21.12.2012
Москва. 21 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении пакет поправок, направленных на упрощение процедур эмиссии ценных бумаг, и касающихся других вопросов корпоративного законодательства.
Документ принят под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Закон направлен на устранение административных барьеров при эмиссии ценных бумаг, изменение объема прав, удостоверяемых привилегированными акциями, а также на обеспечение защиты прав и законных интересов акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Изменения коснулись законов "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", Налоговый кодекс РФ, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О центральном депозитарии" и другие законы.
Как пояснил ранее журналистам замглавы комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев, целью документа является снятие излишних административных барьеров, связанных с выходом российских компаний на рынок капитала.
УПРОЩЕНИЕ ЭМИССИИ
В документе предусмотрены случаи, когда при размещении ценных бумаг можно не регистрировать проспект эмиссии. "Это сделано для облегчения размещений средним компаниям", - пояснила ранее эксперт Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Татьяна Медведева.
Как сообщил ранее журналистам заместитель начальника управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павел Филимошин, в настоящее время в законе "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что регистрировать проспект необходимо в случае, если размещение проходит по открытой подписке, а также по закрытой подписке среди более чем 500 инвесторов.
"Поправками мы попытались сделать обратную ситуацию. Мы прописываем, что проспект нужно регистрировать всегда, за исключением ряда случаев", - сказал он.
Согласно поправкам, эмитенту не надо регистрировать проспект ценных бумаг в следующих случаях: если бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов; если в соответствии с условиями размещения акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами эмитента; если бумаги предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета квалифицированных инвесторов и акционеров; если сумма привлекаемых средств путем размещения бумаг одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 200 млн рублей; если сумма денежных средств, привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 4 млрд рублей; если в соответствии с условиями размещения бумаг сумма денежных средств, вносимая в оплату бумаг каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения бумаг, составляет не менее 4 млн рублей.
Документ также уточняет определение российских депозитарных расписок (РДР). "Мы предусматриваем возможность выпуска российский расписок не только на акции и облигации, но и на производные в отношении акций и облигаций иностранных эмитентов", - пояснила ранее Т.Медведева.
Кроме того, по ее словам, поправками вводится возможность не регистрировать в ФСФР проспект выпуска РДР. "Биржа будет допускать расписки к торгам и сама одобрять проспект по выпуску расписок", - сказала она.
По словам Т.Медведевой, эти поправки необходимы, чтобы уравнять по сложности выпуск РДР и прямой доступ иностранных ценных бумаг на российский рынок. "В силу разных причин на сегодняшний день выпуск РДР оказался хуже и сложнее, чем прямой доступ", - сказала она.
РАСКРЫТИЕ БЕНЕФИЦИАРОВ
Документ вводит налоговые стимулы для раскрытия конечных владельцев российских ценных бумаг. В этих целях в НК вводятся две новые статьи - в главы об НДФЛ и о налоге на прибыль. Они устанавливают особенности налогообложения доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.
Это касается федеральных государственных эмиссионных ценных бумаг независимо от даты регистрации, а также других ценных бумаг, зарегистрированных после 1 января 2012 года, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ.
В частности, предполагается, что депозитарий в качестве налогового агента при выплате дохода по ценным бумагам рассчитывает и удерживает налог на основании информации о владельцах ценных бумаг - физических лицах или организациях.
Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) - в отношении физлиц; наименование организации; наименование государства, налоговым резидентом которого является физлицо или компания; основание применения льгот в отношении налогообложения доходов по ценным бумагам, предусмотренных НК РФ или договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения доходов организаций или физических лиц; количество принадлежащих бумаг.
Если такая информация не предоставлена, то налог удерживается по ставке, определенной в отношении всех доходов, получаемых физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ - 30%.
Эти положения не действуют в отношении иностранных инвесткомпаний и фондов, относящихся к схемам коллективного инвестирования. Предполагается, что нормы вступят в силу со дня официального опубликования документа.
Кроме того, вводится норма, по которой владельцы акций российских эмитентов, зарегистрированные с 1 января 2013 года, будут иметь право открывать счета депо только в российских депозитариях, сообщила на заседании глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. "Таким образом, мы сможем узнать о наших владельцах акций, кто на самом деле владеет акциями", - сказала она.
ДИВИДЕНДЫ
Документ также предполагает изменения в системе выплаты дивидендов. В частности, устанавливается каскадный метод выплаты дивидендов без составления списка владельцев акций. Эмитент будет выплачивать дивиденды номинальным держателям акций, которые в свою очередь будут распределять дивиденды по конечным владельцам.
Поправками разрешается кредитным организациям при увеличении уставного капитала проводить зачет требований акционеров по выплате дивидендов.
"Такое изменение позволит существенно облегчить жизнь эмитентам и снизить административные расходы", - пояснил журналистам заместитель главы комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев.
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР
Закон содержит новации, касающиеся банковского надзора. Документом вводится последующий надзор ЦБ при приобретении более 20% акций кредитной организации. В настоящее время с ЦБ РФ необходимо предварительно согласовывать покупку более 20% уставного капитала кредитной организации. Документ предусматривает "последующее согласие" ЦБ на совершение сделки.
Ранее заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов пояснил, что в российской практике уже был ряд случаев, когда приобретатель становился владельцем более 20% кредитной организации без согласования с ЦБ РФ. В частности, привел он пример, такая ситуация может случиться, когда приобретатель (владелец 10%-ной доли в банке) покупает нефинансовую организацию, которая также является владельцем этого банка. В этом случае, отметил М.Сухов, такая сделка может быть оспорена в суде и признана недействительной.
По его словам, ЦБ РФ предлагает ввести механизм получения согласия Банка России уже после совершения сделки. "Если нарушение установлено, то получатель может в последующем обратиться в ЦБ РФ и получить согласие. Это большой плюс, это упрощение устранения нарушения", - сказал он.
В документе также прописывается порядок устранения нарушений, допущенных при приобретении акций банка.