контролировать финансовую устойчивость этих компаний, их будет контролировать центральный аппарат... И 20 страховщиков перейдут под крыло центрального аппарата", - сказала начальник управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности службы Ирина Краснова.
Сергей Куликов, Михаил Сергеев