18 июня 2012 года

в Московском городском гольф-клубе состоялось очередное ежегодное общее собрание членов НАУФОР.

Собрание утвердило отчет председателя Правления о деятельности НАУФОР в 2011 - 2012 годах и Основные направления деятельности НАУФОР на 2012 - 2013 годы. На Совете состоялись выборы Совета директоров НАУФОР.

Отчет председателя Правления НАУФОР Алексея Тимофеева:

Решением Совета НАУФОР от 9 июня 2011 года были утверждены Основные направления деятельности саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР) в 2011 -2012 годах. Были определены 5 основных направлений, обеспечивающих развитие НАУФОР как саморегулируемой организации:

- Совершенствование правового регулирования рынка ценных бумаг
- Разработка стандартов и методических рекомендаций НАУФОР
- Совершенствование контрольных функций НАУФОР
- Профессиональная подготовка специалистов финансового рынка
- Проведение публичных и информационных мероприятий

Рассмотрим, что было сделано в рамках каждого из этих направлений в 2011 и в этом году, и что мы намерены делать в дальнейшем по этим же направлениям.

Совершенствование правового регулирования российского рынка ценных бумаг

Основной законодательной темой прошлого года была тема центрального депозитария. Я считаю принятие закона о ЦД важным шагом в направлении развития российского фондового рынка. Однако дискуссия шла непозволительно долгое время, и до сих пор у нас пока нет организации, которой этот статус был бы присвоен.

Напомню основные этапы обсуждения в прошлом году и роль НАУФОР. В начале прошлого года концепция ЦД не была еще до конца определена. Позиция НАУФОР состояла в том, что создание ЦД не должно влиять на конкуренцию крупнейших российских фондовых бирж - ставить одну из них в более сильное положение и таким образом предопределять исход этой конкуренции. К этому моменту уже был принят законопроект о ЦД, который учитывал этот вопрос: он предусматривал создание одного, но независимого от бирж ЦД. Совет директоров НАУФОР признал конкуренцию между биржами положительной чертой российского фондового рынка и поэтому НАУФОР отстаивала позицию по которой ЦД, если он будет один - должен быть независимым. Либо центральными депозитариями должны стать расчетные депозитарии обеих бирж, образуя в результате «централизованную систему хранения ценных бумаг». Нам пришлось спорить с ФСФР, которая выдвигала концепцию единственности ЦД, который должен принадлежать одной из бирж. В феврале 2011 года НАУФОР направила свою позицию в письме руководству страны.

Вторым спорным моментом был механизм взаимодействия между ЦД и регистраторами - от решения этого вопроса зависело будет ли центральный депозитарий в самом деле таковым, и это был вопрос введения запрета на открытие счетов номинального держателя у регистраторов. Здесь позиция у НАУФОР была общей с Ассоциацией глобальных кастодианов: без концентрации ценных бумаг на хранении в центральном депозитарии он не сможет стать реальным ЦД и не сможет получить международного признания, признания соответствия правилу SEC 17f-7. Эта тема стала предметом письма НАУФОР в Минфин в июле прошлого года.

Решение первого вопроса полностью зависело от конкуренции между биржами, но после состоявшегося в 2011 году поглощения ММВБ биржи РТС спор о его независимости утратил смысл. Второй вопрос нашел компромиссное решение - запрет на открытие счетов номинальных держателей был введен только для компаний, публично раскрывающих информацию. На всех этапах этого обсуждения НАУФОР была активным участником процесса и разработчиком поправок в законопроект.

Вся основная работа велась в рамках рабочей группы по созданию международного финансового центра. Именно там были достигнуты ключевые договоренности.

В конце прошлого года закон о центральном депозитарии был принят, но теперь вопрос стоит в его реализации. Она теперь зависит от ФСФР и группы ММВБ-РТС, которой принадлежит главный претендент на эту роль - НРД.

С дискуссией о центральном депозитарии тесно связан вопрос о роли иностранных центральных депозитариев, которая начинается в настоящее время. Есть очень большая обеспокоенность, что предоставление иностранным центральным депозитариям возможности открывать счета номинального держателя в российском центральном депозитарии в текущем состоянии российского фондового рынка может негативно сказаться на его развитии. Мы высказали публично нашу позицию и намерены участвовать в обсуждении этого вопроса в дальнейшем.

