Письмо Президенту РФ о важности использования российской инфраструктуры при приватизации российских активов, 22 декабря 2010, №987

22.12.2010

Президенту
Российской Федерации

Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2102-р утвержден Прогнозный план (Программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. В активы, включенные в Программу приватизации, входят акции крупнейших российских эмитентов, как уже обращающиеся на фондовых биржах, так и те, которые, скорее всего, войдут в группу наиболее ликвидных ценных бумаг на биржевом рынке России.

Исходя из национальных интересов построения сильного внутреннего финансового рынка, считаем, что такая приватизация должна опираться на отечественную биржевую инфраструктуру и происходить при участии российской финансовой индустрии. Привлечение зарубежных торговых площадок для размещения акций приватизируемых отечественных компаний, является акцией дискредитирующей задачу построения международного финансового центра в нашей стране. Вывод лучших отечественных активов зарубежные фондовые площадки лишит российский фондовый рынок новых финансовых инструментов, и российские инвесторы снова окажутся в худшем положении по сравнению с зарубежными. Клиентскую базу и доходы от размещения и обращения российских акций получит иностранная финансовая инфраструктура, что еще более повысит капитализацию иностранных рынков и их конкурентные возможности по сравнению с российским финансовым рынком.

Мнение о том, что при размещении на зарубежных рынках могут быть привлечены средства в большем, чем в России, объеме, не соответствует действительности. Это подтверждается примерами «народных» IPO на российском рынке. Российский финансовый рынок обладает достаточной ликвидностью, ресурсами внутренних и зарубежных инвесторов, сложившейся устойчивой инфраструктурой и индустрией, способными успешно обеспечить предстоящую приватизацию.

Приватизация акций российских компаний на российском фондовом рынке расширит круг базовых финансовых инструментов, повысит долю ценных бумаг, находящихся в обращении, снизит концентрацию, как по кругу эмитентов, так и по отраслям, расширит возможности национального деривативного рынка, расширит возможности по инвестированию пенсионных накоплений и средств инвестиционных фондов.

Предложение акций на российском фондовом рынке станет поводом для открытия на территории Российской Федерации счетов иностранными институциональными инвесторами, которые до сих пор этого не сделали, и которые благодаря этому будут вовлечены в дальнейшие операции на российском фондовом рынке, а средства этих инвесторов будут размещены в российских кредитных и инфраструктурных организациях. Следует учесть, что многие иностранные институциональные инвесторы считают важным обращение ценных бумаг на национальном рынке эмитента, поскольку доступ национального инвестора к таким бумагам способствует стабильности этого рынка. Ценные бумаги, размещенные в России, будут обращаться преимущественно на нем, в то время как уже размещенные за рубежом ценные бумаги обращаются за рубежом.

Первичное размещение акций приватизируемых российских компаний на российских торговых площадках может послужить мощным толчком к реальному осуществлению планов по созданию международного центра на территории Российской Федерации, позволит перейти от слов к делу. Это соответствует национальным интересам России и будет способствовать дальнейшему развитию российского фондового рынка и его инфраструктуры.

Для повышения эффективности программы приватизации считаем целесообразным внести изменения в правила размещения на отечественном рынке ценных бумаг. В качестве первоочередных мер предлагаем внести следующие изменения в законодательство, регулирующее национальный фондовый рынок. Во-первых, желательно нормативно закрепить обязательность первичных (вторичных) публичных размещений российских эмитентов в России при приватизации их акций. Это должно привести к тому, что вторичный рынок этих акций будет формироваться в России без разделения ликвидности, как это происходит в случае одновременного размещения ценных бумаг в России и за рубежом. Во-вторых, для эмитентов, чьи первичные (вторичные) публичные размещения проведены в России, считаем целесообразным снятие всех ограничений на конвертацию акций в депозитарные расписки и обратно. Это позволит устранить искусственное деление рынков, отражающееся на разнице цены обыкновенных акций и депозитарных расписок на них, что создает ложное впечатление более высокой оценки российских ценных бумаг за рубежом и, на наш взгляд, снизит в значительной степени интерес к проведению такой конвертации на практике. В-третьих, желательно предусмотреть минимальную долю ценных бумаг, которые должны приватизироваться путем продажи их российским гражданам, что будет способствовать вовлечению в процесс приватизации и операции на фондовом рынке российского населения, являющегося внутренним долгосрочным инвестором. В-четвертых, необходимо откорректировать правила открытия счетов номинального держателя по ценным бумагам, которые в настоящее время неудобны для некоторых категорий иностранных инвесторов. А именно, разрешить открытие таких счетов иностранным финансовым компаниям, выполняющим функции кастодианов, признать бенефициаров, в интересах которых они владеют ценными бумагами российских эмитентов, конечными собственниками этих ценных бумаг, предусмотреть правила осуществления ими прав по ценным бумагам.




С уважением,

Председатель Совета директоров НАУФОР

О.В. Вьюгин

(скачать в pdf)