Письмо первому заместителю Председателя ГД РФ А.Д. Жукову об основных приоритетах развития российского фондового рынка в 2012 году (по итогам круглого стола 13 декабря 2011 года)

13.02.2012

Первому заместителю
Председателя Государственной Думы
Российской Федерации

А.Д. Жукову



Уважаемый Александр Дмитриевич!



Направляем Вам рекомендации Круглого стола НАУФОР "Об основных приоритетах развития российского фондового рынка в 2012 году", который состоялся 13 декабря 2011 года.

С уважением,

председатель Совета Директоров НАУФОР
О.В. Вьюгин



Рекомендации круглого стола НАУФОР "Об основных приоритетах развития российского фондового рынка в 2012 году" 13 декабря 2011



В России в целом сформировалась инфраструктура и индустрия финансового рынка. Осуществлено объединение крупнейших фондовых бирж, создано законодательство о центральном депозитарии, а также общее законодательство для организаторов торговли. Завершение работы над нормативными актами, обеспечивающими вступление этих законодательныхнорм в реальную силу, включая необходимые положения о клиринге, правилах ликвидационного неттинга при банкротстве и др., поддержит в течение ближайших нескольких лет поступательное развитие российского фондового рынка. Пожалуй, последней в ряду усилий, предпринятых в 2011 году с целью развития фондового рынка,была попытка принять поправки в законодательство о рынке ценных бумаг, которые позволили бы ФСФР России присоединиться к Меморандуму о взаимопонимании (MMOU) Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO). Она осталась незавершенной, однако можно рассчитывать, что в феврале 2012 года эта работа будет завершена.

Достигнутый уровень развития российского фондового рынка позволяет начать обсуждение следующего этапа по либерализации российского фондового рынка. Речь идет об упрощении доступа иностранных инфраструктурных институтов к российской инфраструктуре и доступа российских компаний к иностранному первичному рынку. Однако, по мнению участников круглого стола без решения задач по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса и совершенствования правил российского первичного рынка такие шаги являются преждевременными. Именно эти направления участники круглого стола считают приоритетными направлениями развития российского фондового рынка в следующем году.

1. Для стимулирования внутреннего инвестиционного спроса предлагаются следующие меры:

1.1. Освободить от налогообложения доходы от операций с ценными бумагами (в том числе с инвестиционными паями) и финансовыми инструментами, принадлежащими гражданину более 3лет (при этом размер освобождения от налога не должен ограничиваться).

1.2. Ввести отдельный "инвестиционный вычет" по НДФЛ в размере до 250 тысяч рублей в год для средств, направляемых на:

а) добровольное пенсионное страхование;
б) добровольное страхование жизни;
в) индивидуальные инвестиционные (пенсионные) счета (ИИ(П)С).

Одновременно предлагается введение нового типаброкерских счетов и счетов управляющих ценными бумагами - индивидуальный инвестиционный (пенсионный) счет(ИИ(П)С), который может открываться физическим лицом у соответствующего профессионального участника рынка ценных бумаг, включенного в специальный реестр ФСФР.

ИИ(П)С должны открываться на срок до достижения пенсионного возраста или на срок не менее 10 лет. Владелец ИИ(П)С самостоятельно принимает решения о направлениях инвестирования средств, хранящихся на ИИ(П)С и несет риски снижения их рыночной стоимости. При этом не подлежит налогообложениюНДФЛ средства в пределах "инвестиционного вычета", помещаемые на ИИ(П)С, а также доход от инвестирования средств на ИИ(П)С. Объектом налогообложения НДФЛ является доход, полученный в ходе инвестирования средств ИИ(П)С - разница между внесенными средствами и средствами, изъятыми по достижении пенсионного возраста (срока инвестирования).

1.3. Включить в установленный 149 статьей Налогового Кодекса перечень услуг, реализация которых не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость: услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, НПФ-ми.

1.4. Внести изменения в законодательство о негосударственных пенсионных фондах, отменяющие правила об обеспечении сохранности и доходности их средств, исключить возможность или дестимулировать изъятие средств вкладчиками, а также изменения, позволяющие создание негосударственных пенсионных фондов в форме коммерческих организаций.

1.5 Создать компенсационный фонд на рынке ценных бумаг и компенсационный фонд для негосударственных пенсионных фондов, которые, в случае банкротства соответствующих финансовых организаций, компенсирует клиентам-физическим лицам по крайней мере часть потерьих активов.

2. Для повышения конкурентоспособности внутреннего первичного рынкапредлагаются следующие меры:

2.1. Ввести уведомительный порядок регистрации ценных бумаг во всех случаях, за исключением открытой подписки, сопровождаемой проспектом.В случае открытой подписки, сопровождающейся проспектом, предметом контроля регулирующих органов должна являться только полнота информации в проспекте.

2.2. Предлагается освободить от регистрации проспектов закрытую подписку, а также открытую подписку в случае:

1) эмиссии для квалифицированных инвесторов;
2) небольшой по объемам эмиссии (до 1 млрд. руб в год);
3) эмиссии, небольшой по количеству приобретателей (до 100, не считая владельцев ценных бумаг, реализующих преимущественное право);
4) эмиссии, в соответствии с условиями которых каждый инвестор должен уплатить не менее 4 млн. рублей;
5) эмиссии эмитента, который уже раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета.

2.3. Ввести возможность представления в ФСФР проекта проспекта - проспекта до его утверждения уполномоченным органом эмитента, а также возможность регистрации проспекта частями.

2.4. Наделить ФСФР правом определять требования к содержанию проспекта, исключив соответствующие требования из закона.

2.5. Передать фондовой бирже регулирование раскрытия информации для публичного обращения ценных бумаг, регистрация которых не сопровождалась регистрацией проспекта.

2.6. Упростить процедуру размещения, а именно: отменить 2-х недельный срок между раскрытием проспекта и началом размещения;
сократить срок реализации преимущественного права, если эмитент раскрывает информацию на сайте или в СМИ;
ввести возможность обращения ценных бумаг после их полной оплаты;
ввести возможность частичной оплаты акций при в случае наличия обязательства по их оплате со стороны инвестиционного банка.

2.7. Отменить регистрацию отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и административное признание выпуска несостоявшимся, сохранив при этом возможность признания выпуска недействительным, в том числе по иску регулирующего органа.

2.8. Исключить из ГК и Федерального закона "Об акционерных обществах" требование об изменении в уставе количества объявленных акций по результатам выпуска, исключить требование об указании в уставе количества размещенных акций, а также положение о соответствии уставного капитала и номинальной стоимости размещенных акций.

2.9. Отменить ограничения объема выпуска облигаций размером уставного капитала, а также отменить ряд ограничений на выпуск биржевых облигаций, предусмотренных законом, в том числе по кругу эмитентов, с наделением фондовой биржи правом определять соответствующие требования к биржевым облигациям.



Репортаж о круглом столе можно посмотреть на сайте НАУФОР.