20.04.2010
Руководителю
ФСФР России
В.Д. Миловидову
Уважаемый Владимир Дмитриевич!
1. Предлагаем изменить редакцию пункта 1.10 Проекта, указав, что ФСФР России вправе, но не обязана проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для выдачи лицензии, либо указать достоверность каких сведений будет проверяться.
2.Используемое в пункте 2.1.1 Проекта понятие "законодательство о ценных бумагах" не позволяет судить о том, учитываются ли также нормы законодательства, относящиеся к производным финансовым инструментам.
Кроме того, формулировки пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.11 и др. не позволяют однозначно определить включает ли законодательство о ценных бумаг нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в любых случаях или в тех, когда это прямо указывается.
3. Согласно пункту 2.1.5 Проекта лицензионным требованием является наличие у лицензиата единоличного исполнительного органа, для которого работа у лицензиата является основным местом работы. Однако в ряде случаев такое ограничение нецелесообразно, например, для группы юридических лиц, где одно лицо может быть руководителем нескольких юридических лиц группы, которые при этом являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
4. В соответствии с пунктом 2.1.7 Проекта лицензионным требованием является наличие у единоличного исполнительного органа лицензиата опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации. Предлагаем предусмотреть возможность учитывать опыт работы единоличного исполнительного органа лицензиата также и в должности заместителя руководителя организации, курирующего соответствующие подразделения.
Во втором абзаце пункта 2.1.7 Проекта указывается, что требования данного пункта не распространяются на кредитные организации. Нормативными правовыми актами Банка России установлены требования к исполнительному органу кредитной организации. Однако лицом, курирующим осуществление кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как правило, является заместитель руководителя кредитной организации. В связи с этим считаем целесообразным распространить требования данного пункта, а также пунктов 2.1.8 и 2.10.2 Проекта и на лиц, курирующих осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в кредитной организации.
5. Согласно пункту 2.1.11 Проекта одним из лицензионных условий является наличие у профессионального участника программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующего требованиям законодательства о ценных бумагах, а также требованиям внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг. Считаем, что требование о соответствии программно-технического обеспечения профессионального участника требованиям внутренних документов в отсутствие требований нормативных правовых актов к программно-техническому обеспечению профессионального участника или к его внутренним документам, необоснованно.
6. В пункте 2.1.13 предусматривается обязанность лицензиата сформировать совет директоров. На наш взгляд, данное требование необоснованно. В случаях, когда число участников незначительно и они сохраняют контроль за деятельностью исполнительных органов, формирование совета директоров представляется излишним и не оправданным функциями, возложенными на совет директоров корпоративным законодательством и в отсутствие специальных функций, предусмотренных законодательством о профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Связанные с этим дополнительные издержки для профессионального участника не оправданы масштабами бизнеса и мешают его развитию. В связи с изложенным предлагаем данный пункт исключить.
7. Требование, установленное пунктом 2.2 Проекта, не соответствует методике расчета собственных средств, профессиональных участников, предусмотренной иными нормативными правовыми актами ФСФР России. По мнению НАУФОР, активы, включенные в расчет собственных средств, непосредственно связаны с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и должны включаться в расчет собственных средств на этапе лицензирования.
8. Пунктом 2.10 Проекта предусмотрено требование к кредитной организации о наличии самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям работников которого относится осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Такая формулировка, во-первых, безосновательно исключает возможность создания нескольких подразделений для осуществления соответствующих видов деятельности, а, во-вторых, оставляет неясность относительно возможности формирования как подразделений, занимающихся отдельными видами деятельности, так и общих подразделений, обеспечивающих их деятельность.
9. Содержание пункта 2.12, в соответствии с которым лицензиат должен обеспечить постоянное руководство своей текущей деятельностью, представляется неясным, исключающим возможность его соблюдения.
10. Согласно пункту 3.5.1 Проекта лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности с даты вступления в силу соответствующего решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Однако лицензиат лишен возможности узнать о решении федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг до получения соответствующего уведомления и предписания, в связи с чем обязанность прекратить осуществление деятельности должна возникнуть у профессионального участника с даты получения указанных документов.
С уважением,
председатель Правления
А.Тимофеев