Письмо в Росфинмониторинг об упрощении процедуры идентификации клиентов брокеров, 23 июля 2013, №269

23.07.2013

Директору
Федеральной службы
по финансовому мониторингу

Ю.А. Чиханчину



Уважаемый Юрий Анатольевич!



В связи с многочисленными запросами профессиональных участников рынка ценных бумаг в адрес НАУФОР, касающимися применения норм законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, обращаем Ваше внимание на следующее.

Согласно абзацу 5 пункта 2.7 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59 (далее - Приказ), организация осуществляет идентификацию физических лиц на основании документов, в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц). На практике требование о представлении документов, удостоверяющих личность физического лица, предполагает необходимость его личного присутствия при проведении идентификации.

На наш взгляд, данное требование Приказа не основано на Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон).

В соответствии с Законом идентификация - это совокупность мероприятий по установлению определенных им сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Таким образом, понятие "идентификация" не подразумевает личного присутствия клиента и допускает использование копий документов наравне с оригиналами. Из этого же исходит положение п. 1 статьи 7 Закона, приравнивающее идентификацию к установлению сведений о клиенте, и п. 5.4 статьи 7 Закона предусматривающий право, но не обязанность требовать документы, удостоверяющие личность, при проведении идентификации клиента. Следует заметить, что в тех случаях, когда необходимо личное присутствие клиентов при заключении договоров Закон прямо это предусматривает, не связывая это требование с идентификацией (см., например, п. 5. статьи 7).

Такой подход соответствует и рекомендации 10 ФАТФ "Надлежащая проверка клиентов", которая предусматривает подтверждение личности клиента с использованием надежных независимых первичных документов, данных или информации, и также не упоминает о необходимости представления оригиналов документов и присутствия клиента или его представителя при установлении деловых отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что требование Приказа о представлении подлинников документов, удостоверяющих личность физического лица, а по существу о личном присутствии физического лица, предусматривает представление подлинников документов и личное присутствие физических лиц при их идентификации не только в качестве клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и в качестве выгодоприобретателей, в том случае, если такие профессиональные участники рынка ценных бумаг взаимодействуют с другими финансовыми организациями. Последнее вряд ли является целью Приказа. Однако это связано с еще одним существенным недостатком Приказа. По нашему мнению, сама идентификация выгодоприобретателей в этом случае лишена смысла, поскольку она уже проведена профессиональными участниками рынка ценных бумаг, чьими клиентами являются соответствующие физические лица. Стоит заметить, что в аналогичной ситуации с участием кредитных организаций действуют иные правила.

Банк России освобождает кредитные организации от обязанности идентифицировать выгодоприобретателя, если клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в статье 5 Закона № 115-ФЗ, или лицом, указанным в статье 7.1 Закона № 115-ФЗ (п.1.3 Положения Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Уважаемый Юрий Анатольевич, действующие требования Приказа, существенно затрудняют или даже делают невозможным дистанционное привлечение клиентов российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с использованием копий документов, в то время как иностранные профессиональные участники широко используют такую возможность. Затрудняет привлечение клиентов и требование о повторной идентификации клиентов в качестве выгодоприобретателей, при этом правила, действующие в отношении разных финансовых организаций без всяких оснований различаются, делая положение одних из них лучше, чем положение других.

Учитывая изложенное, просим рассмотреть возможность изменения Приказа с тем, чтобы исключить обязанность осуществлять идентификацию физических лиц на основании оригиналов документов, удостоверяющих их личность, а также обязанность идентификации выгодоприобретателей в случае, если клиентами являются организации, сами обязанные проводить идентификацию.

С уважением,

председатель Правления
А.В.Тимофеев