25.06.2012
Руководителю
ФСФР России
Д.В. Панкину
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2012 года изменений в Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон), внесенных Федеральным законом от 07.12.2011 № 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии", Депозитарным комитетом НАУФОР были рассмотрены вопросы, возникающие при применении новых норм Закона.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8.2. Закона в перечень счетов депо, которые депозитарии могут открывать, не включен существующий сегодня счет депо залогодержателя, а пунктом 11 статьи 8.2. установлено, что учет прав лиц в отношении ценных бумаг, которые являются обеспечением исполнения обязательств перед такими лицами, а также учет иных обременений ценных бумаг осуществляется депозитариями путем внесения соответствующей записи по счету депо владельца этих ценных бумаг, счету депо доверительного управляющего, счету депо иностранного уполномоченного держателя.
Вместе с тем, согласно статье 338 Гражданского кодекса Российской Федерации обременение заложенного имущества возможно как с передачей, так и без передачи заложенного имущества, а согласно статье 5 Закона "О залоге" от 29.05.92 № 2872-1 договором может быть предусмотрено, что заложенное имущество остается у залогодателя либо передается во владение залогодержателю (заклад).
Исключение счета залогодержателя не позволяет депозитарию осуществлять учет заклада ценных бумаг.
В связи с чем, просим разъяснить порядок действий депозитария в целях учета заклада ценных бумаг.
2. Согласно пункту 5 статьи 8.2 Закона порядок открытия и ведения лицевых счетов (счетов депо), а также иных счетов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В настоящее время нормативные правовые акты ФСФР России такого порядка не содержат. В связи с этим, просим разъяснить, какими правилами следует руководствоваться депозитарию при открытии и ведении счетов депо.
3. Пунктом 6 статьи 8.3 Закона установлено, что номинальный держатель обязан предоставить сведения о депонентах по требованию лица, у которого ему открыт счет номинального держателя. Исходя из пункта 8 статьи 8.3 Закона, подобное требование инициируется эмитентом ценных бумаг для исполнения требований законодательства. Одновременно, согласно пункту 1 статьи 8.6 Закона депозитарий обязан обеспечить конфиденциальность информации о депоненте и его счете.
В отсутствие разъяснений по исполнению данной нормы, для депозитария и его депонентов возникает риск неправомерного раскрытия конфиденциальной информации. Правильно ли мы понимаем, что при получении такого требования депозитарий должен однозначно убедиться, что его основанием является реализация предусмотренных законодательством прав депонентов по ценным бумагам, а при отсутствии такого основания отказать в предоставлении сведений о депонентах?
4. Согласно пункту 2 статьи 8.4 иностранный номинальный держатель ценных бумаг осуществляет права по ценным бумагам только в случае получения им соответствующего полномочия. Просим разъяснить порядок получения номинальным держателем ценных бумаг такого полномочия.
5. Согласно пункту 6 статьи 8.4 иностранный номинальный держатель обязан предоставлять депозитарию информацию о владельцах ценных бумаг и лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, учтенных на счете депо иностранного номинального держателя, в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг для номинальных держателей.
В связи с этим, просим уточнить, какими конкретно нормами должен руководствоваться иностранный номинальный держатель.
6. Согласно пункту 15 статьи 8.4 депозитарий, открывший счет депо иностранного номинального держателя, счет депо иностранного уполномоченного держателя или счет депо депозитарных программ, обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о нарушении лицами, которым открыты соответствующие счета депо, требований, установленных настоящей статьей. В целях соблюдения этого требования просим уточнить форму уведомления и сроки его представления.
7. Согласно нормам статьи 8.5 Закона депозитарий при наличии лицевых счетов номинального держателя, открытых депозитарию у держателей реестра, обязан проводить сверку соответствия количества ценных бумаг, учтенных депозитарием на счетах депо, по которым осуществляется учет прав на ценные бумаги, и счете неустановленных лиц, количеству таких же ценных бумаг, учтенных на лицевых счетах номинального держателя, открытых этому депозитарию у держателей реестра (далее - Сверка). Сверка должна осуществляться депозитарием и держателем реестра каждый рабочий день. Реализация этой нормы затруднена в силу следующих обстоятельств:
а) процедура проведения Сверки не установлена, что может привести к составлению регистратором выписки не на конец рабочего дня;
б) Закон не содержит изъятий в отношении ежедневно проверяемых счетов, что требует такой проверки счетов с нулевыми остатками, число которых зависит от числа действующих депозитарных договоров;
в) согласно статье 8 Закона держатель реестра обязан предоставить выписку из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица только на основании требования зарегистрированного лица и в течение трех рабочих дней. При этом в соответствии с пунктом 10.8 "Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденного постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 № 24, предоставление выписки осуществляется за определенную плату;
г) реализация данной нормы практически возможна только путем обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной подписью. Вместе с тем, абсолютное число эмитентов, самостоятельно осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг, возможностью обмена документами в электронно-цифровой форме не обладают.
С учетом изложенного, просим разъяснить процедуру Сверки и порядок действия депозитария при невозможности её проведения по независящим от него причинам.
8. Согласно пункту 11 статьи 8.5 Закона депозитарий, утративший ценные бумаги депонентов, может обеспечить зачисление таких же ценных бумаг на счета депо и счет неустановленных лиц, с которых было осуществлено списание ценных бумаг. При этом срок такого зачисления определяется условиями осуществления депозитарной деятельности с учетом требований нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В связи с отсутствием в действующих нормативных правовых актах ФСФР России такого положения просим установить срок зачисления депозитарием ценных бумаг в названном случае.
9. Пунктом 5 статьи 8.6 Закона установлено, что депозитарии могут предоставлять информацию о лице, которому открыт счет депо, а также информацию о количестве ценных бумаг данного эмитента на указанном счете депо самому эмитенту, если это необходимо для исполнения требований законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, в силу отсутствия договорных отношений с эмитентом, депозитарию при получении такого запроса будет крайне затруднительно правильно идентифицировать его подписанта. Раскрытие же конфиденциальной информации ненадлежащему лицу может повлечь причинение серьезного ущерба как депонентам депозитария, так и самому депозитарию. В связи с чем, просим разъяснить порядок действий депозитария при получении такого запроса.
Уважаемый Дмитрий Владимирович, без получения необходимых разъяснений и принятия нормативных актов по вышеперечисленным вопросам депозитарии не смогут с 1 июля 2012 г. надлежащим образом соблюдать нормы Закона.
Кроме того, при разработке нормативных актов по указанным вопросам просим установить переходный период, достаточный для приведения депозитарной деятельности в соответствие с их требованиями. В любом случае, такой период не может завершиться ранее начала функционирования центрального депозитария в полном объеме.
С уважением,
председатель Правления
А.В.Тимофеев