Письмо НАУФОР в Минфин РФ с замечаниями к проекту закона о связанных лицах

27.08.2020

Заместителю Министра
финансов Российской Федерации

А.В. Моисееву


Уважаемый Алексей Владимирович!

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) просит учесть следующие замечания в отношении проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения сферы применения Банком России мотивированного суждения)» (далее - Законопроект).

Законопроект предлагает в ряде законов использовать вместо понятия «аффилированные лица» понятие «связанные лица». При этом, в соответствии с абзацем третьим статьи 1, абзацем вторым пункта 1 статьи 2, абзацем вторым пункта 1 статьи 3 Законопроекта для различных видов деятельности лица будут считаться связанными, если одно из них «контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц), либо если такие лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего лица (третьих лиц)». Признаки связанности лиц будут определяться соответствующим нормативным актом Банка России. Одновременно абзацем вторым статьи 1, абзацем вторым пункта 2 статьи 2, пунктом 6 статьи 3 предусматривается предоставление полномочий Банку России по принятию решений о наличии связанности лиц на основании обоснованного предположения о наличии между лицами отношений связанности.

Статьей 3 Законопроекта предусматриваются: право Банка России вводить ограничения на инвестирование пенсионных накоплений и резервов в активы связанных лиц, а также на совершение в целях инвестирования пенсионных средств сделок со связанными лицами; запрет для управляющей компании являться лицом, связанным с фондом, специализированным депозитарием либо со связанными с ними лицами; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных лицами, связанными с фондом, управляющей компаний, специализированным депозитарием и актуарием, не должна превышать 10 процентов инвестиционного портфеля фонда; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда депозитов, размещенных в кредитных организациях, являющихся лицами, связанными с фондом, управляющей компанией не должна превышать 20 процентов инвестиционного портфеля фонда; запрет для специализированного депозитария фонда являться лицом, связанным хотя бы с одной из управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, либо с лицами, связанными с ними.

На наш взгляд предложенные изменения создают высокую степень юридической неопределенности для отношений между участниками рынка по сравнению с концепцией аффилированности и риски для их деятельности на финансовом рынке, для стабильности оборота, а также осложняют работу многих крупных финансовых организаций и прежде всего, взаимодействие управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, входящих в состав финансовых групп.

Объективной причиной введения концепции «связанных лиц» и предоставления Банку России полномочий по признанию лиц связанными является стремление исключить злоупотребления, связанные с конфликтом интересов финансовых организаций. Однако, действующее в настоящее время регулирование уже предусматривает меры выявления и предотвращения конфликта интересов и систему управления рисками (Указание Банка России 4060-У). Принятые Банком России требования к структуре активов аналогичны предусмотренным Законопроектом (п. 1.4.5. Положения 580-П и пункт 2.1.1. Указания 5343-У). Наконец, действующее в настоящее время регулирование фидуциарной ответственности, предусмотренной Федеральным законом № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», предполагает безусловную обязанность совершения сделок на наилучших условиях (подпункт второй пункта 2.1 статьи 25) и оценку Банком России качества соответствующих инвестиционных решений безотносительно аффилированности и связанности лиц.

Таким образом, изменения предлагаемые Законопроектом, требуют оценки их целесообразности, в первую очередь целесообразности запретов на выполнение функций управляющей компании, специализированного депозитария и брокера связанными лицами негосударственного пенсионного фонда, с учетом всего регулятивного механизма, направленного на защиту интересов застрахованных лиц и обеспечение прозрачности инвестиционного процесса, в том числе оценки правил фидуциарной ответственности, и на наш взгляд являются излишними.

Кроме того, Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 180 дней после официального опубликования. Предусмотренные им изменения предполагают прекращение сложившихся отношений и поиск новых контрагентов (управляющих компаний, специализированных депозитариев, брокеров) в цепочке инвестирования активов и требуют больших расходов и сроков для организации взаимодействия. С учетом высокой юридической неопределенности новых правил данные изменения будут осложнены отсутствием должных ориентиров, а реструктуризация портфелей и замена контрагентов приведут к существенным негативным последствиям, для финансовых организаций и застрахованных лиц, потерям, связанным с продажей активов в несоответствующих рыночных обстоятельствах, к возможному снижению качества управления, росту операционных рисков.

С учетом изложенного, предлагаем отказаться от использования мотивированного суждения Банка России при определении связанности лиц, от запрета на осуществление связанными лицами негосударственного пенсионного фонда функций управляющей компании и специализированного депозитария, от ограничений, являющимися общими требованиями к структуре активов негосударственных пенсионных фондов, рассмотреть возможность изменения норм, регулирующих применение фидуциарной ответственности негосударственных пенсионных фондов, а также увеличить срок вступления в силу Законопроекта.



С уважением,

Президент
А.В. Тимофеев