Наиболее острой темой, в которой НАУФОР принимала участие в 2011 году, я считаю вопрос о требованиях к капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг. С 2009 года НАУФОР с переменным успехом вела консультации с ФСФР по поводу правил расчета собственного капитала и его абсолютных значений. Результатом усилий НАУФОР, а также завоеванной поддержки со стороны Минэкономразвития, Минфина и ФАС, стало приостановление ФСФР повышения требований к собственным средствам, которое должно было произойти в июле этого года - это одно из первых решений, принятых новым руководителем ФСФР России.

Мы никогда не заблуждались на тот счет, что в индустрии могут присутствовать компании, злоупотребляющие своим статусом, но всегда считали, что в отсутствие осмысленной государственной позиции по поводу нерегулируемого рынка усилия по повышению регулятивной нагрузки провоцируют развитие «серой» индустрии, приводят к результату, обратному желаемому. Статистика показывает, что в результате повышения требований к капиталу индустрия третий год подряд уменьшается на 10%. Рынок покинуло более 30% компаний, существовавших на начало 2009 года.

В 2009-2011 гг. индустрия брокеров серьезно пострадала из-за непродуманных регулятивных решений. «Поле битвы» ФСФР с фирмами-однодневками завалено телами добросовестных компаний. К сожалению, тенденция по уменьшению численности индустрии пока не изменилась. Введенные в 2010 году требования к капиталу по-прежнему высоки. Я полагаю, что споры о размере начального капитала будут продолжены.

Сейчас дискуссия о требованиях к собственным средствам начинается вновь, однако в отличие от прошлого она не носит такого непримиримого со стороны ФСФР характера. Кроме того, сейчас ключевым участником этой дискуссии будет Минфин, к чьим полномочиям отнесено регулирование этого вопроса.

Еще одна законодательная тема, которая получила развитие в 2011 году и будет нашей задачей в 2012 - тема упрощения процедуры эмиссии. Основные задачи реформы процедуры эмиссии - упростить ее и ускорить, добиться ее полной идентичности с процедурой, работающей на рынках, с которыми нам приходится конкурировать, создать реальные условия для финансирования на фондовом рынке небольших и средних компаний - основу для российского альтернативного рынка.

Благодаря поддержке ФСФР и Рабочей группы по созданию МФЦ началась активная работа по подготовке соответствующих поправок в законодательство. Мы очень надеялись на то, что эти поправки будут приняты в весеннюю сессию 2012 года, однако, увы, можем рассчитывать только на осеннюю сессию. Принятие этих поправок позволит расширить круг инструментов, обращающихся на российском фондовом рынке, позволить развиться рынку услуг небольших инвестиционных банков, усилить возможности по развитию национальной биржи.

Однако все вышеперечисленные усилия не имеют реального эффекта без исправления основного недостатка российского фондового рынка - увеличения внутреннего инвестиционного спроса. Меры, направленные в развитие внутреннего инвестора, составляют целый блок поправок в законодательство, над которым в настоящее время мы работаем.

Главным образом это меры налогового стимулирования. Здесь необходимы два главных решения: первое - введение освобождения от НДФЛ после трех лет владения ценными бумагами и второе - введение ежегодного инвестиционного вычета и НДФЛ на доход от операций с ценными бумагами с использованием индивидуальных пенсионных (инвестиционных) счетов. Эти два решения, на наш взгляд, могли бы стимулировать инвестиции населения на отечественном фондовом рынке.

В 2011 нам удалось добиться поддержки этих инициатив Группой по созданию международного финансового центра, мы включились в разработку соответствующих поправок и обсуждение их с Минфином.

Надеемся, что сможем добиться принятия поправок по 3-хлетней льготе в этом году, а поправок по инвестиционным счетам - в этом и следующем году.

Из других, предлагавшихся НАУФОР поправок, имеющих отношение к данной теме - освобождение от НДС услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования, которые мы надеемся будут приняты уже в весеннюю сессию.

Еще один закон, по которому мы намерены работать в этом и следующем году - это изменения в КоАП России в целях дифференцирования применения административного наказания за совершение административных правонарушений на финансовом рынке в зависимости от тяжести правонарушения и неоднократности его совершения. Именно НАУФОР в конце прошлого года предложила соответствующие поправки, а сейчас, после того как они были поддержаны ФСФР, они рассматриваются в Правительстве.

Наконец, последний из законов, которые я хотел бы упомянуть - поправки, связанные с регулированием рынка услуг розничного FOREX.

