Письмо в Госдуму РФ к законопроекту о регулировании фондов целевого капитала

25.05.2020

Государственная Дума
Федерального Собрания Российской
Федерации
Комитет по финансовому рынку

Аксакову А.Г.


Уважаемый Анатолий Геннадьевич!

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) в целом поддерживает законопроект № 938397-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в части совершенствования правовых норм в сфере формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций) (далее - Законопроект). При этом просим Вас рассмотреть замечания и предложения НАУФОР и включить их при доработке Законопроекта ко второму чтению.

1. В настоящее время управляющие компании могут весь доход от доверительного управления целевым капиталом направлять на оплату расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а при его недостаточности - использовать дополнительно до 1% от дохода от целевого капитала (т.е. при соответствующем решении некоммерческой организации - собственника целевого капитал, до 0,1% от балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал). Законопроектом (п. 2 проектируемой статьи 18 Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») для оплаты расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, предусматривается возможность использовать только 1,5% дохода от доверительного управления. При этом в пояснительной записке к Законопроекту делается акцент на долгосрочном характере средств целевого капитала, и предлагаемые изменения объясняются, в том числе, желанием стимулировать управляющие компании на долгосрочные инвестиции «приносящие менее регулярный, но более значительный в совокупности доход». Предлагаемое изменение противоречит заявленному эффекту. Менее регулярный доход от долгосрочных инвестиций может выражаться в его отсутствии на горизонте отдельного отчетного года. Принятие Законопроекта в предложенной редакции повлечет для управляющих компаний обязанность покрытия расходов, связанных с доверительным управлением за счет собственных средств. Соответственно, управляющие компании в целях контроля рисков убытков на собственные средства будут избегать долгосрочных инвестиций.

Кроме того, в силу своей природы расходы, связанные с доверительным управлением, могут зависеть от величины активов в доверительном управлении (например, расходы на хранение ценных бумаг), от объема и частоты сделок (например, биржевая, брокерская комиссии), быть фиксированными (например, расходы на открытие и ведение р/с ДУ). Не существует расходов, зависящих от величины дохода от доверительного управления. Поэтому представляется нелогичным привязывать их предельную величину к такому доходу.

Законодательное регулирование предельного размера расходов, связанных с доверительным управлением, для прочих групп институциональных инвесторов, предусматривает установление предельной части расходов от средней стоимости активов за отчетный период:

в отношении средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации - 1,1% средней стоимости чистых активов в доверительном управлении в течение отчетного года (п. 3, статья 16, Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»);

в отношении средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов - 0,75% средней стоимости активов за отчетный год (п. 2, ст. 36.23, Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

в отношении накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - 1% средней стоимости чистых активов в доверительном управлении за отчетный год (п. 4 ст. 28, Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").

Предлагаем установить аналогичный подход в отношении расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Предлагаемая редакция ко второму чтению прилагается.

2. Законопроектом (п. 3 проектируемой статьи 18 Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») предусматривается, что стороны договора доверительного управления целевым капиталом получают право установить вознаграждение управляющей компании в виде переменной части, выраженной в процентах от дохода (вознаграждение за успех), и/или постоянной части (вознаграждение за управление).

При этом законодательно вводится именно право сторон дополнительно установить вознаграждение за управление, а не обязанность. Таким образом, определенная часть уже действующих договоров доверительного управления целевыми капиталами может остаться без изменений в части вознаграждения, т.е. на условиях исключительно вознаграждения за успех. В этом случае, так как ранее ограничение на максимальный размер вознаграждения не было установлено (устанавливалась только максимальная ставка 10% дохода от доверительного управления), предложенной редакцией Законопроекта по сути устанавливается, что управляющий получит вознаграждение, равное меньшей из двух расчётных величин: установленной договором доверительного управления ставки, не превышающей 10%, от дохода и 1% от стоимости чистых активов в доверительном управлении на конец отчетного года.

Предлагаемое Законопроектом изменение означает ухудшение условий для управляющих компаний. Эффект от данного изменения будет обратный заявленному в пояснительной записке - управляющие компании, вознаграждение за успех которых будет ограничено максимальным размером в 1% от стоимости чистых активов на конец отчётного года, будут лишены экономической мотивации сгенерировать более высокий доход от доверительного управления, т.к. такая повышенная доходность не повлечет для них более высокого вознаграждения. В отношении вновь заключаемых договоров с комбинированным вознаграждением мотивация управляющей компании также ограничена вводимой предельной величиной вознаграждения, что также приведет к обратному эффекту по отношению к заявленному в пояснительной записке.

Кроме того, предлагаемая Законопроектом база для расчета предельного вознаграждения за управление - стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, «на конец отчетного года» - не совсем корректна, т.к. в случае вывода активов в конце года учредителем доверительного управления, это необоснованно снизит или полностью лишит управляющего вознаграждения. Указанный предельный размер вознаграждения, очевидно, целесообразно рассчитывать от средней стоимости чистых активов за отчетный год.

Предлагаемая редакция ко второму чтению прилагается.

3. Динамичное развитие финансового рынка Российской Федерации с каждым годом предоставляет инвесторам всё больше возможностей, а также различные новые финансовые инструменты, доступные в соответствии с действующим законодательством для приобретения, в том числе, в инвестиционные портфели неквалифицированных инвесторов. В частности, биржевые паевые инвестиционные фонды и клиринговые сертификаты участия. Помимо того, что указанные активы обладают значительной ликвидностью, они также позволяют сократить для инвестора совокупные издержки в сравнении с формированием и поддержанием отдельного портфеля ценных бумаг, экспозицию на которые они представляют, что особенно актуально для небольших фондов целевого капитала, которых большинство.

Предлагаемая редакция ко второму чтению прилагается.

4. В законе целесообразно уточнить термин «отчетный период».

Предлагаемая редакция ко второму чтению прилагается.

Приложение: на 4 л. В 1 экз.



С уважением,

Президент
А.В. Тимофеев