Письмо в ЦБ РФ о предложениях по изменению регулирования внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг, 6 мая 2014, №225

06.05.2014

Первому заместителю Председателя Банка России

С.А. Швецову



Уважаемый Сергей Анатольевич!



Рабочая группа по внутреннему учету НАУФОР подготовила предложения по изменению требований к ведению внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг - брокерами и управляющими, установленных Порядком ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденным постановлением ФКЦБ России и Минфина России № 32/108н от 11.12.2001 (далее - Порядок).

Настоящие предложения подготовлены в форме проекта нового нормативного акта - Правил ведения внутреннего учета (далее - Проект), направлены на совершенствование требований к внутреннему учету профессиональных участников и основаны на опыте применения Порядка профессиональными участниками, а также опыте правоприменения НАУФОР. Упрощая в целом ведение внутреннего учета, устраняя излишнюю формальность требований, Проект сохраняет возможность решения основной задачи внутреннего учета - формирования точной и достоверной информации об операциях, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, для клиентов, надзорного органа и саморегулируемых организаций. Основными из предлагаемых нами в Проекте изменений являются следующие:

1. Отказ от ведения внутреннего учета в разрезе "мест хранения" в пользу учета обязательств профессионального участника и его клиентов в совокупности по отдельным договорам (портфелям).

Требования по ведению внутреннего учета, предусматривающие с 2001 г. необходимость учета активов клиента в разрезе мест учета денежных средств и ценных бумаг - с фиксацией организаций и счетов, на которых учитываются права на активы клиентов, заставляют соотносить активы каждого клиента с активами, права на которые учитываются для брокера и управляющего в других организациях. Это не позволяет клиенту совершать операции на конкретной торговой площадке (в определенном режиме торгов) до момента фактического перевода активов в расчетную организацию такой торговой площадки (на счет, который "привязан" к определенному режиму торгов), несмотря на наличие у клиента свободных активов в других местах учета. В связи с этим на практике приходится совершать дополнительные операции - перевод активов клиента из одного "места хранения" в другое либо операции, связанные с привлечением необходимых клиенту активов, что снижает ликвидность и сопряжено с дополнительными издержками.

2. Устранение дублирования информации в системе внутреннего учета и в системе бухгалтерского учета.

Порядок предусматривает ведение внутреннего учета операций за собственный счет. Между тем информация об операциях профессионального участника за собственный счет содержится также в регистрах бухгалтерского учета, откуда она может быть получена в целях контроля за деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг. Мы считаем такое дублирование излишним и предлагаем отказаться от внутреннего учета операций за собственный счет, что, в частности, исключает дилерскую деятельность из предмета Проекта.

3. Устранение дублирования информации в системе внутреннего и депозитарного учета.

Порядок предусматривает ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами и остатков по ним. Однако, многие брокеры одновременно являются депозитариями, ведущими в соответствии с требованиями нормативных правовых актов депозитарный учет ценных бумаг своих клиентов. Дублирование внутренним учетом депозитарного учета не оправдывается задачами внутреннего учета и потому является излишним. С учетом изложенного, Проект предусматривает отказ от ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами клиентов и остатков по ним для брокеров, осуществляющих их депозитарный учет.

4. Замена требований к перечню регистров внутреннего учета требованиями к обеспечению наличия (хранения) определенной информации.

Проект отменяет перечень регистров внутреннего учета, заменяя его требованиями к обеспечению наличия (хранения) определенной информации. Это позволит профессиональным участникам самостоятельно определять набор учетных регистров, используемых ими в своей деятельности, которые будут содержать предусмотренную нормативным актом информацию, осуществив ее систематизацию наиболее удобным для них способом, отражающим специфику их деятельности.

Одновременно Проект предусматривает обязанность профессионального участника определить требования к документам, используемым им при ведении внутреннего учета, что позволяет при проверке оперативно получить необходимую информацию.

5. Разрешение ведения внутреннего учета по иностранным финансовым инструментам только в иностранной валюте.

Возможность ведения внутреннего учета иностранных финансовых инструментов только в иностранной валюте в настоящее время отсутствует - учет должен обязательно вестись в рублях и может дополнительно вестись в иностранной валюте. Кроме того, в соответствии с Порядком профессиональные участники обязаны рассчитывать разницу, возникающую при изменении курса иностранной валюты при несовпадении во времени заключения сделки и денежных расчетов по ней. Данные требования не имеют смысла с точки зрения задач внутреннего учета и приводят к дополнительным издержкам профессиональных участников. Учитывая изложенное, Проект предусматривает возможность ведения внутреннего учета иностранных финансовых инструментов только в иностранной валюте.

6. Оптимизация порядка предоставления профессиональными участниками отчетности своим клиентам.

Проект предусматривает возможность установить формы отчетов и способы их представления в договоре между профессиональным участником и клиентом, устанавливая более гибкие, чем Порядок, требования к срокам их направления и содержанию. Это связано с тем, что в настоящее время многие профессиональные участники предоставляют своим клиентам информацию о сделках и расчетах в более удобной форме и максимально оперативно, в том числе посредством использования электронных средств взаимодействия с клиентами, в связи с чем отчеты, представляемые в соответствии с Порядком, становятся для клиентов формальными документами, необходимость в которых снижается.

НАУФОР выражает готовность участвовать в обсуждении настоящих предложений и их доработке.

Приложение: проект Правил на 10 л. в 1 экз.

С уважением,

председатель Правления
А.В.Тимофеев