Дискуссия на этот счет также началась в прошлом году. В этом мы намерены сделать предложения по регулированию этого рынка, чтобы, во-первых, повысить уровень защиты интересов клиентов компаний, оказывающих такие услуги, а во-вторых, устранить несправедливый регуляторный арбитраж, существующий между этим бизнесом и бизнесом профессиональных участников рынка ценных бумаг. У НАУФОР есть четкая позиция по основным элементам регулирования, она была утверждена весной Советом директоров НАУФОР, и именно эта позиция сейчас легла в основу работы под управлением Минфина.

Что еще? В этом году нам предстоит большая работа по изменению регулирования в связи с введением ММВБ-РТС режима T+N. Я полагаю, что введение этого режима - масштабное изменение всей брокерской индустрии в России. С ней связана тема выделения группы клиринговых брокеров. Эта работа уже ведется НАУФОР. Ведется она во взаимодействии с биржей и ФСФР и мы уже готовы сформулировать первые предложения по существу и срокам введения режима T+N.

Разработка и внедрение стандартов деятельности участников рынка ценных бумаг и методических рекомендаций НАУФОР

В предложенном вам Проекте основных направлений деятельности мы назвали это направление «Повышение качества услуг, оказываемых членам НАУФОР, и финансовой устойчивости членов НАУФОР». Это направление является вторым по значимости направлением деятельности, поскольку соответствует предназначению НАУФОР как СРО.

30 марта 2011 года Совет директоров НАУФОР утвердил Стандарты по предотвращению манипулирования рынком. Принятие ФСФР нормативных актов по вопросам инсайдерской информации открывает возможность для продолжения работы над Стандартом по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации. Особое внимание в данном документе мы уделяем регулированию потоков информации внутри компании и описанию мер, создающих эффективную защиту от неправомерного использования инсайдерской информации.

В 2011 году мы закончили работу над Стандартом НАУФОР по обеспечению безопасности персональных данных - они согласованы с ФСБ, ФСТЭКом и Роскомнадзором. Эти стандарты вы можете найти на нашем сайте.

В самом конце прошлого года мы утвердили новую редакцию Стандартной документации для внебиржевых деривативов - результат наших совместных с АРБ и НВА усилий, и получили одобрение от ФСФР. Мы, таким образом, сделали свою работу для реального введения ликвидационного неттинга - теперь дело за НРД, который должен стать российским репозитарием. В планах на этот и следующий год - разработка новых приложений в рамках Стандартной документации - одно из них, товарное, уже находится в степени высокой готовности.

Совершенствование контрольных функций НАУФОР

В 2011 году НАУФОР провела 60 собственных проверок и приняла участие в 33 проверках ФСФР. Консалтинговый центр НАУФОР выполняет функции удостоверяющего центра для профессиональных участников и иных организаций, которые намерены использовать возможность электронного документооборота. В настоящее время консалтинговый центр НАУФОР является крупнейшей организацией по количеству отчетов, сдаваемых в ФСФР, удостоверяющим центром. Число организаций, сдающих отчетность через Консалтинговый центр НАУФОР составляло на конец 2011 года 355 компаний, в том числе, 134 компании, не являющиеся членами НАУФОР.

Удостоверяющий центр НАУФОР - единственная организация, которая может подтверждать отправление отчетности в ФСФР в случае спора об этом. В ряде случаев технических сбоев принимающих серверов ФСФР мы так и делали - доказывая, что отчетность была направлена в ФСФР в срок и таким образом освобождая своих клиентов от административной ответственности в случае, если отчетность не была доставлена по техническим причинам.

В 2011 г. мы использовала системы автоматической обработки отчетности, позволяющей отслеживать практически все значимые показатели квартальной отчетности, и не только количественные значения, но и тенденцию ухудшения показателей. По результатам работы данной системы организациям было направлено около 20 требований об устранении выявленных нарушений, прежде всего в отношении соблюдения размера собственных средств. Помимо показателей, установленных ФСФР система отчетности обеспечивает отслеживает коэффициент автономности - долю собственных средств в сумме баланса, а также коэффициент клиентского оборота - сравнение собственных средств с оборотом по клиентским сделкам.

Профессиональная подготовка специалистов финансового рынка и повышение финансовой грамотности

С 2006 года НАУФОР является организацией, уполномоченной на проведение квалификационных экзаменов. С лета 2007 года НАУФОР проводит экзамены в Москве и во всех городах, где располагаются ее филиалы.

