Статьи — 

Елена Карпова, Цифровизация регистраторского бизнеса, №5/2024

27.07.2024

Назад
№5 [МАЙ] 2024
Читать в pdf
ЗАДАЧА/РЕШЕНИЕ
Елена Карпова
заместитель начальника
Управления учетной инфраструктуры НАУФОР

Цифровизация регистраторского бизнеса

Цифровые сервисы облегчают клиентский путь, оптимизируют бизнес-процессы, снижают риски ошибок

Цифровизация регистраторского бизнеса в последние годы - это не просто тренд, но и необходимое условие деятельности и дальнейшего развития отрасли. Развитие цифровых сервисов регистраторов помогает решить задачи предоставления более качественных и удобных услуг.

Регистраторы в своей деятельности активно используют различные электронные технологии, в том числе, основанные на блокчейне. Это и электронный документооборот, и личные кабинеты эмитентов и зарегистрированных лиц, и сервисы электронного голосования.

Используемые регистраторами сервисы значительно облегчают клиентский путь, оптимизируют бизнес-процессы, снижают риски использования поддельных бумажных документов и ошибок персонала.

Что касается электронного документооборота, то он используется регистраторами при осуществлении взаимодействия между собой, с трансфер-агентами, с депозитариями, с эмитентами и зарегистрированными лицами. Регистраторы осуществляют обмен электронными документами также с Банком России, Центральной избирательной комиссией, Росимуществом, Росстатом, центральным депозитарием. Для большинства используемых документов существуют стандартизированные форматы.

Одним из дальнейших шагов в плане развития электронных сервисов нам видится автоматизация взаимодействия с Федеральной нотариальной палатой (далее - ФНП) в формате электронных документов1. При взаимодействии с регистраторами нотариусы в настоящее время используют запросы в бумажном виде, зачастую ориентируясь на информацию, полученную от наследников. При этом если наследники не имеют информации о наличии у наследодателя в собственности ценных бумаг, то наследуемое имущество может так и остаться невостребованным. Все мы знаем, что многие граждане стали акционерами в период приватизации и долгие годы не обращались в регистраторы. Наследники не располагают информацией об открытых в регистраторах на имя наследодателя лицевых счетах, а также о ценных бумагах, учитываемых на данных счетах.

Используемый бумажный документооборот неудобен как для нотариусов, так и для граждан и самих регистраторов. Это и непреднамеренные ошибки персонала (так называемый человеческий фактор), и расходы на оформление документов на бумажном носителе, и значительные почтовые расходы. Огромное значение имеет также и время получения нотариусом выписки о состоянии лицевого счета наследодателя, а также полная информация о счетах наследодателя.

При этом полная информация обо всех открытых «ненулевых» лицевых счетах наследодателя в регистраторах может быть доступна нотариусу при подключении регистраторов к электронному сервису нотариата по розыску имущества наследодателей. Нотариусы смогут в электронном виде запрашивать информацию о наличии ценных бумаг на лицевых счетах, открытых у регистраторов на имя наследодателя. Оформление наследственных прав для наследников станет быстрее и проще. А для регистраторов процесс станет автоматизированным.

НАУФОР обратилась в ФНП с предложением о переводе в электронный формат документооборота между нотариусами и регистраторами в целях выяснения нотариусами наличия в составе наследственной массы (в рамках наследственного дела) ценных бумаг. ФНП поддержала предложение НАУФОР по обсуждению вопросов организации электронного документооборота. Данная работа потребует проработки технологии обмена данными между ФНП и регистраторами, разработки форматов электронных документов и пр.

Также с нашей стороны видится актуальным обсуждение, в том числе, вопроса выдачи свидетельства о праве на наследство в электронной форме с последующим направлением его регистраторам.

Взаимодействие с нотариусами в новых цифровых форматах позволит повысить эффективность и скорость взаимодействия нотариусов и регистраторов в части выявления входящих в состав наследства ценных бумаг, а также переоформления ценных бумаг наследодателя на наследников.

Читать в pdf

О журнале

Журнал «Вестник НАУФОР» - это ежемесячный журнал с познавательными статьями о практике работы на рынке ценных бумаг, обзорами рынка, интервью с ведущими его представителями, материалами мероприятий в области финансового рынка.

Авторами журнала являются профессиональные финансисты: брокеры, управляющие, аналитики, корпоративные юристы, риск-менеджеры, представители инфраструктуры. Зная профессию изнутри, эти люди пишут о том, что действительно является повесткой их рабочего дня. Уровень понимания и анализа конкретных проблем задан принадлежностью авторов к индустрии финансов.

Читателями журнала «Вестника НАУФОР» являются представители госорганов, Банка России, руководители и специалисты финансовых компаний - профучастников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, инвестиционные консультанты.

По вопросам приобретения печатной версии издания связываться с Мироновой Татьяной - mironova@naufor.ru

№5 [МАЙ] 2024