15.02.2011
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Направляем Вам Приоритетные меры, направленные на развитие фондового рынка, одобренные Советом директоров НАУФОР.
Документ содержит предложения профессионального сообщества, которые будут способствовать формированию в России международного финансового центра. Отдельные предложения, изложенные в данном письме, были ранее сделаны при подготовке правительственных программных документов. Они были включены в Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Часть предложений была включена в План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р (далее вместе - Программные документы). Данные предложения были также направлены в Рабочую группу по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете по развитию финансового рынка (далее - Рабочая группа). Обсуждение, которое идет в рамках Рабочей группы, позволяет надеяться на решение основных проблем развития российского финансового рынка. Однако хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые выявились в ходе реализации уже действующих Программных документов, и которые должны быть устранены для эффективного достижения их целей и задач.
Во-первых, содержащиеся в Программных документах меры не были должным образом структурированы c точки зрения их важности и связанности по отношению друг к другу. В результате этого стимулирующие меры, которые наиболее актуальны в настоящее время, были отодвинуты на второй план и не принимались, а принятие ряда мер, ужесточающих регулирование, напротив, было осуществлено. Так, наиболее важными мерами, которые могли бы способствовать развитию российского финансового рынка, являются меры налогового стимулирования. Российский налоговый режим по-прежнему не стимулирует долгосрочные инвестиции национальных инвесторов даже в той степени, в какой активность внутренних инвесторов стимулируется на развитых финансовых рынках, не являющихся офшорными.
Во-вторых, в ходе реализации Программных документов многие из предусмотренных мер приобрели или приобретают иной смысл, утрачивая наиболее важные элементы. Например, решению вопроса о создании централизованной учетной системы, предусмотренной Программными документами, и решению конкретных проблем, таких как финализация расчетов по ценным бумагам в центральном депозитарии, мешает бессодержательная дискуссия о единственности центрального депозитария. Из законопроекта о защите интересов розничных инвесторов были исключены положения о создании института инвестиционных советников, предусмотренные Программными документами. Законопроект о совершенствовании процедуры эмиссии ценных бумаг утратил положения о передаче ряда административных функций в саморегулируемые организации. Вместо приведения требований к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг к международным стандартам было осуществлено их многократное повышение, что полностью противоречит международным стандартам.
В-третьих, реализации Программных документов препятствует отсутствие особой процедуры, которая могла бы обеспечить воплощение их положений в разумные сроки. Выполнение Программных документов осуществляется в соответствии с порядком, обычным для правительственных ведомств, что с процедурной точки зрения уравнивает задачу создания международного финансового центра с другими, менее актуальными задачами Правительства. Начало активной работы над созданием в стране международного финансового центра ознаменовалось анонсированием сделки по поглощению фондовой биржи РТС другой биржей ММВБ. На наш взгляд, такая сделка будет полезной для развития российского финансового рынка только при соблюдении целого ряда условий. В противном случае консолидация бирж приведет к обратному эффекту - к снижению глобальной конкурентоспособности российской биржи. Риски, которые необходимо избежать при консолидации бирж, - риск потери сложившихся рынков, риск потери динамики создания финансовых продуктов, риск повышения издержек операций на бирже. Эти риски связаны с образованием по существу монопольной биржи, с необходимостью оптимизации рынков и финансовых продуктов в рамках объединенной биржи и с недостаточным к настоящему моменту уровнем влияния участников рынка на деятельность ММВБ. Кроме того, следует иметь в виду и то, что финансовые средства группы ММВБ, которые будут затрачены на выкуп долей у существующих акционеров группы РТС, лишают объединенную биржу имеющихся сегодня финансовых источников развития, декапитализируют ее важнейшие расчетно-клиринговые институты. Вместо решения актуальнейшей задачи инвестирования в повышение технологического уровня торгов, создания единого клирингового контрагента и централизованной системы учета по ценным бумагам в отечественной фондовой инфраструктуре средства направляются частным акционерам и выводятся из контура потенциальных инвестиционных ресурсов фондовой инфраструктуры.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, подготовленные НАУФОР предложения фокусируются на мерах, приоритетных с точки зрения национальной индустрии, отражая заинтересованность профессионального сообщества в создании конкурентоспособного национального финансового рынка. Финансовый рынок является глобальным, и российский правопорядок участвует в острой конкуренции с правопорядками других юрисдикций. Ни инвесторов, ни индустрию нельзя принудить, а можно только стимулировать к работе в рамках национального правопорядка, создавая для этого условия не худшие, а желательно лучшие по сравнению с иными юрисдикциями.
Отечественное регулирование финансового рынка нуждается в серьезном пересмотре с тем, чтобы стать привлекательным для всех групп участников финансового рынка. Простые и удобные для всех типов инвесторов и посредников правила входа на рынок и совершения операций с финансовыми инструментами должны сочетаться с современным законодательством и эффективным правоприменением по защите законных прав инвесторов. Сама же регулятивная система должна строиться на комбинированном подходе, на регулировании "на основе правил" и "на основе принципов", которое становится неотъемлемым элементом современного регулирования финансового рынка. Такое регулирование в российском правопорядке может опираться на государственного регулятора, в части регулирования "на основе правил" и на саморегулируемые организации в части регулирования "на основе принципов". Не менее важно и смещение контроля из административной сферы в судебную, а именно, с опорой на специализированный арбитражный суд или, по крайней мере, на особый состав судей, способных рассматривать самые сложные споры по всем делам, связанным с финансовым рынком.
Приложение: текст на 13 стр.
С уважением,
Председатель Совета директоров НАУФОР
О.В. Вьюгин
(скачать в pdf)