В 2011 году было проведено 970 экзаменов, из них 586 - в филиалах, в которых приняли участие 3183 соискателя, 2393 из них экзамены сдали успешно.

Обычно сдаче экзамена предшествует обучение. В 2011 годах НАУФОР через свою дочернюю компанию - Консалтинговый центр НАУФОР - провела 98 семинара по подготовке к сдаче квалификационных экзаменов, а также 50 семинаров по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В семинарах приняли участие около 2243 слушателей.

В 2011 году была предоставлена возможность для дистанционного участия в семинарах НАУФОР - по некоторым тематикам мы проводим так называемые webинары.

С недавних пор НАУФОР стала базовой кафедрой Государственного университета Министерства финансов РФ и в этом качестве организует проведение бизнес-классов специалистами НАУФОР и компаний-членов НАУФОР.

Эту деятельность мы намерены продолжать и в 2012-2013 годах.

Проведение публичных и информационных мероприятий

Осенью 2011 года в Екатеринбурге НАУФОР провела очередную Уральскую конференцию НАУФОР "Российский фондовый рынок". В центре внимания конференции была ситуация, которая сложилась на отечественном фондовом рынке вследствие мирового финансового кризиса, актуальные проблемы, стоящие перед профессиональным сообществом, обсуждение эффективности мер и приоритетных направлений по выходу рынка из кризиса и становления его в качестве одного из мировых финансовых центров. Конференция в Екатеринбурге была четвертой и в дальнейшем мы намерены продолжать проведение в Екатеринбурге таких конференций, концентрируясь на вопросах развития региональных компаний. Зимой прошлого года мы провели первую конференцию в Казани, посвященную фондовому рынку, и этой зимой намерены провести следующую. Недавно в Москве состоялась шестая ежегодная конференция НАУФОР «Российский фондовый рынок» В этот раз она называлась «Лицом к отечественному инвестору», таким образом, выражая нашу надежду на то, что этот год может стать годом концентрации усилий по развитию внутренней инвестиционной базы. С 2007 года мы каждые полгода выпускаем обзор «Российский фондовый рынок. События и факты». Он является наиболее комплексным из существующих на рынке исследованием с точки зрения структуры рынка и на основе которого мы можем судить о его развитии. «Элита фондового рынка» - наше традиционное мероприятие, конкурс, которым мы гордимся, который заслужил уважение и признание нашей индустрии.

Уважаемые коллеги, сегодня НАУФОР остается крупнейшей на российском фондовом рынке СРО. Сейчас членами НАУФОР являются 280 компании (к сожалению, количество компаний уменьшилось - год назад их было 292). НАУФОР образуют как банковские (66 компаний) так и небанковские финансовые организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг, национальные компании и компании, являющиеся дочерними компаниями крупнейших зарубежных финансовых организаций.

86 компаний - региональные, это примерно 30% состава НАУФОР.

НАУФОР располагает 12 филиалами, работающими в крупнейших городах России. Филиалы обеспечивают связь с региональными компаниями, возможность осуществлять надзор за их деятельностью, а с этого года - за филиалами столичных компаний-членов НАУФОР. В 2011 году мы приостановили деятельность двух филиалов - в Челябинске и в Саратове. Изначально мы не считали расположение этих филиалов оптимальным и сочли возможным приостановить их деятельность без вреда для функций, которые осуществляет НАУФОР. Их полномочия были переданы филиалам в Ростове-на-Дону, Орле и Екатеринбурге.

В НАУФОР работает около 60 сотрудников. К настоящему моменту в НАУФОР действует 5 комитетов и две рабочие группы (по внутреннему контролю и по режиму T+N), которые специализируются на различных вопросах деятельности членов НАУФОР, их членами являются 85 представителей компаний-членов НАУФОР.

В 2012-2013 годах мы намерены продолжать деятельность в направлениях, которые я упомянул. Представленные Вам направления деятельности НАУФОР были утверждены Советом директоров.

Хочу поблагодарить всех, кто принимал в 2011 году деятельное участие в работе НАУФОР, помогал ее развитию, в особенности членов Совета директоров НАУФОР, его Председателя Олега Вьюгина и заместителя Председателя Совета директоров НАУФОР Олега Ячника за поддержку, которую они оказывали исполнительным органам.

Спасибо.