Лаура Халитова
(Вестник НАУФОР №3 2021)

12.04.2021

Лаура Халитова, старший аналитик отдела управления бумагами с фиксированной доходностью «Сбер Управление Активами», рассказывает журналу «Вестник НАУФОР» о том, зачем следует параллельно формировать и интерес инвесторов к рынку зеленых бумаг, и стимулы для эмитентов.

Самый главный фактор - понимание, что этот рынок необходим и нуждается в поддержке

ФОРМИРОВАТЬ И СТИМУЛИРОВАТЬ

В прошлом году суммарный объем ESG-долга в мире (облигации, кредиты и иные долговые инструменты), который начался с первого выпуска Всемирного банка в 2008 году, превысил $1 трлн. Спрос на зеленые активы растет, причем во всех сегментах: коллективное инвестирование, индивидуальное инвестирование, индивидуальное доверительное управление. В России первые корпоративные зеленые облигации были выпущены в 2018 году. Последующие выпуски тоже можно считать единичными кейсами. Однако в настоящее время к созданию условий для формирования рынка активно подключились и регуляторы, и национальный институт развития, и ведущие участники рынка. «Вестник НАУФОР» начинает обсуждение этой важной темы.

- Лаура, на какой стадии находится российский рынок инвестирования в зеленые активы: что уже сделано и какие задачи следует решать? Создан ли методологический центр? стандарты? инфраструктура? Словом, какова российская повестка?

- Российский рынок зеленых облигаций находится на начальной стадии развитии, стадии формирования. Самый главный для него фактор - понимание необходимости существования и развития рынка данного инструмента - есть. Создается инфраструктура (уже работает Сектор устойчивого развития на Московской бирже), разрабатывается методология (проект ВЭБа, методология оценки /рейтингования от рейтинговых агентств).

Теперь главное - формирование у инвесторов интереса к данным инструментам и стимулирование эмитентов к выпуску зеленых облигаций (на сегодня в Секторе устойчивого развития обращается 7 эмитентов). Примечательно, что возможность выпуска зеленых облигаций рассматривают не только корпоративные эмитенты, но также субъекты РФ. Например, Москва планирует в мае-июне разместить зеленые облигации на сумму до 90 млрд рублей.

- ВЭБ.РФ опубликовал методологические рекомендации по зеленому финансированию: можно ли считать, что в России, фактически, появился стандарт зеленых облигаций? В какой степени российские стандарты должны соответствовать международным?

- Насколько я понимаю, летом 2020 года ВЭБ опубликовал первую версию методологических рекомендаций, после публикации они получили много комментариев и теперь работают над 2-й версией проекта. Таким образом, можно сказать, что пока оформленной методики нет.

На наш взгляд, российские стандарты должны максимально соответствовать международным, общепринятой мировой практике, чтобы привлекать зарубежных инвесторов.

- Что могло бы делать для поддержки зеленого инвестирования правительство РФ: изменения в законодательстве и нормативной базе? льготы (гарантии, субсидии, прямое финансирование)? Страхование? Гарантии спроса?

- Полагаем, что на начальном этапе развития рынка зеленых облигаций функцию стимулирования подобного инструмента должно взять на себя государство и регулирующие органы. Меры поддержки могут быть максимально широкими: государственная гарантия по выпускам, льготы по налогообложению, включение выпусков в Ломбардный список Банка России и тому подобное. Также необходимо повышать уровень информационной прозрачности эмитентов зеленых облигаций. Пока действует только мера по субсидированию процентной ставки.

- Как выглядит российский рынок зеленых облигаций сейчас: каков спрос со стороны эмитентов, из каких сегментов они могут появиться? Каков спрос со стороны инвесторов? Могут ли прийти иностранные инвесторы, какие факторы влияют на их приход?

- Рынок, как уже сказано, только формируется. Большинство из представленных в Секторе развития Московской Биржи компаний-эмитентов --- посредники, привлекающие средства не под конкретный зеленый проект, что усложняет контроль за целевым использованием средств. С этой позиции интересно будет посмотреть на опыт Москвы, планирующей привлекать именно целевые средства на строительство метрополитена и замену обычных автобусов на электробусы.

Основываясь на мировом опыте, возможность получать финансирование посредством выпуска зеленых облигаций должна заинтересовать в первую очередь компании энергетического, строительного и транспортного секторов экономики.

Спрос со стороны инвесторов на подобные продукты также только начинает формироваться. Первыми его демонстрируют институциональные инвесторы. Для розничных инвесторов продукт пока малопонятен, на наш взгляд. Розничные инвесторы «голосуют рублем», поэтому спрос с их стороны могла бы простимулировать такая мера, как снижение налоговой ставки на доход по данным инструментам.

Российский рынок зеленых облигаций открыт для иностранных инвесторов прямо сейчас. Но сами они оценивают, в первую очередь, страновые риски и риски самих эмитентов. Кроме того, объем российского рынка «зеленых» облигаций пока невелик; это делает его низколиквидным. Учитывая вышеизложенное, в ближайшее время приход иностранных инвесторов оценивается нами как маловероятный, но все же возможный.

- Есть ли в России дефицит зеленых проектов? Если да, то как это можно поменять?

- Вопрос не столько в дефиците самих проектов, сколько в возможности привлечения средств на них посредством публичного размещения долговых бумаг. Под небольшие по суммам проекты, или под проекты с длинным сроком инвестирования более комфортно получить кредитное финансирование у банка/синдиката банков, чем размещать облигации на рынке.